В прошедший понедельник игровую общественность всколыхнула новость о том, что один из ветеранов Blizzard, Крис Метцен, покинул компанию. В чем причины такого шага можно только догадываться, да впрочем это и неважно. Главное в том, какие последствия для компании, проектов и в конечном счете, для нас поклонников «Метелицы» влечет за собой этот шаг.
Восклицания типа «ой, все!» — это эмоции чистой воды. Зрелые компании, к которым, безусловно, принадлежит Blizzard, не валяться из-за ухода ключевых людей. Во-первых, важную роль в них играют не только люди, но и принципы работы. Если процессы выстроены верно, то уход ключевой фигуры не означает остановку, а скорее меняет курс движения. Во-вторых, «свято место пусто не быват». В таких компаниях работают лучшие и при нормально выстроенном управлении на такие позиции уже готовы несколько претендентов. Да, может они не настолько раскручены медийно, но для компании важно другое — та основная работа, на которую тебя наняли. Понятное дело, что сеттинг Warcraft тянул не один он. Наверняка уже есть запасной игрок, который до этого был в тени.
Утверждения типа «это будет уже не та Blizzard» тоже вызывают улыбку. Она уже давно не та. Посмотрите ролик, который был сделан на двадцатилетие компании. Более того, исход ветеранов и ключевых лиц я рассматриваю, как плюс, а не признаки развала. Любая компания, если она нацелена на развитие, должна обновляться. Должна прийти «молодая шпана», которая не боится рисковать и делать что-то новое. Если посмотреть на то, что делала студия последние годы, то собственно новаторства там не особо много. Heartstone, Heroes of the Storm, Overwatch — это все проекты в утвердившихся жанрах. Если вспомнить Starcraft и ранний WoW, то там новации были настолько велики, что выводили жанры на качественно новый уровень.
Именно поэтому я со скепсисом отношусь к перспективам Bonfire, которую организовали Роб Пардо и выходцы из Blizzard. Да, скорее всего, нас ждут хорошие игры, но прорывов не будет. Профессионал за сорок уже имеет тот опыт, от которого трудно отойти. Он знает как и знает что, но четкое понимание того как достичь успеха может сыграть и в минус — он не будет рисковать и заходить в зону неопределенности. Провал Titan’a и вырождение его в Overwatch это лучший пример подобного поведения. На каком-то этапе процесс не пошел, решили не рисковать и ушли в «зону комфорта» — командный шутер. Инновации? Не, не слышали. Мы знаем как делать проходные продукты. Поэтому Niantic создает Pokemon GO и срывает джек-пот,а Blizzard делает Overwatch и довольствуется долей на стабильном рынке.
Безусловно, Метцен яркая и многогранная личность. Он пришел в молодую команду художником, но вскоре стал соавтором главных сеттингов — Warcraft, Diablo, Starcraft. Он озвучивал персонажей. Он был великолепным шоуменом, который заводил фанатов на Blizzcon’ax. Но наступил период, когда желание идти вперед сдерживается прагматичным рацио — не, тут риск, могу облажаться, а у меня репутация.
Впрочем, довольно рассуждений на общие темы. Чем конкретно отзовется уход Метцена для того же World of Warcraft?
Начну с грустного — о фильме. Признаюсь, я слишком поспешил, сказав, что мы наблюдаем появление новой фентезийной кинофраншизы. Да, 450 миллионов сборов это не провал, но и не успех. Как говорят люди, разбирающиеся в логике кинобизнеса проект вышел в ноль, поскольку едва покрыл затраты на производство и маркетинг. Это не «Властелин колец» с ошеломляющим успехом. Да, фильм пошел на ура у аудитории фанатов, но критики и обычные зрители восприняли его неоднозначно. Поэтому продолжение как объект инвестиций — дело рискованное. Метцен, как активный участник работы над лентой и отец сеттинга, думаю прекрасно это понимает и вряд ли видит перспективу. Поэтому его уход это в чем-то сигнал того, что продолжение под большим вопросом.
World of Warcraft. Думаю, что «Хроники» это «дембельский аккорд» Метцена. Он сочинял эту историю двадцать лет и подвел итог на нынешнем этапе, закрыв дыры и приведя в порядок лор. И поэтому, скорее всего, выход из строя многих главных героев дело времени. Тралл, как один из фаворитов Метцена уже понижен в звании и скорее всего удалится на покой в ближайшее время. Тянуть резину с Саргерасом тоже не имеет смысла. Пылающий Легион уже в энный раз идет на штурм и пора бы уже поставить точку. Так что в Legion нас ждет стремительное завершение этой большой главы и следующий виток сюжета. И писать его будут другие люди.
Встречи с ними ты уже не жди.
И хотя нам прошлое немного жаль,
Лучшее, конечно, впереди.
Зачем догадываться о причинах? Он прямым текстом написал, что выходит на пенсию, к
семье. Не в другие проекты, а просто устал за 23 года.
Как консультанта, мне кажется, все равно будут привлекать — по крайней мере, по глобальным вопросам, космология и пр.
Ну а сюжеты дополнений, зон и тот забавный квест про мурлоков понятно, что держится на команде, не на нем одном
@ Gnomecore — на пенсию к семье, это типа как раньше было «по состоянию здоровья». Такая себе стандартная отмазка. Ему 42 года, какая пенсия? )) Это возраст Карлсона — «в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил» ))
Думаю Крис пару лет отдохнет отработы, а затем вернётся — перейдёт в Bonfire, где ему, как он написал о нынешней должности, не придётся выслушивать спорящих друг с другом гиков и искать компромисы. Или займется любимыми комиксами — примерно как Мики Нельсон после ухода.
