Есть ли торговля в WoW?

Изначальная задумка состояла в том, чтобы написать постинг о том, как стать аукционным барыгой или как минимум игроком, который может заработать, не прибегая к нудному фарму.  Но на ММОзговеде Атрон опубликовал заметку «WoW: Недоторговля», прочитав которую, я испытал легкий культурный шок. От чего? Читаем цитату.

«… торговец из меня всегда был неважный. Я легко упускал выгоду, идя навстречу покупателю, или рисковал там, где не нужно было. Но чувство «крайнего» в команде, врожденная черта характера, часто заставляла заниматься тем, что в данный момент необходимо всем. И так получилось, что в WoW наши ребята массово стали избегать торговли, перекладывая эту задачу на плечи любого, кто проявлял хоть какую-то минимальную активность в этом вопросе…

…Так что и сейчас я бросаю в банк пускай и небольшие суммы, по сравнению с тем, что приносит Андре и что приносил раньше Ру, испытывая тем не менее то самое чувство, заряжающее меня положительными эмоциями. Но это единственная светлая сторона в занятиях торговлей. Потому что по сравнению с другими проектами в WoW она явно хромает. Да и торговлей, по большому счету, не является«.

Если бы эти слова написал кто-то другой, то после этих абзацев я закрыл бы вкладку браузера. Неважный торговец, который занимается этим из чувства долга, вряд ли напишет что-то толковое про крафт и аукцион. Но поскольку статью написал автор, мнение которого я ценю, то я все-таки дочитал ее до конца. И был обескуражен. Первой была мысль написать разгромный комментарий на эти теоретизирования. Но я не люблю чистого негатива. И в жизни и в своей повседневной работе я всегда стараюсь делать конструктивные выводы, которые могут помочь человеку. Я решил разобрать доводы и выводы автора и, самое главное, дать практические рекомендации относительно того как зарабатывать в WoW. Как по мне, то, что написал Атрон во многом является взглядом новичка, который хочет зарабатывать, но толком не понимает как. Я сам когда-то был таким и достаточно долго. Крафтом я стал заниматься на исходе второго года в игре, а проворачивать крупные операции на аукционе — летом прошлого года.

Поэтому этот постинг является не только критикой на «Недоторговлю», но дает набор советов, которые помогут вам начать или продолжить с новыми силами «аукционные войны» и, главное, заработать на этом. Советов, которые опробованы на практике и дали результаты. Думаю, что Атрону они уже не помогут, поскольку команда 7Crafts ушла из WoW в Aion, но тем, кто еще в Азероте эти советы должны помочь.

Итак, поехали.

В качестве одного из основных доводов, который обосновывает утверждение о том, что торговля в WoW торговлей не является, приводится факт отсутствия так называемых «закупочных лотов». Закупочный лот — это, скажем так, заявка игрока на то, что он готов купить такой-то товар в таком-то количестве и по такой-то цене. Тогда как в WoW есть только «продажные лоты», то есть товары, которые предлагает продавец по определенной цене. Атрон делает вывод о том, что в игре нет механизма формирования спроса. То есть механизм формирования предложения в виде продажных лотов есть, а механизма формирования спроса нет. Конечно, есть трейд, но это как бы, полумеры.

Тем не менее, из факта отсутствия закупочных лотов автор делает серьезные выводы. Читаем ниже.

«…Итог простой — вместо торговли мы получаем некий аналог лотереи, где зачастую, если не погружаться в вопрос с головой, не обладать достаточными финансовыми запасами для устранения неадекватно понижающих цену игроков, не мониторить рынок большую часть дня или хотя бы прайм-тайм, вы, скорее всего, проиграете или махнете на это занятие рукой…»

Разберем по порядку.

«Вместо торговли мы получаем некий аналог лотереи» — лотерея в рейдах. Там из босса что-то падает с какой-то вероятностью и, если вы не пользуетесь ДКП, вы еще раз бросаете кубик. Экономика WoW подчиняется четким законам, которые несложны для понимания и о которых знают те, кто играет на рынке.

Совет №1. Даже если учесть тот факт, что от сервера к серверу экономика может сильно отличаться, экономические циклы работают везде. Я выделю два из них — цикл, связанный с выходом нового патча и суточный, завязанный на рейд-тайм большинства гильдий сервера. После патча экономика цветет и пахнет, потому как резко возрастает спрос — игроки возвращаются в игру, либо пересаживаются на рейдящих/аренящих мейнов, появляется новая экипировка и рецепты. В первые три-четыре недели на рынке есть ажиотажный спрос, который глотает практически все предложение. Знание о втором цикле дает информацию о том, когда надо ставить товар, чтобы его с высокой вероятностью купили. В прайм-тайм, примерно между 20-00 — 0-00 серверного времени, когда счастливые рейдеры бегут на аук за камнями и чантами, чтобы довести до ума полутанные эпики. Этот стабильный спрос сохраняется примерно два-три месяца, после чего идет на спад и тихо тухнет, чтобы опять возникнуть после выхода нового патча.

Человек, который владеет этой информацией, не играет в лотерею. Он играет расчетливо, понимая риски и выгоды.

«…Не обладать достаточными финансовыми запасами для устранения неадекватно понижающих цену игроков…» — это что значит? Скупить товар, который выставлен по заниженной цене и потом выставить по нормальной цене? Зачем? Это сделают за вас другие торговцы или потребители и выровняют цену до среднерыночной. В «горячих» сегментах колебания цены не слишком сильные, таких выскочек быстро гасят. Впрочем, есть тонкая стратегия, которая позволяет захватить контроль над сегментом рынка и какое-то время зарабатывать на нем. Она называется Deep Undercutting. Суть состоит в том, что в каком-то сегменте барыга начинает выставлять товар практически по себестоимости, что делает для других торговцев игру не выгодной. Они уходят из этого сегмента. Андеркаттер слегка повышает доходность и продолжает самолично пастись на этом рынке. Да, для такой стратегии нужны средства, но лично я видел подобное в действии всего несколько раз.

