Интервью с Дмитрием Роммелем

rom11

Думаю, что для тех воверов, кто лет пять-шесть назад регулярно читали «Навигатор игрового мира», имя журналиста Дмитрия Роммеля хорошо знакомо. Помимо всего прочего, он был автором серии материалов «Азеротские хроники», где рассказывал о World of Warcraft. Дима успел попробовать игру на открытой американской бете и начал играть на еврорелизе в феврале 2005-го и продолжает до сей поры. Большая часть «Хроник» была написана во времена «ванилы» и TBC, что делает эти статьи особенно интересными сейчас.

Я уже как-то писал, что о World of Warcraft узнал из «Навигатора». Это был короткий анонс, новость на пару строк и, кажется небольшой арт, где был изображен человек и таурен. Я тогда еще подумал, а что, клево было бы побегать по Азероту. Не помню в каком номере это было, но с того момента я следил за игрой, в основном по новостям и статьям в «Навигаторе». Не знаю как для вас, а для меня «Азеротские хроники» были основным источником информации по игре. По сути они и познакомили меня с он-лайновым воплощением мира, который в свое время покорил меня в серии RTS. Статьи Димы про походы в Molten Core и жизнь после 60-ти, про открытие Врат Ан’Киража и релиз TBC, рассказы про поля боя тогда еще не кроссерверные и то, как играли русские «на евро» я перечитывал не раз и иногда завидовал белой завистью.

После приобретения Battle Chest с оригинальной игрой и TBC (дело было ранней зимой 2008-го), я написал Игорю Бойко письмо с просьбой дать и-мыл Димы, чтобы проконсультироваться по игре. В феврале-марте я бомбил Диму письмами, где задавал нупские вопросы, на которые он довольно подробно отвечал. И которым я, в основном следовал. Именно из-за Роммеля моим первым персонажем стал охотник на ролевом Moonglade-EU, поскольку «я лично предпочитаю RP-сервера, там народ более вежливый». Потом, позже, на Moonglade-EU мы не раз пересекались в игре до того момента когда я свалил на «Гордунни» для «покорения вершин PvE».

Идею взять интервью у Роммеля подкинул Игорь Бойко. А почему бы и нет, подумал я? Дима это тот самый ветеран-олдскуллер, который знает «классический» WoW не понаслышке. Причем игрок не из разряда тех «атцов», которые «убивали Му’ру до нерфа», а такой же как и многие из числа тех, кто не был озабочен самоутверждением в игре. Читая о его похождениях в Азероте понимаешь, что да, в общем-то, он тот самый казуальный геймер, каковыми являются многие из нас.

Скрины в оригинале здесь.

Как ты узнал об игре? Это был официальный пресс-релиз, просто новость в сети?

Уже не вспомню. Запомнилось только, что первый скриншот, что я увидел, изображал бой с гноллом в Вестфалле*. И я долго пытался понять, какое отношение это имеет к Warcraft (кстати, касаемо транскрипции названий, в большинстве случаев я употребляю транслит, ибо к русскому переводу WoW не привыкал и не собираюсь).

Что говорили в редакции по поводу WoW, и вообще о том факте, что близы собираются делать ММО? Ведь для них это был совершенно новый жанр.

Лично у меня, да и у многих старых фанатов, это вызывало недоумение — ведь, судя по ранней инфе и скриншотам, от стратегического первоисточника там мало что оставалось. Жанр ММО в те годы переживал свой первый и самый масштабный бум, все компании ринулись переводить свои вселенные в онлайн-плоскость. Собственно, одна из первых наших статей по WoW была частью огромного материала про чуть ли не полсотни анонсированных ММО. Все были уверены, что Blizzard просто следует моде. Мало кто думал, что WoW переживет практически все игры, в одно время с которыми он создавался.

Принимал ли ты участие в бета-тесте?

Да, побегал неделю в открытом американском бета-тесте осенью 2004 года. Это был мой первый опыт «живого общения» с ММО. До того основными источниками знакомства с жанром была «Одиссея Сотника» Игоря Бойко об Ultima Online, да opus magnum Водолеева про MUD Sloth II (если кто помнит, он занимал едва ли не добрую четверть толстенной книжки «Лучшие компьютерные игры»). То есть с жанром, конечно, был знаком, но вживую начал с WoW, о чем и не жалею.

Касаемо впечатлений от беты, назову два момента, равные которым по яркости я встречал в играх очень редко. Путь по маршруту «Аубердин-Менетил-Айронфордж-Штормвинд», пешком и на подручном транспорте, на десятом уровне, без карты — только при наличии общих представлений о географии мира. И перелет из того же Аубердина в Терамор через весь Калимдор. Кто помнит, тот поймет.

rom6

Каковы были ожидания сообщества? Какие впечатления были у тех, кому довелось попробовать WoW до релиза?

Игру однозначно воспринимали как середняка, может, что-то чуть лучше. Но не рассчитывали, что она так выстрелит. Многим игрокам со стажем не нравилась низкая сложность. Восторг она вызывала в основном у фанатов Warcraft III, которые первый раз увидели знакомый мир на расстоянии вытянутой руки. А все остальные были уверены, что, да, кассу соберет, но выше тогдашних грандов не прыгнет.

Как получилось так, что именно ты стал освещать игру в «Навигаторе»?

