О том, что Blizzard используют специальные психологические крючки для повышения аддиктивности геймплея писалось не раз, в том числе и на этом блоге. Сделай простое действие и получи кусочек сахара. А пресловутые квесты типа «собери двадцать хвостов» и фарм ресурсов? Ведь это же игра на древнем инстинкте собирательства. И ведь чтобы ни говорили, это работает. Стоит ли осуждать за это разработчиков? Думаю, что нет. В конце концов дачники фармят свои огороды не потому что им нечего жрать. Нет, конечно, приятно скушать «кулубнику, выращэнную своыми собственнымы рукамы», в том числе они удовлетворяют свои инстинкты земледельцев. Скажем так, разрабы создали виртуальный полигон, который пусть и является суррогатом, но все же работает на потребности людей, которые не удовлетворяются в реальной жизни. В этом постинге я хотел бы поговорить еще об одном механизме, работающем на глубинном психологическом механизме — инстинкте охотника.
Проезжая по Южному мосту зимой я вижу десятки рыбаков, которые сидят над своими лунками в ожидании момента, когда рыбка сглотнет наживку. Для меня, человека, который всегда был равнодушен к рыбалке удивляли эти энтузиасты. Сидеть целый день на морозе, чтобы потом принести домой десяток мороженных рыбок? А что, в магазине не было завоза? Или охотники, которые выезжают в леса и на болота, чтобы пострелять дичь? Ну серьезно, не за мясом же едут. А зачем? За впечатлениями. Мясо съедят, а память об охоте останется.
Человек — хищное существо и, несмотря на века цивилизации, жажда охоты все еще сильна. И тот адреналин, который вырабатывает организм во время охоты и, особенно в ключевые ее моменты, это не наркотик. Это мобилизация всех сил для того, чтобы совершить решающий прыжок и завалить добычу. Это естественная реакция, корни которой древнее чем египетские пирамиды.
Как реализована эта механика в игре? Ответ простой — в виде редких мобов. Эти твари в отличие от «регулярных», после своей смерти возрождаются не сразу, а через несколько часов, а то и суток. Среди них есть как питомцы охотников, так и не приручаемые мобы, которые иногда дропают нечто ценное. Обычно таймер спавна этих существ составляет от шести до тридцати часов и ареал обитания может колебаться от одной двух точек до половины локации.
Насколько сильно игроки увлечены поимкой этих пикселей можно понять, прочитав пару тредов на вовхеде про каких-нибудь хантовских Духов Зверей. Многочасовое ожидание и патрулирование ареала, обнаружение, поимка. Сколько комментариев типа «у меня тряслись руки и билось сердце» или искреннего разочарования по поводу того, что моба увели из-под носа.
Вы, возможно, не поверите, но есть игроки, для которых охота на редких мобов является главным в этой игре. На счету основателя сайта tlpdresource.com Ponderance, больше сорока Затерянных во времени протодраконов, десять Эонаксов и четыре Посейдуса. Лично я это объясняю только неуемной жаждой охоты, но никак не коллекционированием. Игроки, подобные Понду, ведут блоги, проводят исследования по закономерностям спавна редких мобов, дневники своих подвигов и живо обсуждают это на сайтах и порталах.
Другими словами — механизм работает. Разработчики игры создали виртуальный симулятор охоты, который увлекает многих игроков World of Warcraft.
Конечно, без доброй ложки дегтя тут не обошлось. Чтобы словить того же TLPD нужны десятки, а то и сотни часов реального времени, которые растягиваются на долгие недели и месяцы. Некоторые игроки не выходят из игры неделями, чтобы поймать редкое виртуальное существо. Если ваши родные и близкие разделяют подобные увлечения, то хорошо, но если нет, то без конфликтов тут не обойтись. Впрочем, старые люди всегда говорили, что хорошего понемножку. Соблюдайте меру и все будет в порядке.
В следующем дополнении, Mists of Pandaria, разработчики собираются еще раз сыграть на неудовлетворенных охотничьих инстинктах жителей сети. Бои питомцев. С тех пор, как близы анонсировали эту игровую систему на Blizzcon’е, «покемоны» не раз подвергались осмеянию. Мол, близы совсем сошли с ума и делают игру для маленьких детей. Читая треды с вайном и «критикой», я вспоминал как была воспринята новость о достижениях, которые вводились в WotLK. Многие тоже смеялись. Сейчас представить WoW без ачивок трудно. Они стали не только поводом померяться длиной достоинств, но и отличным инструментом для идентификации персонажа и игрока, который за ним стоит. «Линк ачив или балабол». Не знаю как вам, а мне хватает пяти минут просмотра ачивок, чтобы понять, кто передо мной.
Почему это выстрелило? Потому что близы сыграли на любви игроков к соревнованиям.
В системе боевых петов соревновательный момент слаб. Тот факт, что вы не увидите своего противника и не будете знать о статистике поражений, говорит о многом. Близы на будут устраивать из этого очередной повод померяться силушкой. Сами бои будут интересны любителям шахмат и комбинаторики. А вот для охотников (в широком смысле слова) и коллекционеров это будет весьма увлекательным развлечением. Особенно для тех, кто интересуется охотой на редких виртуальных животных. Да и если посмотреть на список тех петов, которые есть сейчас на бете, то мы увидим внушительную цифру в пять сотен штук.