Совет №2. Самые активные рыночные сегменты это, конечно, товары текущего дополнения и контент-патча. Здесь самая высокая конкуренция. Если в сегменте «вашего» рынка завелись неадекваты и вы пришли к выводу о бесполезности борьбы с ними, отчаиваться не надо. Найдите другие сегменты. Они всегда есть. Обратите внимание на товары для твинков и альтов, например, чанты и камни старого контента, сумки, детали для кача профессий и т.д. Чаще всего в них конкурентов мало и там можно зарабатывать.

«…не мониторить рынок большую часть дня или хотя бы прайм-тайм». В этом нет необходимости. Во-первых, есть аддоны, которые помогут вам собирать данные по ценам и строить графики для того, чтобы принимать решения. Во-вторых, не надо кэмперить аук целыми днями. Зная о суточном цикле очень просто определить стратегию поведения. Перед тем как зайти мейном, я вхожу крафтовым альтом и ставлю товар, а перед тем как уйти спать — проверяю подрезки и переставляю. В моей практике был всего один (!) случай, когда кэмпер не давал возможности торговать, потому как торчал там действительно круглые сутки.

Совет №3. Все, что нужно знать – это что пользуется спросом, а это не секрет за семью печатями. Определите свой «товарный ряд» из 5-15 позиций и этого вполне хватит вам на хлеб с маслом. Набор из двух профессий на одном персонаже вполне даст вам такую «полку», а если у вас есть два персонажа уровня 75+, то и подавно. Потратьте время на то, чтобы понять, чем можно торговать, пощупайте сегмент рынка, посмотрите на конкурентов. Если это товары повышенного спроса, то ставьте товар с учетом суточного цикла. Наиболее перспективные в этом плане профессии – зачаровывание, ювелирное дело и, отчасти, начертание.

«…если не погружаться в вопрос с головой…» – очень интересная и показательная фраза. Я активно занимался крафтом-ауком месяца три-четыре, после того как завязал с рейдингом в июне 2010 и до релиза «Катаклизма» в декабре. Именно в этот период я приобрел основные знания и навыки в этом аспекте игры. Мне нравилось рыться на вовхеде, читать советы бывалых барыг, оптимизировать технологические цепочки моих крафтеров, искать незанятые или неактивные, но прибыльные сегменты рынка. Это была «светлая сторона» экономической системы. Я ловил фан от процесса исследования и потом от результатов. Ведь экономика WoW это лучший «песочный» элемент в игре. Здесь большего всего комбинаторики и вариативности.

Совет №4. Капитан Очевидность подсказывает, что вы ничего не получите если не прилагаете усилий. Нигде, ни в реальной жизни ни в игре. Вы же читаете гайды по классам? Подбираете обвес, чанты и гемы. Отрабатываете ротацию. Изучаете тактики, смотрите ролики, когда готовитесь к рейду. Вы думаете над распределением ролей на БГ или вырабатываете тактики для вашего сетапа для арены. Изучаете лор, чтобы лучше вжиться в роль. Тоже самое с аукционом и крафтом. Если вы хотите результатов, то погружаться надо. Необязательно с головой, но хотя бы по щиколотку. Читайте тематические блоги и сайты, пробуйте аддоны, посмотрите вовхед. Поиграйте, наконец. Если для вас это не интересно, то, увы, аукцион не для вас.

С разбором выводов все. Но в тексте есть несколько фраз, которые тоже хотел бы прокомментировать и дать рекомендации.

«Я говорил о том, что многие ребята в нашей команде избегают торговли. На мой взгляд, это связано в первую очередь с тем, что новичку в торговле очень сложно определить начальную стоимость того или иного предмета».

Совет №5. Все просто как угол дома. Ставим аддоны LilSparky’s Workshop и Auctionator. Подходим к аукционисту в Штормграде или еще где, вызываем окошко профессий и жмем на маленькую кнопочку с буквами «АН». Через десять-пятнадцать секунд вам выдается две цифры — себестоимость предмета и текущие предложения. К этому прилагается список товаров, которые нужны и которые через интерфейс аддона очень удобно купить. Смотрим на две цифры и, если вас устраивает уровень доходности (например, продажная цена больше себестоимости на 30-60%), то производим товар и ставим на аукцион, подрезая на один медяк конкурента. Все.

«Большинство игроков, включая меня, никогда не смотрят на то, у кого они покупают нужную вещь».

А зря. Можно ведь и поторговаться. Я хорошо помню свою первую сделку — покупку эпического ружья. Дело было больше трех лет назад. У меня тогда на руках было что-то около 600 золотых, а ружье стоило, кажется около 500. Мы поторговались и продавец уменьшил цену на сумму, которая тогда была значительна для меня. Далее, знать своих конкурентов — один из элементов успешной аукционной борьбы. Вы же знаете своего врага в лицо на арене? Почему вы закрываете глаза на своих конкурентов? Это нелогично. Причем самое главное, что вас никто не ограничивал в инструментах. Общаться на темы торговли с кем угодно. То, что ты не смотрел на имена продавцов — твои личные проблемы.