Это все равно как спросить Константина Подстрешного, почему обычно он обозревал Tomb Raider’ы ;)

Релиз и первые месяцы после него — как это было?

Первые месяцы я просидел, облизываясь. Ибо мало того, что европейский релиз произошел гораздо позже американского, так еще и коробок на всю Москву привезли смехотворное количество, и спрос намного превысил предложение — даже предзаказ не помог. В итоге пришлось настраивать американский клиент из коллекционки, заказанной в Штатах (кстати, с ней вышла своя история — кто-то из таможенников решил, очевидно, что в коробке спрятаны наркотики или взрывчатка, поэтому к нам она приехала грубейшим образом вскрытая) на работу с европейским аккаунтом. А затем наконец-то пошла сама игра. В которой 60-й уровень, эпики и рейды маячили впереди как что-то несбыточное, а основное удовольствие приходило от собственно процесса исследования огромного и красивого мира.

rom10

О «классическом» WoW есть разные мнения. Кто-то говорит, что именно тогда WoW был WoW, а потом разработчики все испортили. Кто-то говорит о том, что «ванила» нудной «гриндилкой», классы были поломаны, а рейдовые боссы примитивны. Твое мнение.

Отличный вопрос, прямо приглашение растечься мыслью по древу на тему «а вот до революции…» Конечно же, с «ванилью» связаны все самые теплые чувства, но сейчас возвращаться туда я бы не хотел — нельзя войти в одну реку дважды. Если смотреть по нынешним временам, оригинальный WoW был игрой, которая часто ставила тебя на место. Причем довольно жестко. Но именно из этой недружелюбности пользователю и шло то самое специфическое удовольствие, которое до сих пор помнят и лелеют те, кто побегал… даже не в рейдах, хотя бы в квестовом эндгейме! Для примера — одна цепочка квестов начиналась, не соврать бы, на 45-м уровне и шла до середины 50-х (по сути — до 60-го). Это та, где мы учились у охотника на демонов и выслеживали дредлорда в Blasted Lands. 15 уровней и десятка два заданий по всему свету. Без подсказок, без карты. И там по-взрослому выстраивалось ощущение, что в финале нас ждет очень серьезный противник. Которого, кстати, соло убить было невозможно, причем этот статус он сохранил и в TBC, на 70-м уровне далеко не каждый класс мог с этим демоном справиться. А ведь там и по ходу промежуточных квестов часто нужно было иметь дело с элитными противниками, которых взять нахрапом не получалось. Это сейчас соло-PvE относится к разряду «расслабиться, побегать», а тогда это было вполне себе важной частью игры. И, пожалуй, именно с ним и связаны мои самые яркие впечатления от «ванили».

Я еще не говорю о гильдийских квестах (аттунмент к рейдам), или о совершенно садистской линейке по замене Tier 0 на Tier 0.5 — там приходилось безумно извращаться, выполняя условия квестов, и все ради слабенького апгрейда. Но это делали, и это было шикарно. Мир был большой, бои — сложные. Создавалось четкое ощущение, что ты — не бог, не царь и не герой, а приключенец, которому приходится немало вкалывать для достижения успеха, и для которого сами сражения и путешествия важнее награды. А сейчас вот и элитных квестовых мобов всех разжаловали до одного. Играешь, играешь, а словно ты в god mode. Это тоже хорошо, удобно, но ощущения уже не те. Ну вот не понимаю я, почему монстр ростом с пятиэтажный дом убивается соло. Раньше в WoW было слишком много всего, что могло неосторожного игрока прихлопнуть с одного удара. И в такой мир как-то проще было верить.

rom17

Твоя статья об открытии Врат Ан’Киража, в свое время запомнилась мне больше всего. Ивент, который потребовал усилий всего сервера и растягивался на несколько недель. Как ты думаешь, почему Blizzard больше не повторяли подобного?

Эпичный ивент. И очень крутая серия квестов по воссозданию Скипетра Песков, которую, правда, делали считанные гильдии. Безусловно, именно через такие события подавалось ощущение, что мир развивается, появляются новые угрозы, фракции ведут с ними борьбу. Хорошие идеи оттуда «близзы» развили в событиях при старте новых адд-онов — я про вторжения демонов, нежити, элементалей. Вот со сбором ресурсов идея мутировала до соло-варианта в Isle of Quel’Danas и Firelands. А такие мероприятия, чтобы весь сервер вкалывал, проводить нет смысла в современных играх — слишком маленькая отдача для рядовых участников.

Ты бывал в Molten Core в актуальное время. Если сравнивать механику тогдашних и нынешних энкаунтеров, что было сложнее?

Не скажу, что было сложно, скорее муторно. Самые острые ощущения были от раздела добычи. 40 человек и DKP — это не для слабых духом. На самом деле, вот по чему не скучаю, это по старым рейдам. Для своего времени, конечно, они были довольно удачными. BWL и AQ40, хотя туда мало кто ходил из казуалов, до сих пор хороши. Но рейдовые группы были слишком громоздкими, в итоге на сборы уходили часы, а большую часть времени многие игроки стояли чуть ли не в afk на follow за пристами. От одного участника слишком мало зависело. Считаю, усложнение боссов и уменьшение групп — разумный ход.

rom18

Open world PvP в «классике» — действительно это было так увлекательно или это оперы «трава была зеленее».