Спасибо ему за чудесные миры, но в последнее время им нужен был свежий глоток воздуха. Возможно просто я повзрослел, но от StarCraft 2, аддонов к WoW после Cataclysm оставалось скомканное впечатление о сюжете. А то, что сейчас происходит в Legion уже без участия Криса пока в основном радует.
А кто сказал, что у Титана был провал? Титан отменили когда увидели, что это копия Дестени, которая вышла значительно раньше. Это вот по словам самих глав из Близзард.
А по поводу исхода, то уже было такое с Билом Ропиром и Ко. Которые забацали Хеллгейт. Кстати, а где он?
Рынок игр щас перегрет. Необходимы большие вливания бабла и отсутствие страха его тратить.
@Tauren40k
Не припоминаю, чтобы где-нибудь говорилось, что Titan отменили из-за Destiny. Причину как-то объяснял Роб Пардо — когда они запустили WoW, то посчитали себя всезнайками по MMORPG и построили грандиозные планы. А когда попытались поиграть в то, что получилось, увидели — играть в это довольно скучно.
Рынок с распространением мобильных платформ и f2p-игр сейчас наоборот более доступен для небольших компаний с качественными идеями. Не обязательно пытаться создать проект AAA-класса, где нужна большая команда разработчиков, качественное тестирование и проч. Можно создать что-то попроще и найти своего игрока.
@ Deckven
Усталость — дело субъективное, другое дело, что большинство вынуждено тянуть лямку вне зависимости от нее. Метцену незачем привязываться к пенсионным срокам, устанавливаемым государством или обществом И разве не прекрасно, когда человек может пожинать честно заработанные плоды своих трудов в расцвете сил, а не дряхлой развалиной?
Имя вписано в историю, игры и компания — флагманы индустрии. Можно спокойно ездить на пикники и гамать в свои детища Рад за него.
Увы, я думаю, что это важный сигнал. Крис — это золотой век Вселенной Варкарфт, лучшие идеи, тот самый лор, двигатель мира, зачинатель концептов, вдохновитель на новое и примиритель со старым, спорщик с менеджерами и пинатель лентяев…
Без Криса Метцена… впрочем. мы увидим сами, каков будет WoW.
Вернемся в этот пост через три года ?
Ну может, про «пинателя лентяев» чуток увлёкся ))
Хорошо, если будет достойная замена. Но вряд ли удастся сохранить ту самую атмосферу, и от этого грустно. Прощаться с персонажами и общим настроем, с которыми бок о бок ещё с вк3 совсем не хочется.
@ Gnomecore, я сильно сомневаюсь, что такой человек как Крис обоснуется где-то на Мальдивах и будет потягивать дайкири, целый день валяясь на пляже )))
@ Sheo. Смотря что считать «золотым веком». Warcraft III? Ванила? ТВС? WotLK? У каждого свое мнение. Для меня нет «золотого века», потому как, например, мне очень понравилась совершенно выпавшая из «генеральной линии» Пандария и сейчас очень нравится вернувшийся в нее Legion. А времена WC 1/2 я вспоминаю с улыбкой и помню как мне было грустно, когда обе кампании закончились.
Помимо того, что Метцен был создателем вселенной, он еще и косяков там наплодил. Сколько ретконов на его совести? А притянутый за уши альтернативный Дренор — это ведь тоже его рук дело.
@ Tauren40k — был ролик, в котором сам Метцен говорил о том, с какими чувствами они закрывали проект. Как по мне это звучало как признание провала.
Грустная новость, бесспорно. И пусть кто бы не говорил, что свежая кровь это хорошо, тем не менее, терять отцов-основателей не хочется. Потому что именно их мир, который выстраивался овер 20 лет мы полюбили, привыкли и возвращались после паузы не один раз.Я согласен со многими, кто уже оставил комментарии. Согласен с тем, что изменится общая атмосфера, что это вполне может быть важным сигналом для коммьюнити о грядущих изменениях.
Недавнее интервью разрабов относительно того, что они могут наклепать еще кучу антогонистов защитников Азерота, непрозрачно на это намекают. Быть может Крис не захотел в этом участвовать, быть может решил закончить «свою» линию борьбы с Легионом и оставить ребят разбираться со всем остальным самим.
Стас, ты прям мои мысли повторил на счет «Хроник», буквально перед релизом Легиона, когда я закончил читать книгу, именно эта мысль меня посетила. Такая систематизация, упорядочивание всего, что случилось за все эти годы, наталкивает именно на это.
Более того, этого не было сделано ни в WotLK, когда лора было уже достаточно, ни в Cataclysm, когда перекроили Азерот, ни даже в Пандарии, когда открылся огромный континет. Именно сейчас, когда Легион снова на пороге и после (во время) выхода фильма.И когда эта мысль у меня возникл, я будто уже увидел, как Крис собирает вещи с полок и стола, упаковывает их в коробки и снимает табличку с именем с двери. Конец эпохи.
Пройдя квесты Legion был в восторге, по моему мнению это был совсем другой уровень в принципе. Было ощущение, что сюжет делали другие люди. Поэтому когда узнал, что Метцен ушёл совсем удивлён не был. Думаю что он вообще не прикладывал рук у сюжету Legion. На мой взгляд аддон получился более целостным и гораздо более драматичным чем предыдущие дополнения (да, все любят Game Of Thrones). А Метцен ушёл уже по факту и решение о его уходе (и скорее всего НЕ участие в Legion) было принято гораздо заранее.
И с автором согласен, что нужны изменения всегда и во всём. И рад, что компания не тормозится старыми, но именитыми работниками.