Не знаю как вы, а я в MoP вижу для себя как минимум одно постоянное развлечение после левелкапа. Выследить, словить, продать. Главное, чтобы не получилось как с Путем Титанов.
Человек — хищное существо
Не хищное, а всеядное. По длине кишечника человек стоит между хищными и травоядными животными.
@ Unati. Не знаю как насчет длины кишечника, но вот тяга к убийствам у нас ого какая. По поводу и без.
Зато по величине жабы, которая душит что ещё кого-то не поймал и не выкопал, человек превосходит даже сельву Амазонки.
«Человек — хищное существо и, несмотря на века цивилизации, жажда охоты все еще сильна.»
«- А моя жена вместе со мной на рыбалку ходит.
- И как, ловит?
- Сначала ловила, а потом привыкла»
По сути Unati конечно прав, наши предки были всеядными. Это и строение зубов и челюстей и строение пищеварительной системы доказывает вполне ясно. Однако психологически люди склонны к насилию в достаточно большой мере, это верно. А уж если это насилие не несёт в себе возможности «получить в ответку», так и вообще.) Ну да ИМХО лучше разгрузка пусть происходит на электронных болванчиках, чем кто-то пойдет воплощать свои мечты в реале.)))))
А вот одна небызизвестная компания не сыграла на любви игроков к соревнованиям и почти похоронила хорошую игру.
Келло, ты про SWTOR?
вот тяга к убийствам у нас ого какая. По поводу и без.
И это равняет на с хищниками? Хищники очень редко убивают ради забавы. А внутривидовая агрессия у подавляющего большинства млекопитающих находится в жестких рамках условных поз.
Так что, если пользоваться сравнением, человек — гораздо «хуже», чем хищники.
По-моему я где-то читал что есть как минимум один хищник, достаточно часто убивающий ради забавы, если предоставляется такая возможность. Это наши любимые питомцы — домашние кошки.
Абсолютно согласен со Стасом, что довольно редко бывает. Замечу лишь, что это только один инстинкт, или тяга, не знаю какое верное слово подобрать. Весь WoW да и не только стоят на таких «инстинктах», начиная от фесткилов и заканчивая поисками красивых пейзажей со скриншотами. В WoW просто больше всего этих «инстинктов».
P.S. По-моему всеядный включает себя хищника. Мне все равно кто за мной охотится чистый хищник лев, или добрый всеядный мишка. Ну а как говорят биологи, если вы прилетит на незнакомую планету и увидите незнакомое животное и не знаете опасаться его или нет, посмотрите на его глаза. Если они расположены так что бы смотреть прямо — это хищник, глаза у всех хищников расположены именно так, что бы выслеживать добычу. Если глаза расположены так что бы охватить максимальную площадь обзора, например как у коров, это добыча. Сделано для того что бы к ней не подкрались незаметно. Все для баланса.
«Если вы прилетите на другую планету…» — спасибо поржал от души.))) По этому поводу советую посмотреть новинку Р.Скотта » Прометей», любители научной фантастики оценят. А что касается коллекционирования,есть вещь которая меня всегда от этого удерживала,мысль о том,что через год-два ( пусть 5 лет) сервера ВОВ закроют и от твоего персонажа останутся только жалкие скриншоты и все твои ачивы (я не задротствовал, а после ачивы over 9000 и вовсе забил,сейчас что-то около 9,5 к) пойдут лесом. Да и с петами ситуация неоднозначная, если не будет соревновательного элемента,то побалуется народ немножко и забьет на это дело. А вот если бы соревновательный элементы был,да если бы еще близзы эти бои петов прикрутили к мобайл оружейной,вот это была бы первая сверхуспешая браузерка от Близзард, примеров таких браузерных файтингов десятки ,вопрос только в грамотной реализации,Близзарды могут,но захотят ли,а вот тут уже вопрос.
@ Starpolaris. «Жалкие» скриншоты это, по большому счету аналог альбомов с фотками из реала. Их рассматривание вытаскивает из памяти приятные воспоминания о том, что было несколько лет назад. Да, когда-нибудь персонажи станут недоступны. По большому счету с нами останется только память о приятных моментах. Хантовский шлем Т7 стал хламом после какого-то из рейдов Накс-25. Но я помню как мы добивали КТ впятером и как я выиграл ролл у другого ханта. И таких моментов в игровой карьере было достаточно много.
Память о нашем опыте — вот что останется.
Дек,а станешь ли ты спорить с тем,что было бы в разы приятнее,если бы ты мог через лет этак 10 посмотреть армори своего перса на каком-нибудь мемориале баттл-нет учеток? Я говорил про то,что имело бы смысл задрачивать ачивы именно в этом случае,а во всех остальных… Ну фиг знает,занятие на любителя,очень похожее на бестолковое времяпрепровождение. Многие игроки слишком привязаны к своим персам,чтобы довольствоваться только скринами. Я вот гидроксиканских даже докачивать не буду ,наверное, благо око выпало, вторая легендарка собрана, осталось восемь ранов до экзалтеда, а зачем? Что мне дадут еще 10 ачив-пойнтов? Только память о том,что я задрачивал каждую неделю до смерти классического Рагнароса?))) Каждому свое ,конечно,но это не мой путь точно. Достижения интересны во многом только в разрезе возможности сравнения себя любимого и прочих игроков, поэтому ачивы и выстрелили так в ВОВ.