Вопрос не ко мне, ибо в «ванили» отыгрывал пацифиста (ну, разве что, довелось карать орков в Ашенвале, да еще в бете ходил в рейд на Андерсити). Баттлграунды были эпичными, это да. По 6 часов и больше в AV — это внушало. И были те, кто в таких условиях фармил себе топовые звания.

Каков был переход от чисто фэнтезийной «классики» к почти научно-фантастическому The Burning Crusade?

Странные ощущения. Аутлэнд вообще в каждой серии переделывали чуть ли не с нуля (в Warcraft II он был болотом, в Warcraft III — красной пустыней, а в WoW смешали и то, и другие с какими-то совсем дикими инопланетными пейзажами), в итоге там только общие названия и история сохранились. Эльфы у Орды? Эредары, которые вдруг стали драэнеями? В TBC было слишком много резких дизайнерских решений. Но сам континент, квесты — все это было круто. Явно чувствовалось, что вселенная велика и на одном Азероте свет клином не сошелся.

Есть мнение, что TBC был лучшим дополнением в старых традициях, заложенных в классике. Что ты думаешь по этому поводу?

Да, он гораздо ближе к оригинальной игре. По сложности и общему концепту, ну и по количеству косяков и дисбаланса. Сейчас, когда все квесты в Старом свете обновлены, Аутлэнд стал таким своеобразным заповедником олдскула. Хотя многие игроки его ненавидят, считают слишком скучным. А я помню, как шикарно смотрелись первые квесты с бомбардировками — летаешь себе, швыряешь бомбы в мобов, а тебе еще и награду дадут! И еще, в TBC все еще было то ощущение опасности окружающего мира. В Черный Храм соваться было страшно. А вот над Айскрауном уже спокойно летали.

sinken-temple-party1

Твои самые яркие впечатления об этом дополнении? Твои разочарования?

Считаю, что самой удачной его частью был патч 2.4. Прекрасное сочетание соло, группового и рейдового контента, плюс отличная развязка, в которой эльфов крови и драэнеев удачно увязали с событиями вокруг Солнечного Источника. Из разочарований… Все-таки много скучных зон. Вырвиглазный дизайн некоторых локаций. Плюс завышенная сложность героиков, из-за которой я весь эндгейм там соло торчал.

Есть мнение, что с Wrath of the Lich King игра сделала большой шаг в сторону казуальных игроков, стала проще и доступнее. Как, по-твоему, это был шаг вперед или назад в эволюции игры? Понравилось ли тебе это дополнение?

WotLK, на мой взгляд, стал  вершиной для WoW. Огромный труд дизайнеров, сценаристов, балансеров. Сюжет там был отменный, квесты — полное ощущение, что играешь в продолжение Warcraft III. Очень детально проработана линия Артаса и всех, с ним связанных. Эпизоды вроде Битвы за Андерсити — это что-то с чем-то. Удачно сделаны все инстансы и рейды, сложность падала постепенно — не было ощущения, как в Cataclysm, что с самого начала с тобой играют в поддавки. Из косяков — разве что неудачная идея с Колизеем. Ненавижу бой верхом! И финальный рейд мог быть получше, а то Наксрамасу Айскраун все же проигрывает что по боссам, что по дизайну. Кроме самого Артаса, там особенно ничего не запоминается. Но это придирки, в целом, WotLK — мой любимый адд-он. Считаю, что в 2009-2010гг WoW был ближе всего к идеалу за все время существования.

rom2

Переделка Старого Мира в Cataclysm — так ли это было нужно? Насколько удачной быда концепция дополнения?

Если вкратце, «близзарды» решили, что могут сделать одновременно «круто» и «много». Не смогли. Точнее, смогли, но в итоге вышла каша. По отдельности гоблины, воргены, Десвинг, Сумеречный Молот проработаны идеально. Но в одно целое они не складываются. Это обидно, если учесть, что квесты 1-60 уровня теперь действительно хороши. Но делают их от силы, я не знаю, 3 человека из 10! Слишком быстрый кач, не успеваешь пройти сюжетную линию, как задания уже все серые. И это притом, что порой среди квестов встречаются настоящие шедевры! Скажем, с рыцарем в Ун’Горо, когда мы удираем от тираннозавра и кидаемся в него частями доспеха. Или осада Пиратской бухты. Или длинные линейки с детективными расследованиями. Или зоны, вообще построенные вокруг одного сюжета, проработанного самым детальным образом. Да много что можно вспомнить, но доходят у игроков руки до этого, в лучшем случае, когда ачивку Loremaster приходится делать. Даже с 15 по 60 и дальше кач идет в основном в инстансах — удобнее и проще, нажал кнопку, кинуло в случайную группу, и вуаля, экспа капает куда быстрее, чем в квестах. Я еще не говорю про возможность качнуться до 80 одним махом через Scroll of Ressurection. «Близзы» сделали отличный контент 1-60 уровней, а затем приложили все усилия, чтобы его никто никогда не увидел.

Как ты думаешь, почему именно в «Катаклизме» игра стала терять подписчиков?

Эндгейм слабоват. Локации 80-85 уровня одноразовые. Нет эффекта исследования, мир весь старый, хоть и с новыми квестами. Дейли скучны. Героики, а затем и рейды, просты. Я не говорю, что это так ужасно, нет, Blizzard провальных игр не делает. Но причины оттока на ладони.

rom14

Как ты в общем оцениваешь это дополнение?