Совет №6. Все достаточно просто. Зачастую полезен «экспресс-анализ» своего конкурента. Скажем, товар выставлен персонажем 75-го уровня. Узнаем где стоит персонаж. Скажем, в Даларане. Что это значит? Это значит, что мы имеем дело с крафтящим альтом, у которого прокачана инженерия. Даларан сейчас это вымерший город, где нет лагов в прайм-тайм, что облегчает процесс сканирования и производства товаров (с ужасом вспоминаю лаги в Шторме в первые недели «Катаклизма»). Кроме того там короткое расстояние между почтовым ящиком и аукционером. За этой маской может скрываться барыга, конкуренция с которым будет серьезной. А если это  персонаж 85-го уровня в рейдовом обвесе, которого занесло в Стальгорн? Это значит, что это мейн, который время от времени ставит товары на аукцион и в рейд-тайм его можно спокойно подрезать. Если хочешь узнать больше — пообщайся с человеком, пойми кто он и что он. Я так знакомился с людьми и, даже конкурируя мы получали удовольствие от общения и делились интересной информацией.

«Социальная составляющая торговли в WoW упразднена сознательно. Здесь ругать создателей я не собираюсь, хотя понимаю, что мне социального аспекта в торговле не хватает сильно».

Что значит «социальная составляющая торговли в WoW упразднена сознательно»? Кем упразднена? Прости, Атрон, а что, пользоваться трейд-каналом религия не позволяла? Или в интерфейсе выпилена возможность посылать приватные сообщения и почту? Близы что, заменяют твои торговые предложения на !»№%?:* когда ты говоришь об этом в трейде? Посмотри на трейд-канал в прайм-тайм. Куплю-продам, ваши предложения, танчу за еду и тому подобные сообщения. Жизнь кипит! Тебе не хватает закупочных лотов? Поспамь в трейде «куплю по такой-то цене, слать CODом». Ругать надо не создателей, а себя, потому что разработчики дали все инструменты для общения, а ты ими не пользовался.

Совет №7. Не игнорируйте трейд-канал. Зачастую это один из самых эффективных способов быстро продать дорогостоящую вещь. Также трейдом часто пользуются игроки, которым нужно быстро продать вещь или реагенты. Они не хотят парится с аукционом, потому как наличка им нужна здесь и сейчас. Также трейд это хороший способ прорекламировать свое торговое предложение, привлечь к нему внимание.

Подведу итог. Бесспорно, наличие закупочных лотов было бы полезным и сделало бы игру на аукционе и крафт более живыми. Удобно дать заявку на товар и выйти из игры, дабы не парится с переговорами. Но их отсутствие не является критичным. Делает ли это торговлю ущербной, «недоторговлей»? Нет, не делает. Я могу заработать деньги крафтом, спекуляциями и игрой на разнице цен между серверами и фракциями. Я могу купить полезные для меня предметы, начиная от реагентов для крафта и заканчивая БоЕ-эпиками. Я могу быстро собрать группу в ТК за маунтом, поскольку золото ценится игроками и они охотно продадут свои услуги за него. Наконец, я получаю фан от процесса заработка и от приобретения вещей. Отсутствие «механизма формирования спроса» не создает критических проблем для меня и для многих, кто освоил «аукционное PvP». Торговля в WoW полноценна в том смысле, что дает как ощутимые результаты, так и в том, что не является нудным занятием, как, например, в том же EQ2.

Впрочем, недостатки экономической составляющей WoW все же есть, причем серьезные. Но решить их возможно и об этом всем я напишу в другом постинге.

Атрону же и его команде я хочу пожелать удачи в новом проекте в общем и в торговле в частности.

Author: Deckven View all posts by

43 Comments on "Есть ли торговля в WoW?"

  1. Чумбавамба 3 Ноябрь 2011 в 13:30 -

    Конечно же есть торговля в WOW.
    Совет номер ещё один — курочка по зёрнышку, минимальная деятельность во многих областях принесёт больше денег, чем попытки продавить какую-то одну.
    И ещё один совет — иногда нет смысла часто переставлять лоты на медяк, можно просто выложить кучу лотов с низкой ценой ставки и актуальной ценой выкупа. Для тех, кто закупается без аддонов эти лоты будут вверху списка.
    Извините, если капитаню.

  2. Рунольв 3 Ноябрь 2011 в 13:50 -

    Писать комментарий размером с оригинальный пост, наверное, не слишком разумно, поэтому я остановлюсь на нескольких наиболее запомнившихся моментах.

    Когда-то на заре туманной юности, когда я впервые сунулся в Вов (один, без товарищей), мне для какого-то кожевенного крафта понадобился флакончик какого-то зелья. Ох, как же я искал его на аукционах! Никто не продавал. То есть вообще. Дошло до того, что я рассылал письма с просьбой сварить этот эликсир на имена крафтеров, торговавших на аукционе всякой алхимической продукцией. Ох, как мне не хватало тогда закупочного ордера! А еще ситуация усугублялась тем, что заглянул я тогда в ВоВ прямиком из Евы-онлайн, где рынок следует писать с большой буквы — Его Величество Рынок! О маркете в Еве можно писать отдельные циклы статей. Одно только богато иллюстрированное руководство (созданное, кстати, самими игроками) занимает несколько сотен страниц.

    Отсутствие закупочных ордеров тесно сопрягается с отсутствием рыночной истории. В результате я смотрю в аукцион и не знаю: те три жалких предложения по конкретной позиции — это реальные рыночные цены? По ним покупают? Или просто кто-то от балды взял и выставил «тонкий кожаный пояс» на пятый уровень за 75 голда? (Реальная ситуация). И если я выставлю этот же поясок (с себестоимостью дай бог пять серебряных) за 74 золотых, то у меня его купят? Или он так и будет висеть до морковкиного заговенья?