Скажу грубо, но по существу — Cataclysm лично для меня стал примером того, как лучшие за всю историю WoW наработки по квестам, локациям, рейдам и сюжету можно спустить в унитаз. При этом чисто объективно это шикарный адд-он — по выделке, по качеству. Просто полимеры очень быстро… того, пролюбили. Если в контент-патчах нас кормят римейками старых инстансов, зарезают обещанные рейды, а для посещения переделанных локаций вообще нет стимула, о каком развитии проекта может идти речь? К 4.3, конечно, они спохватились, финал получился бодренький. Но и то, я не понимаю, что мешало в финальную битву хоть как-то приплести гоблинов и воргенов, как в свое время сделали с драэнеями и эльфами крови. Гоблины, в общем-то, когда-то Десвингу броню ковали, а у воргенов к нему счет за родное королевство. Дел-то — в финальном рейде заменить непонятно откуда взявшиеся армии драконидов на спецбригады Орды и Альянса с соответствующими титульными расами. А то пока что история что зеленых, что пушистых заканчивается, не успев толком начаться. И мы говорим о расах, ради которых многие покупали адд-он.

Есть ли шанс на то, что Mists of Pandaria выстрелит и вообще нравятся ли тебе панды?

Он должен выстрелить. Если не выстрелит — боюсь, WoW пойдет ко дну без возможности снова выйти на 10 миллионов подписчиков и практически с гарантией перейдет на условно-бесплатную систему. Ибо два раза такой компании, как Blizzard, провалы (а для них провал — это все, что не величайший хит года) не прощают. Панд и азиатскую тему я не сильно люблю, но за проектом слежу с интересом. Пока создается впечатление, что кое-какие выводы из ошибок «Катаклизма» Blizzard сделала. Как мне кажется, на выходе нас ждет нечто уровня WotLK — новый континент, замешанный на реально существующем национальном колорите (в WotLK это была тема Скандинавии, тут — Китай), переход к исследованию от «сиди в столице, делай вылеты на кач/дейли/рейды».

Вообще, пандарены — хороший выбор для новой расы, но я все-таки надеюсь, что следующий адд-он (а запланировано их еще минимум два) будет римейком Аутлэнда и Нортренда, чтобы мы не путешествовали в прошлое, находясь в этих локациях. Эпическая битва за Азерот? Возвращение Пылающего Легиона, который снова решает прибрать Плеть к рукам? Вот это было бы отлично. И новый престиж-класс можно прикрутить (об охотнике на демонов давно ходят слухи), и разрулить линию с новым Королем-Личем, и рас добавить поколоритнее — огров Орде, а Альянсу… наверное, каких-нибудь «хороших» врикулов придумать. Ибо викингов все любят! Но это так, мечты, а пока MoP станет неплохой передышкой.

rom21

Отвлечемся от истории игры и поговорим немного о тебе. Ты продолжаешь играть? Сколько у тебя персонажей? Какой является самым любимым, и с которым у тебя связано больше всего воспоминаний?

Персонажей много, до 85, не смейтесь, прокачана только моя трольчиха-охотница — Расула. Прочими играю, качаюсь, надоедает — бросаю. Кого на 10-м уровне, кого на 68-м, кого на 82-м. При этом в игре я с первой открытой беты 2004 года, то есть скоро восемь лет как. Конечно, делал перерывы, но надолго WoW не бросал. Первым моим персонажем (после беты, там я играл эльфийкой-друидкой) был человек-разбойник — Бонарт. С TBC он так и лежит на 61-м уровне, но в «ванили», о, там я им излазил весь мир. Прокачивал инженерию — тогда она была самой интересной профессией. Искал всякие интересные локации. Ролеплеил, очень много притом. Дважды был женат на ночных эльфийках. Участвовал во всяких интересных ивентах, организованных игроками — скажем, был зрителем на показе мод, решал головоломки в гильдийских играх. Золотое было время, но как-то в TBC старые друзья разошлись, и я остался играть за Орду. С тех пор неоднократно пытался ей изменять, но Альянс до сих пор у меня ассоциируется только с лучшими днями Бонарта.

Расула — пожалуй, мой «мейн» на все времена. Так сложилось, что мне нравится и класс, и образ персонажа, и сторона, за которую я выступаю (притом что я до сих пор считаю Орду очень неровной в плане сюжета, но так сложилось, что игроки там мне попадались в массе более серьезные и адекватные), и гильдия (сейчас состою в Onslaught). Расулой я играл уже «по-взрослому», правильно раскачивал таланты, старался извлечь максимум эффективности. Охотник, кстати, в те времена (а начал я ей играть в поздней «ванили») был очень сложным классом, с кучей косяков в плане баланса. А чего стоил тот факт, что для обучения пета новым способностям нужно было вычислить дикого зверя с нужной абилкой, приручить его и ждать, пока охотник таки сподобится усвоить прием для дальнейшей передачи ценных знаний основному пету? Или то, что Tranquilizing Shot можно было выучить только в Molten Core? А линейка квестов на получение эпического лука из того же MC, где нужно было выследить и строго соло (вмешательство кого бы то ни было проваливало квест) убить четырех элитных демонов? Жалею, кстати, что ее я так и не сделал, но в целом Расулой брал от жизни все. С появлением ачивок немного позадроствовал. Накопил целый зоопарк маунтов и петов. Все адд-оны проходил уже ей. Рейдил, опять же, ей.

Кстати, сейчас в связи с работой и хобби времени на игру у меня очень мало — обычно не больше пары часов в день. И как-то успеваю все делать — и на рейды (через LFR, конечно) меня хватает, и на прокачку альтов, и просто на «зайти пообщаться», и даже на задротство в Firelands и с валентиновскими открытками. Хотя года два назад и восьми часов в день не то чтобы было много. Так что упрощению игры я даже рад.

rom22

Насколько я помню тебе удалось убить Затерянного во Времени Протодракона в первые недели после релиза. Какие редкости тебе удалось полутать еще?

Как говорится, в WoW все решает или hard work, или dumb luck. В моем случае был классический пример второго. Прочитал на wowhead про место спавна протодракона, полетел туда — дело было ночью, но не то, чтобы поздно. Спамлю /target Time-Lost Proto Drake… и, вуаля, на перевале между ущельем гарпий и коллайдером Титанов обнаруживаю его, родимого. Убиваю, лутаю маунта. Сердце колотится. Не просто повезло, а повезло на пустом месте — на поиски ушло минут пять. Не месяцы и не годы, как у многих.

tlpd1

Но все же главный предмет гордости — не протодракон, а шляпа First Mate’s Hat у Бонарта. Да, я ее получил в «ванили», когда шанс выпадания равнялся какой-то там миллионной доле процента. То есть до изменения этого шанса я пиратскую шляпу видел на своем сервере только два раза. И в первый раз ее купил. За 10 золотых, что ли. Человек просто не понимал, что он продает, обычно их по 1000 монет и выше выставляли (для справки, в те времена это были огромные деньги, заработать столько можно было только неделями фарма). Это круче, чем даже тот же протодракон, хотя и с ним повезло немало. Потом, кстати, я такую шляпу купил и Расуле, но это уже было после того, как шанс дропа повысили, а 1000 монет можно было заработать за день.

bonhart

У Расулы есть Mechano-Hog, Turbo-Charged Flying Machine и Vial of the Sands — не то чтобы редкости, но предметы статуса. Мотоцикл и вертолет собрал сам, а вот Фиал попросту купил за 30 с чем-то тысяч, когда выгодно продал розовую птицу с валентиновского ивента. Есть белый дракон за ачивку в 50 маунтов, железный протодракон за ачивки в Ульдуаре на 25 человек (полученными, правда, уже на 85-м уровне), гильдийские скорпион с фениксом, все обычные силитиды из AQ40 (кроме красного), кодо и баран с Пивного фестиваля. Еще Расуле дважды выпадали противогазы на том же валентине, в 2010 и в 2012 году. Ну и сверх того из более-менее редких вещей есть Deathbringer’s Will с Саурфанга, тринкет, который превращает игрока в одного из жителей Нортренда на небольшое время. Есть белый котенок, причем как у Бонарта, так и у Расулы, и у магички моей альянсовской. Успел получить детеныша фейри-дракона из Фераласа — раньше на него имелась интересная линейка квестов, которую было довольно сложно было открыть. А сейчас он просто дропается с мобов. Варварство!

А вообще, все это фигня в сравнении с кое-каким реальным лутом — картинкой с ночной эльфийкой, которую нарисовал мне главхудожник близзов Сэм Дидье на презентации StarCraft II (я, конечно, не сообразил попросить трольчиху — теперь бы хвастался, что существует официальный арт Расулы), и коллекционкой «Катаклизма», подаренной мне композитором WoW Расселом Брауэром «за самые интересные вопросы» (хотя, подозреваю, скорее за то, что я распознал в его саундтреке ремиксы мелодий из Warcraft II — таких гиков, наверное, они в том пресс-туре больше не видели). В общем, будет, что внукам показать, когда Blizzard придет к власти над миром.

rom25

Что тебе ближе — PvE или PvP? Твои самые большие успехи в этих направлениях?

В PvE было два периода «сознательного» рейдерства — Наксрамас и Айскраун, оба в WotLK. И там, и там рейдил с гильдией (Keepers of Eight), в Наксе мы прошли до конца, в Айскрауне остановились на чумном крыле. Не ахти какие достижения, но мне вообще не сильно нравится система рейдов по расписанию, WoW для меня всегда был соло-игрой с развитой социальной частью. Т.е. такой, где играешь так, как удобно, но всегда есть коммьюнити. Вот соло-аспект я излазил почти до конца, разве что в Аутлэнде не дошли руки до линейки на дракона да самые задротские вещи вроде титула Insane не делал и не собираюсь. В PvP я в основном фармил хонор для недостаюющих частей обмундирования, т.к. на некоторых этапах игры получить PvP-вещь было проще, чем PvE-аналог. Баттлграунды я люблю, но воспринимаю их не серьезнее, чем рандомные героики — на 10-15 минут порубиться и награда капает. На арене не играл — не мое.

Впрочем, один яркий момент из открытого PvP отмечу. Стрэнглторн был «Вьетнамом» даже на ролевых серверах. Как-то еду я Бонартом с арены, уж не помню, что я там делал, но флажок PvP включен был. И тут на хвост мне садится орк уровнем повыше. Оба мы были на простых маунтах. Разворачивается погоня — я ищу момента, когда можно будет спрыгнуть в кусты и уйти в стелс, не успев словить начало боя. И тут 5 минут PvP-режима проходят, атаковать меня орк не может. Я останавливаюсь и с чувством глубокого морального удовлетворения кажу ему /rude. Он сплюнул и обратно поехал.