    Мониторинг рыночных цен в существующем варианте аукциона очень не прост. Наверняка эту задачу можно решить с помощью аддонов (или написать свой, если очень подопрет), но стандартными средствами он практически не решаем: я не вижу цен, по которым проходили реальные сделки. Соответственно, я не могу оценить адекватность текущих предложений (если они есть) и сформировать свои (а если рынок по данной позиции пуст, то я вообще лишен какой-либо точки отсчета).

    А теперь давайте посмотрим на другой аспект торговли: адресность. В реальной жизни я иногда заказываю товар через интернет-магазин. Но еще чаще я покупаю хлеб в булочной за углом моего дома. Я непременно перебрасываюсь парой слов с продавщицей, она мило мне улыбается, иногда советует «взять вон тех коржиков, они сегодня необычайно свежи». И простая финансовая транзакция превращается в приятное социальное взаимодействие. Встретив ту продавщицу на улице я обязательно поздороваюсь с ней и она наверняка улыбнется мне в ответ.

    Это то, чего мне очень не хватает в ВоВе. Трейд-канал — это всё же не то, не то… Разложить на газетке старые отвертки, часы с глухонемой кукушкой, надколотое с одной стороны, но еще почти целое увеличительное стекло. Степенно поздороваться с соседями, пройти по рядам, посмотреть кто что продает сегодня. Окликнуть проходящего мимо воина, предложить ему «замечательные поножи! Совсем новые! Как раз его размер!» Это же целая отдельная игра! Зарабатывание денег — это, конечно, тоже дело важное и нужное. Но когда сам процесс еще и приносит удовольствие — то в такую игру влюбляешься полностью и навсегда.

  3. Rigeborod 3 Ноябрь 2011 в 14:17 -

    Так и вспоминается поговорка «В огороде бузина…»

    Есть ли торговля в ВоВ? Конечно! Была бы она, если бы не было аукциона? Конечно! Чата и окна обмена вполне достаточно. Если понять этот простой факт, то далее разговор встает не о достаточности (как я уже сказал — чата и окна обмена формально достаточно), а об удобстве инструментов. Не о теоретической возможности торговать, а о практической стороне вопроса. Все доводы про «я могу» из последнего абзаца точно также применимы к схеме чат + обмен.

    Оно может быть не очевидно, но то «я могу» происходит вопреки, а не благодаря инструменту, который есть в ВоВ.

    Можно ли определить, насколько активно торгуется этот товар? Можно, но надо пробовать им торговать, заранее сказать невозможно. Это в качестве примера. В ВоВе недоторговля не в том смысле, что нельзя нормально торговать. Можно. Просто заменяя отсутствующие инструменты неудобными и излишними в нормальной ситуации действиями. Как-то так.

  4. Deckven 3 Ноябрь 2011 в 14:19 -

    2 Рунольв

    Отсутствие закупочных ордеров тесно сопрягается с отсутствием рыночной истории.

    Вот этот сайт может помочь проследить историю по предмету на конкретном сервере
    http://www.wowecon.com

    В результате я смотрю в аукцион и не знаю: те три жалких предложения по конкретной позиции — это реальные рыночные цены? По ним покупают? Или просто кто-то от балды взял и выставил “тонкий кожаный пояс” на пятый уровень за 75 голда? (Реальная ситуация). И если я выставлю этот же поясок (с себестоимостью дай бог пять серебряных) за 74 золотых, то у меня его купят? Или он так и будет висеть до морковкиного заговенья?

    Если он провисел неделю и его никто не купил, что можно смело понижать. Если ждать не хочется, то есть просто способ — кричим в трейде «продам «тонкий кожанный пояс», висп цены». Если никто не откликается — то можно смело сдавать вендору.

    Вообще интересная тема — как оценить стоимость предмета без аддона. Надо будет пост написать, потому как для разных категорий товаров есть свои тонкости.

    Мониторинг рыночных цен в существующем варианте аукциона очень не прост. Наверняка эту задачу можно решить с помощью аддонов (или написать свой, если очень подопрет), но стандартными средствами он практически не решаем: я не вижу цен, по которым проходили реальные сделки. Соответственно, я не могу оценить адекватность текущих предложений (если они есть) и сформировать свои (а если рынок по данной позиции пуст, то я вообще лишен какой-либо точки отсчета).

    Я уже сказал, что про недостатки я напишу и первый из них — кривой-кривой стандартный интерфейс. Без запиливания аддонов торговля и крафт превращаются в нуднейший процесс. Конкретно по твоему вопросу — Market Watcher и Auctioner Suite. Там можно отслеживать и динамику изменения цен и успешность продаж того ли иного товара.

    Трейд-канал — это всё же не то, не то…

    А почему, почему?…

  5. beshere 3 Ноябрь 2011 в 14:23 -

    А мне вот нравится ситуация с «непонятной ценой». Те для кого она непонятна и обеспечивают прибыль тем, кому понятна. Справедливая цена — вообще понятие не рыночное, по-моему.

  6. Atron 3 Ноябрь 2011 в 14:47 -

    Бхе-хе-хе, дядюшка Атрон как объект показательной порки. :) Я не против. Сам виноват, придумав провокационное, излишне негативное название заметке. Что посеешь, как говорится.