А еще забавно было встречать персонажей с включенным PvP. Однажды за Расулу так случайно гномиху убил — сообща резали пиратов в Танарисе, я флажок не сразу заметил, задел ее мультишотом, пришлось добить — ибо нет ничего глупее, чем начать бой, а потом задумываться, не разойтись ли. Случалось, и расходились. Как-то встретил Бонартом ордынца в PvP, стоим, смотрим друг на друга, затем подъезжает еще один, без PvP, 60-го уровня, внимательно на меня смотрит и делает /no. Так и не подрались.

Твой любимый рейдовый инстанс и почему?

На первом месте — весь комплекс Blackrock Spire (Upper/Lower Blackrock Spire, Blackrock Depths, Molten Core, Blackwing Lair, Blackwing Descent, Blackrock Caverns). Это, я считаю, вообще величайшее творение близзардовских дизайнеров, подземный город, превосходящий размерами не то что столицы, а государства! И проработан он великолепно. Несколько крупных сюжетных линий, десятки NPC, все взаимосвязано. До сих пор по тамошним инстансам интересно лазить.

На втором — конечно, Ульдуар. Соглашусь с теми, кто считает его лучшим рейд-инстансом в истории WoW. Таких эпичных сражений не было ни до, ни после. Интересная механика почти всех боссов, сбалансированная сложность, всевозможные хард-режимы.

На третьем — Наксрамас. Опять же, за масштабы и проработку. На мой взгляд, он гораздо мрачнее и интереснее Айскрауна. Действительно похож на цитадель нежити, а не на декорации из «Властелина колец» с кучкой трешевых мобов.

Русское сообщество WoW. Так ли были страшен Warsong, как его малюют? Какими были русские на тех серверах, где ты играл? Играл ли ты на русских серверах после локализации? Твои впечатления?

Warsong и русских серверов, конечно же, сторонился. Как, впрочем, и стандартных английских, играл только на RP. У меня нет предубеждений против наших, дураки и дети всех национальностей одинаковы, а адекватные игроки — адекватны вне зависимости от языка. Просто Warcraft для меня всю жизнь был игрой, которую я воспринимал только на английском. Так сложилось. Вот в StarCraft II я играл на русском, очень понравилось, Diablo III тоже нашу буду брать. А в Warcraft III и WoW от «луносветов», «мракопадших» и «ведьмаков кровавых эльфов» выворачивало наизнанку. Хотя у обоих переводов есть свои минусы и плюсы, софтклабовский более вольный и душевный, близзардовский — буквальный.

Среди моих друзей в WoW хватает и русских, и европейцев. Как-то особой границы между ними не проводил.

rom4

В каких европейских гильдиях ты играл и какие впечатления остались от этой игры?

Сейчас состою Расулой в Onslaught, это хорошая рейдовая гильдия, одна из сильнейших на сервере. В рейды на данный момент не хожу, но публика адекватна, руководители — ответственны. Даже до тех, кто не рейдит, всегда есть дело. Скажем, 3000 монет (когда покупал Фиал Песков, не хватало до суммы) занял у гильдлидера без проблем, но и отдавать пришлось в сжатые сроки.

До того состоял в Keepers of the Eight, еще раньше — в Order of the Paw. Гильдии были маленькие, дружеские, но в рейды походить успели, и довольно успешно. И с Ханом еще в «ванили» ходил в составе рейд-группы Chapter House, хотя свою гильдию покидать для этого было не нужно. А еще, пользуясь случаем, передаю привет всем старым знакомым из Tardo Pirates. Гвиннблейд, я про тебя помню!

Что для тебя RP и как по твоему мнению — живо ли оно?

Раньше, в «ванили» ролеплей был для меня чуть ли не половиной всей игры. Все мои персонажи качались на RP-серверах. Именно с ролевыми посиделками у меня связаны самые теплые воспоминания. Но сейчас, конечно, этот аспект ушел на дно, да и самому мне он уже не так интересен — переболел, видимо. Крупные ролевые гильдии вроде где-то еще остались, но круг IC-общения мой распался давно и, боюсь, навсегда. Впрочем, недавно отметил третью годовщину знакомства с подругой Расулы, Мерабеллью — одной из самых талантливых и упорных ролеплеерш, что я встречал.

Последний вопрос — играл ли ты в другие ММО и что тебе понравилось больше всего?

Попробовал на вкус множество f2p-игр, от браузерок до клонов WoW. Местами нравилось, но на прокачку просто не было времени. Играл в Warhammer: Age of Reckoning, и когда-нибудь обязательно заценю The Old Republic Online. Но вообще в ММО я однолюб.

Спасибо за интересные вопросы, отвечал с удовольствием! Удачи!

rom24

Author: Deckven View all posts by

23 Comments on "Интервью с Дмитрием Роммелем"

  1. Garion 22 Май 2012 в 0:05 -

    Интересное интервью, особенно вопросы про дополнения и судьбу ВоВ после панд.