    У нас с Дэком сразу после выхода моей заметки была приватная дискуссия в скайпе. На поставленные в сегодняшнем тексте вопросы я давал ответы и Дэк их слышал. Устроили они Дэка или нет, это уже другой вопрос. Дискуссия была, она не продолжилась, каждый остался при своем. Так часто бывает.

    Так как стиль текста назидательный, а не дискуссионный, и мне отведена в ней роль отрицательного персонажа, я с удовольствием готов ее играть для уважаемого мной человека. :)

  7. Чумбавамба 3 Ноябрь 2011 в 14:53 -

    Касательно «справедливой» цены — можно, например, скупить какие-то материалы или производные когда их цена внизу и выложить задорого, но если выложить (например) огранённые красные камни по 60г (допустим, купленные по 18) — уходить они будут только в день-два большого патча. А «справедливой» ценой будет где-то от 25 до 40г, за эти деньги камни охотно покупают вместо того, чтобы ныть в личку знакомым ювелирам. Как-то так.

  8. Deckven 3 Ноябрь 2011 в 15:00 -

    Оно может быть не очевидно, но то “я могу” происходит вопреки, а не благодаря инструменту, который есть в ВоВ.

    Какому инструменту? О стандартном интерфейсе я уже сказал — он никуда не годится. Взять хотя бы факт того, что цены на товар надо пробивать вручную. И то, что почту нельзя забрать нажатием одной кнопки. Но ситуация прекрасно решается нажатием ОДНОЙ кнопки в упомянутом в постинге аддоне.

    Можно ли определить, насколько активно торгуется этот товар? Можно, но надо пробовать им торговать, заранее сказать невозможно. Это в качестве примера.

    Я уже писал о сайте и об аддонах. Забыл еще про вовхед, на котором указывается примерная выкупная цена. Не говоря уже о том, что в комментариях к предмету можно найти массу ценной информации по спросу на предмет.

  9. Deckven 3 Ноябрь 2011 в 15:09 -

    Андрей, у меня не было цели выпороть. Я же сказал в постиге, что не в моих правилах это. Моя цель как блогера — давать полезную, позитивную и объективную информацию, которая может помочь людям.

    И я бы не стал называть себя «отрицательным персонажем». Твой постинг это хороший пример того, как смотрит новичек на аукцион и экономику в игре. «Нестабильность», «лотерея», «безумные залетные торговцы» — все это выражает твою растерянность перед рынком. Я сам был таким и довольно долго. Это нормально. Поэтому я решил сделать «работу над ошибками», которая должна помочь другим неопытным игрокам быть успешным в этой области. Назидательный стиль? Да, потому как я советую и учу неопытных читателей в том, что надо делать.

    Единственное, за что тебя можно попинать, так это за то, что твой постинг будет демотивировать новых игроков. «Аааа, как все страшно, вот почему у меня ничего не выходит, да ну его нафиг, пойду дейлики поделаю» )))

  10. Jurii 3 Ноябрь 2011 в 16:51 -

    Вот что плохо в нынешней системе — отсутствие точных данных кто что и за сколько купил на ауке. Подобная информация очень бы пригодилась при борьбе с конкурентами. Хотя что там — в сцаном интерфейсе вова даже нельзя задать поиск по имени продавца -_-.

  11. Atron 3 Ноябрь 2011 в 17:44 -

    Дэк, я надеюсь, что ты понимаешь несколько простых вещей, которые я уже пытался объяснить.

    1. Я изначально пытался донести, как чувствует себя новичок в игре. Поэтому когда ты меня утешаешь, что я пишу, как новичок, мне приятно. Я достиг своей цели.

    2. Мои заметки никогда не были гайдами, они рассказывали о людях и игровых механизмах, воздействующих на людей. Я намеренно приводил себя в пример в качестве незадачливого торговца (каким и являюсь, о чем говорю в самом начале заметки), чтобы донести одну простую мысль — ММО не должна научить вас торговать, это вообще утопия, так как игровая торговля оторвана от реального мира слишком сильно. Она должна помочь вам общаться. Чем больше игроков вовлечено в торговлю, тем больше взаимодействия происходит.

    3. Описанные тобой приемы торговли практически на 100% метагейминг. И, надеюсь, ты понимаешь, что любое проявление метагейминга — камень в огород разработчика Игры.

  12. макс 3 Ноябрь 2011 в 19:20 -

    Во времена Лич Кинга, я выставлял багровый рубин в среду ночью (с 1-00 -ну это уже четверг) и к 9 утра четверга стак был продан, ибо красный слот и «рт» в среду на 1/2 квартала )))) Получал где-то 20х300 голд = 6к, и так пару месяцев, потом надоело, да и я так не понял нафиг в вов голд, купить эпик — хм…мне казуалу и не надо. Т.к на «собаке» (в кб) выдавал и ВЫЖИВАЛ больше, чем такой же хант в купленных бое. Мотик у меня уже есть. Но все равно копить годлу прикольно, скопил 50к и доволен )))

  13. Корс 3 Ноябрь 2011 в 20:10 -

    Экономику ВоВ и Евы сравнивать глупо. Забавный факт, но все забывают, что крафт топ пухи в Вов это дело 3х секунд, а крафт Титана (очень крутой и большой корабль) в Еве это несколько месяцев. Плюс товар нужно перевозить. Т.е. физически. Погрузить на корабль и отправить из точки А точку Б, при этом вас 100 раз могут ганкнуть и вы потеряете все вещи, которые у вас были. В худшем случае еще и навыки утратите.

    Спрос в Еве и вов это разные вещи. Абсолютно. Смысл иметь доску для размещения объявлений, если она будет завалена хламом? 70% запросов на закупку руды и 28% запросы нубов на закупку редких регов по цене в 1-2 голда. Оставшиеся 2% придутся на барыг, которые и так не дают торговать обычным игрокам.

    Плюс я не совсем понял, какой именно инструментарий вам нужен для аукциона? Могу с уверенностью сказать, что аукционатора и TSM хватает, чтобы доминировать над игроками не использующими адонов. Вы видно никогда не торговали глифами и не чувствуете разницы. Введение всех плюшек о которых вы тут писали приведет к тому, что рынок будет поделен между несколькими десятками барыг и пробиться туда с нуля будет очень сложно.

    P.S. Забавный факт, но все молчат о трейдовых ботах, которыми забиты все основные системы EVE

  14. я 3 Ноябрь 2011 в 20:40 -

    один раз в одной из игрушек увидел, что такое рынок с продажными и закупочными лотами (в carnage года 2 назад это было), то давно жду закупочных лотов в вов. с ними мне кажется процесс торговли намного интереснее. хотя бы для меня

  15. я 3 Ноябрь 2011 в 20:44 -

    а по поводу возможности/невозможности заработка на аукционе — мне кажется даже мало мальски мыслящий человек может заработать 100-200 тысяч за пару недель. но на это конечно надо время

  16. Deckven 3 Ноябрь 2011 в 21:15 -

    2 Корс.
    Плюс я не совсем понял, какой именно инструментарий вам нужен для аукциона? Могу с уверенностью сказать, что аукционатора и TSM хватает, чтобы доминировать над игроками не использующими адонов. Вы видно никогда не торговали глифами и не чувствуете разницы. Введение всех плюшек о которых вы тут писали приведет к тому, что рынок будет поделен между несколькими десятками барыг и пробиться туда с нуля будет очень сложно.

    Это вопрос ко мне?

  17. Deckven 3 Ноябрь 2011 в 21:19 -

    2 Макс. Во времена Лича цены были немного другие ))). Титановая сталь стоила 80-120, истинное золото сейчас 450-600, моцоцикл стоил 15-18, Фиал песков 35-45. Волю Смертоносного можно было купить за 15-25к, в ГДКП-рейде, а сейчас БоЕ из ОП стоят 25-40. Так что тратить есть куда ))

  18. Корс 3 Ноябрь 2011 в 21:29 -

    Та вопрос скорее риторический. Слишком много свистелок хотят. Для серверов в несколько тысяч игроков реализовывать их глупо. В Диабло скорее всего сделают, а вот в вов сомневаюсь.

    Раз уж пошла такая пьянка. Посоветуйте адонн, который умеет графики цен строить, а в идеале еще и в экселивские файлы экспортирова.

  19. Deckven 3 Ноябрь 2011 в 21:33 -
  20. Корс 3 Ноябрь 2011 в 21:41 -

    Благодарю. Пойду изучать

  21. Игорь 3 Ноябрь 2011 в 22:00 -

    Это только первые 500 к радуешься процессу, а потом следующие 500к -это уже не так занимательно…

  22. Jurii 4 Ноябрь 2011 в 5:01 -

    *Первый лимон, тогда уж.

  23. Starpolaris 4 Ноябрь 2011 в 8:58 -

    Я не могу себя отнести к воротилам и супер-имба-торгашам,но опыт кое-какой есть. На мой взгляд торговля на ауке это один из самых увлекательных моментов в этой игре. Я откровенно говоря не слишком уважаю игроков,которые прутся в рейд без химии и хавчика под предлогом того,что нет денег купить обязательную рейдовую химию. Ребята это смешно. Я не хочу сказать,что заработать в ВОВ можно из воздуха, но копание руды или собирание травы в начале любого контента приносит не слабые барыши, с начала Каты я зарабатыва именно горным делом ,именно оно дало мне возможность купить три дракона, механоцикл ,новые боешки в актуальное время,правда месяца через два-три из-за нашествия ботов горное дело перестало быть прибыльным ,танковать я перестал ,создал хороший фури-спек,поэтому без всякой жалости сбросил горное на кузнечку,с кузнечки особого профита срубить не вышло и все это время меня прекрасно кормит ювелирка ,просеить руду много времени не отнимает,камушки продаются неплохо даже несмотря на нерф цен у вендоров,сумасшедших денег,конечно,не срубишь,но на все текущие химические нужды всегда хватает ,просеяв 150-200 стеков руды вполне реально заработать пару косарей голды,все это происходит в режиме просмотра зомбоящика и поиска толкового пуга в ОП,одним слово НЕНАПРЯЖНО. И совет всем новичкам — никогда не говорите в пуге,что у вас нет денег на химию,это сразу выдает в вас человека необязательного и скорее всего новичка в игре, с таким подходом в хороший пуг вас скорее всего больше не позовут.

  24. Set 4 Ноябрь 2011 в 10:30 -

    Хорошая статья. В отличие от атроновской, с которой я был не согласен. Только небольшие сомнения насчёт времени «20.00 — 0.00″. У меня на Седогриве лоты обычно хорошо уходили уже где-то ночью. А вот вечером, в районе 20.00 по серверу, как раз часто перебивают. Если товар штучный, но не редкий, лучше было ставить к ночи, перед выходом из игры. Это какую ткань можно ставить в любое время и, с учётом цен, иногда и во второй десятке от минимума по выкупной цене — доберутся и скупят.

    «мне для какого-то кожевенного крафта понадобился флакончик какого-то зелья. Ох, как же я искал его на аукционах! Никто не продавал. То есть вообще.» Есть такая волшебная фраза: «Алхимики, линк в чат». Действует практически с первого раза. И нередко гораздо дешевле, чем с аука. На что я не социальный и ленивый, но и то иногда пользовался — когда в лом было за какой-нибудь занюханный символ по 150г+ отдавать.