  2. Set 22 Май 2012 в 0:43 -

    Не там судьбу ВоВ ищут. Тут в блогах уже давно отметили и гибель ВоВ-блогосферы, и забеги хомячков во все новые продукты… ВоВ держится, пока у него нет достойных конкурентов. А ими пока и не пахнет. Если появится действительно серьёзный конкурент, хоть один, многие тут же туда уйдут. Не клон, а именно нехт-ген: новый, качественный и увлекательный проект.

  3. Чийва 22 Май 2012 в 5:42 -

    Не рейдил, но всё просто.
    Не видел, но осуждаю.
    Локации скучные, но не буду объяснять чем.
    Начали за здравие, кончили, как обычно. Удивительно, как вся эта аналитика за редким исключением разбивается о тот факт, что человек устал от игры и не хочет её исследовать. А зачем — ничего интересного же…

  4. Deckven 22 Май 2012 в 6:16 -

    @ Чийва. Где ты все это увидел?

  5. Чийва 22 Май 2012 в 6:59 -

    В интервью. В сравнении Лича и Катаклизма. В критике Катаклизма. Почему нельзя быть честным? Нельзя сказать: «Я не играл в Катаклизме»? Потому что этот человек в нём не играл (да, пошлая форумная паранойя приучила смотреть оружейную).
    Смешно человеку, который проходил этот аддон с самого начала — качал репутации, делал все задания, вайпался в героиках и рейдах, зарабатывал достижения — читать этот «взгляд из космоса».

  6. Чийва 22 Май 2012 в 7:11 -

    Извиняюсь за резкость. Просто обидно, что знакомые ресурсы становятся всё более… ностальгическими. Что же читать сегодняшнему игроку?

  7. Anon 22 Май 2012 в 8:21 -

    Не застал «ваниллу», но квесты БК помню. И очень скучаю по сложности тех «гильдийских квестов». Это было действительно интересно.

  8. Deckven 22 Май 2012 в 8:34 -

    @ Чийва. Тоже извиняюсь за резкость — почему сегодняшние игроки видят в стене текста пару безобидных критических слов и агряться на них? По моему мнению Диму можно упрекнуть только в одном — эндгейм был не скучен если говорить о рейдах, особенно Т11. Лично я отгреб массу фана и отложил кучу кирпичей на этих боссах. Относительно соло-контента — а что он такого сказал? Что новые зоны одноразовые? Таки да, они отличные, но одноразовые. Ну а дейлики, особенно Передовая — тоже в принципе одноразовая вещь, не понимаю тех кто гриндил их 2-3 персами.

    Просто обидно, что знакомые ресурсы становятся всё более… ностальгическими.
    Интервью с Димой таким и задумывалось. Перечитай первые абзацы. Там черным по белому написано — интересно пообщаться с олдскульным игроком и узнать о его впечатлениях о том, что было.

    Что же читать сегодняшнему игроку?
    ММОчамп, Нубклаб и вовинсайдер, воврайдер, ММОхелпер. Там регулярно постят бодрые новости с беты.

  9. Anon 22 Май 2012 в 8:36 -

    >> Дважды был женат на ночных эльфийках
    Порвало…

  10. Anon 22 Май 2012 в 8:38 -

    Кстати, про «рейды по расписанию» он чертовски прав. Забегов по графику хватает и в реальной жизни — это называется «ходить на работу». А еще и в игре расписание — увольте…

  11. Deckven 22 Май 2012 в 8:43 -

    @ Anon. Про эльфиек Дима писал еще в «Навигаторе» )))).
    Кстати, про “рейды по расписанию” он чертовски прав.
    ЛФР рулит )). Я серьезно. Когда захотел зашел, когда захотел вышел. Сложность, конечно, не та, но вспоминая месячные траи Лича и 30+ вайпов на героическом Риолите-25, думается, что мне на мой век подобного рейдинга хватило.

  12. Deckven 22 Май 2012 в 8:49 -

    @ Чийва. Кстати, в свое время Роммель написал отличный обзор по бете «Катаклизма» и, если мне память не изменяет, там оценка была 9+ из десяти возможных. То, что он написал сейчас — ну скажем так, после 4.3 я тоже считаю, что это дополнение близы бодро начали и так же бодро слили. В целом я с ним согласен. Начали за здравие, кончили за упокой.

  13. beshere 22 Май 2012 в 10:27 -

    Да, я сейчас тоже траи до утра не потяну — здоровье не то. Но И ЛФР иначе как порнографией назвать не могу.

    По другому пути иддтить надо. Чтобы в двоем и втроем и в 20 тел и на часик и на ночь было куда ходить. Увы — контент не должен пропадать (а лучше его еще и продать 2-3 раза) — такая мысль щас победила в сознании разрабов. И че? Лично у меня смерт никаких эмоций не вызывал вобще — ну кил и ладно, еще и серийку хауза посмотреть успеваю.

    А рейды до ЛФР до сих пор вспоминаю, скайпимся с рейдерами, обусждаем но на смерта не тянет.

  14. Pro100Fox 22 Май 2012 в 11:03 -

    Спасибо за очень интересное интервью. Даже вопросов новых не задашь — все человек сам рассказал :) А я со своей стороны — присоединюсь к мнению о Катаклизме — начали за здравие (как я ему радовался!) а закончили пшиком.