  25. Deckven 4 Ноябрь 2011 в 10:46 -

    2 Atron.

    ММО не должна научить вас торговать, это вообще утопия, так как игровая торговля оторвана от реального мира слишком сильно. Она должна помочь вам общаться.

    Аукцион и крафт для меня являются средством зарабатывания игровой валюты. Это основная функция, а не как не общение.

    Чем больше игроков вовлечено в торговлю, тем больше взаимодействия происходит.

    Если я не ошибаюсь в первоначальной концепции WoW аукционные дома отсутствовали как класс. Торговать игроки должны были между собой напрямую. Думаю, что общения было бы море. А была бы эффективной экономика, если для крафта простейших предметов мне надо было общаться с кучей людей? Я думаю, что нет, это был бы еще тот геммор. Да и вообще — вы приходите в магазин за продуктами или потрепаться с кассиром-продавцом? Вам действительно надо это общение в реальной жизни Думаю, что большинство людей все же идут за продуктами. Если вы хотите интеллектуальной беседы, то надо идти на книжный рынок к знакомому букинисту.

    Описанные тобой приемы торговли практически на 100% метагейминг. И, надеюсь, ты понимаешь, что любое проявление метагейминга — камень в огород разработчика Игры.

    Андрей, тут ты меня полностью потерял. Что ты имеешь ввиду под метагеймингом и почему это фейл разработчика?

    P.S. Без обид — иногда читая твои постинги и комментарии возникает вопрос — «ваш шашечки или ездить?» )))

  26. Deckven 4 Ноябрь 2011 в 10:49 -

    2 Set. Первый раз я выставляю товар где-то в районе 22-00 — 22-30 по Киеву, когда захожу в игру. Переставляю около полуночи, после того как поиграл мейном.

  27. Atron 4 Ноябрь 2011 в 10:59 -

    >Есть такая волшебная фраза: “Алхимики, линк в чат”.

    Я каждый раз поражаюсь этому доводу. Уже Рыжебород выше в комментариях предельно доходчиво написал: приводить чат в качестве аргумента — неправильно, это формальный довод, который не может рассматриваться серьезно. Мы обсуждаем… внимание, сосредоточьтесь: специализрованный торговый инструментарий, который называется «закупочные лоты» и через который игрок способен указать свои намерения КУПИТЬ точно так же, как другой игрок через аукцион (а не чат) может указать свои намерения ПРОДАТЬ. Что конкретно тут не очевидно? Причем здесь чат? Вы и в морской бой в чате играть можете, но требуете от близзарда новых развлечений. Будь Blizzard провайдером системы мгновенных сообщений, а не игровых механизмов, у меня вопросов бы не было.

  28. Set 4 Ноябрь 2011 в 11:30 -

    В ВоВ намерения купить не надо указывать. Надо покупать! И для этого есть аукцион. А если товар неходовой или очень дорог — есть инструмент: торговля с рук. Ну сделали бы как в Линейке: понадобился бы мне оный фунфырик и что — сажать перса на жопу вместе с парой сотней таких же чужих, загораживая проход, и писать объяву? И ждать, что вдруг, может быть, случайно, когда-нибудь, сдуру какой-нибудь алхимик пробежит мимо и может быть заметит мою объяву и даже может быть реализует мою потребность?? Бррр. Издеваетесь? Так что мне пофиг на специализированные всякие там инструментарии, пока я могу комфортно покупать и продавать товар. А кто умнее меня, ещё и состояние на этом делает. Безо всяких там абсолютно ненужных в ВоВ закупочных лотов.

  29. Set 4 Ноябрь 2011 в 11:35 -

    Кстати: чат, вообще-то, в данном случает тоже «специализированный торговый инструментарий». Для этого есть специализированный канал: торговый. Предназначенный компанией Близзард — вы не поверите — именно для торговли. Как есть в реале специализированные печатные издания, которыми немало народу пользуются.

  30. Deckven 4 Ноябрь 2011 в 11:59 -

    2 Atron

    >Есть такая волшебная фраза: “Алхимики, линк в чат”.
    Я каждый раз поражаюсь этому доводу. Уже Рыжебород выше в комментариях предельно доходчиво написал: приводить чат в качестве аргумента — неправильно, это формальный довод, который не может рассматриваться серьезно.

    А почему? Что главное — наличие некоего совершенного инструмента в игре или результаты, которые мы получаем с помощью существующих инструментов? Андрей, еще раз спрашиваю, тебе «шашечки или ехать?» Я удовлетворяю свои потребности, с помощью того, что есть в игре, зачем цепляться к отсутствию какой-то системы?

  31. Василий 4 Ноябрь 2011 в 12:38 -

    Еще один вопрос по аддонам аукциона: Существует ли такой, который выставлял бы сразу несколько разных товаров: я начертатель и высталять каждый из 100 символов которыми я торгую напрягает.

  32. Deckven 4 Ноябрь 2011 в 13:23 -

    2 Василий. Auctioner, там есть специальное окошко для массовой загрузки лотов.

  33. Atron 4 Ноябрь 2011 в 15:25 -

    Дэк, начал отвечать, получилось очень длинно, пришлось оформлять в виде заметки: http://mmozg.blogspot.com/2011/11/wow.html

  34. HolyPriest 4 Ноябрь 2011 в 17:15 -

    Как у вас тут вкусно. Немного торговал в WoW, совсем чуть-чуть в Евке. Даже хотел майнить хай руды в нулях, но дальше вельда на Covetor дело не пошло. Поэтому осмелюсь, с небольшим знанием дела высказаться и по теме.