  15. Santa 22 Май 2012 в 11:18 -

    Очень душевное интервью :-) Захотелось вернуться и побегать. И про панд задумался:-) Только если что — за Орду. Я ведь.никогда даже не видел Орду изнутри

  16. Старый_Друг 22 Май 2012 в 21:59 -

    > На первом месте — весь комплекс Blackrock Spire (Upper/Lower Blackrock Spire, Blackrock Depths, Molten Core, Blackwing Lair, Blackwing Descent, Blackrock Caverns). Это, я считаю, вообще величайшее творение близзардовских дизайнеров, подземный город, превосходящий размерами не то что столицы, а государства! И проработан он великолепно. Несколько крупных сюжетных линий, десятки NPC, все взаимосвязано. До сих пор по тамошним инстансам интересно лазить.

    Да-да-да! Полностью согласен, Дмитрий первый человек на моей памяти, с которым у нас совпало отношение к Черной горе, обычно упоминают только отдельные инсты. Великолепно проработанная часть Азерота, ощущение что там происходит своя внутренняя жизнь в горе не покидало ни разу, БВЛ вообще оставил одни из лучших впечатлений за всю игру.

    В моем табеле о рангах, правда, второе место прочно держит Ан`Кираж. Только не отдельно Храм или Разрушенное королевство, а всё вместе и сам Силитус с его гнетущей атмосферой и квестами, связанными с древней войной, и эпичнейший ивент, и два рейда.
    А дальше всё по списку совпадает — и Ульдуар (Старые боги крутые, с какой стороны ни посмотри), и Накс.

    Отличное интервью.

  17. SB 23 Май 2012 в 7:24 -

    Вот же интересно.

    Катаклизм начался с героиков, требовавших сс, фоукса мобов и нестояния в лужах. С рейдов, где на первом трэше типичные новички вайпались по часу (да-да, двое драконааров у червяка). С аргалола, который запросто вайпал народ, потому что у хилов мана кончалась.

    А кончился — достаточно простыми 4.3 пятерками (контроль нужен только на треше у мурозонда), дейликами молтенфронта, даркмун фейрей, ну и ЛФРом, который есть те самые эпики почтой, о которых так долго говорили большевики. А, ну еще и ализа — ужаснейший и наитупейший босс всего 4.х, вайпнуться на котором можно только будучи афк у входа в комнату.

    С точки зрения и казуала, и хардкорщика катаклизм именно что улучшался в каждом своем патче. И вообще я не вижу на протяжении 4.х какого-либо серьезного фейла близзов кроме резкого 15% нерфа 26.09.11. Ошибки были, но ошибки исправлялись (т11гер). Все в теории должны быть довольны, ну кроме тех, кто будет ныть всегда и везде.

    Ах, подписчиков стало меньше? Но господа, число подписчиков — это не одно число, это Было+Пришло-Ушло. Уходят всегда, а пришло меньше, потому как аудитория, ориентированная на героик фентези ммо просто уже вся переиграла в вов. Вся! Переманивать из других проектов некого, осталось завлекать нецелевую ранее аудиторию. Оттуда в 5.х мы и имеем фермы и покемонов.

    PS: 30 вайпов? Муахахаха… мы на гер-корабле провайпались 150 раз до 5%. Меньше чем на спине потом.

    PPS: +2, <3 BRD <3

  18. Raoul Dick 23 Май 2012 в 11:35 -

    Вот меня больше всего заинтересовал момент, что на «великую и ужасную ММО» на старте смотрели просто как на середнячка. Речь, разумеется от седомудых критиках, а не о фанах, которые встретили игру с радостью.

  19. Пихта 28 Май 2012 в 11:38 -

    хорошее интервью приятного человека

  20. адынадын 28 Май 2012 в 18:21 -

    для меня тоже знакомство с вовом началось с роммельских хроник.
    Кстати, заметили отношение к катаклизму в отсутствии рейдов? именно рейды держат людей в игре, убери рейдовую состовляющую и игра превращается в скучные круговые пробежки по огри/шторму,а затем и в батхерт олдфажности.
    не могу назвать катаклизм провальным аддоном, хоть и всех обещаний близзард не сдержали, но появилось очень многое, что улучшило игру, по-настоящему. единственный фейл, конечно же вырождение 25 как формата.
    пичально, но в сложившейся ситуации близзард никак не способствует повышению интереса к 25ппл формату, панды наверное будут последним аддоном с данным брекетом. а десятки никогда не дадут ощущения причастия к большому действию, а не растянутому кооперативу.

    зы посмотрел армори расулы хех. никак не могу назвать его нубом, всего лишь наивность, оставшаяся с ним со времен бк;)

  21. Sagraman 9 Июнь 2012 в 22:12 -

    Отличное интервью :)
    Лично для меня толчком к WoWу стали видео из «Лучших Компьютерных Игр»,там локации обозревались,»Клуб Игропутешественников» называлось. Как мне тогда эти видео понравились, все в натуралистическом стиле,диктор отличный,текст тоже,вообщем все на высоте. И после такого я просто не мог не поиграть в эту игру.

  22. [out] 15 Июль 2012 в 17:32 -

    Наконец-то добрался до интервью! Спасибо! Очень интересно почитать впечатления олдскульщика. Сам я начал играть где-то во времена БК, но по сути застал уже Лича.

  23. Danny 7 Август 2012 в 21:35 -

    Роммель — мегачувак.
    -)

    С его дивнейших обзоров и россказней влюбился в ВОВ. И помню многие до сих пор.
    СПС за интервью. Прочел с удовольствием.

Leave A Response