    С позиции кому какая игра ближе — правы оба. Не понимаю, что удивляет тебя Дек, если ты еще не пробовал Евку в принципе, во взглядах Атрона. Последний может и вызывающе вопрос поставил, но по сути само сравнение просто смешно.
    Насквозь синтетическая экономика WoW, которая движется только пинками в виде патчей и твердо стоит на рельсах нельзя сравнивать с достаточно динамичными процессами в Еве. Вот уж где действительно мало что возникает из ниоткуда или растворяется бесследно. Это сравнение сельского ларька и Ашана.
    Строго говоря, если есть в игре товарно-денежные отношения, еще не повод говорить глобально о экономике. Все познается в сравнении.

  35. Set 4 Ноябрь 2011 в 17:31 -

    «но по сути само сравнение просто смешно»
    1. По сути трейд в чате ВоВ и заявки в ЕВЕ одинаковы. По сути. И там и там покупающий делает письменную заявку на требуемый товар. Разница только в том, что в ВоВ заявка живёт гораздо меньше, на неё гораздо быстрее реагируют и меньше платят. А суть та же.
    2. Сравнение в данном случае корректно при рассмотрении с позиции конкретных игр. Трейд в Линейке убог по сути, но он плохо подходит ВоВ и хорошо подходит к самой Линейке. Трейд в ВоВ по-умолчанию не очень удобен, но прекрасно работает с несколькими аддонами в помощь и малопригоден для ЕВЕ. Трейд в ЕВЕ удобен в самой игре, но неудобен для ВоВ.
    P.S. Так что если что и смешно, так это рассуждения о плохом трейде в ВоВ, потому что там нет тупой линеечной системы. Она там и даром не нужна. И смешно сравнивать экономику в ЕВЕ и ВоВ, считая экономику ЕВЕ «настоящей». Какой-нибудь экономист в два счёта вам докажет, что в ЕВЕ такая же фальшивая экономика, в отличие от настоящей — в реале.
    P.P.S. Для вышеупомянутых игр их экономические модели весьма хороши. Что подтверждено временем и тем, что чужие модели, как их не хвали, не годятся.

  36. Deckven 4 Ноябрь 2011 в 17:34 -

    Немного торговал в WoW
    Саша, не скромничай ))). Ты же был WoW-миллионером и занимался «торговлей в сельском ларьке» активно и не один месяц )).

    Строго говоря, если есть в игре товарно-денежные отношения, еще не повод говорить глобально о экономике. Все познается в сравнении.

    Я не рассуждаю об этом в разрезе «товарно-денежных отношений». Слишком «высокие материи». Я могу заработать? Да. Я могу потратить? Да. А вот когда на сервере «Пустынные Небеса» Everquest-2 я не мог заработать крафтом на нормальные книжки заклинаний и начал покупать платину за реал — это было отсутствием торговли.

  37. Set 4 Ноябрь 2011 в 18:01 -

    В Эвере таки неплохо можно зарабатывать на «трофеях».

  38. Deckven 4 Ноябрь 2011 в 18:34 -

    Еще раз наведу на резкость. Пример недоторговли — Ru-Everquest 2, сервер «Пустынные небеса». Не знаю как сейчас, а тогда «мощь» персонажа в эке зависела больше не от шмота, как в WoW, а от уровня заклинаний. Заклинания высокого уровня учились по книжкам, которые выбивались из мобов и потом ставились на рынке. Цены для нуба в полном смысле слова заоблачные. Выбивать самому было еще более гемморным, потому как падали они с мобов с таймером спавна 30-40 минут и на которых была туча желающих.

    Зарабатывать квестами или гриндом необходимые суммы можно было неделями. Крафт представлял собой занудную миниигру и если вы не умели применять заклинания, то могли запороть дело. По времени прокачка уровня занимала примерно столько же, сколько и прокачка боевого уровня. А самое главное этот среднеуровневый крафт особо никому не было нужен и продавать его было очень трудно. По крайней мере мне. В результате я начал покупать платину (местный аналог голда).

    Прийдя в WoW я обычным майнингом и шкуродерством заработал достаточно для того, чтобы полностью оплатить обучение классовым навыкам и приобрести пару «зеленых» предметов.

  39. Raoul Dick 4 Ноябрь 2011 в 19:09 -

    Дек, давай на перспективу? Близзономика Diablo: плюсы, минусы, подводные камни?

  40. Jurii 4 Ноябрь 2011 в 20:08 -

    Близзономика Diablo
    Аукционную систему дьяблы уже начали тестить?
    Если нет то вся «перспектива» суть гадание на пальцах, инфы для достоверных выводов маловато.

  41. Deckven 5 Ноябрь 2011 в 9:33 -

    Юри, я думаю Рауль имел ввиду как будущую тему для постингов.

  42. Raoul Dick 5 Ноябрь 2011 в 11:33 -

    Аукцион уже есть в бете. Диаблофанс уже открыли аукционную вики. Так что для будущих тем по игровой экономике есть куда копать!

    Я вот подозреваю, что близзы идут к тому, чтобы завязать и Вов, и Диаблу в единую систему. Нафармил в одной игре — оплатил другую.

  43. Destinity 7 Ноябрь 2011 в 19:11 -

    Deckven, большое спасибо за столько советов:) Хотя, в принципе, многое и так было знакомо, а вот совет #5. Помогло, еще раз огромное спасибо :)

Leave A Response