За долгую историю World of Warcraft его контент и форматы, в которых он подавался, претерпевали изменения. Почти в каждом патче и тем более дополнении, разработчики внедряли, удаляли, допиливали и переделывали. Некоторые из этих экспериментов имели успех, другие заканчивались неудачами.
История 5ppl инстансов, то есть тех, что рассчитаны на пять человек — это череда экспериментов, большая часть которых так и не смогла решить проблем контента. Во времена ванилы эти данжи играли важную роль как в прокачке, так и в подготовке к эндгейму. Но чем выше становился левелкап, тем меньшую роль играл этот формат в игре. Чем были инстансы на пять человек, как менялись, чем стали и что нас ждет в Legion — об этом этот материал. Я постарался сделать его интересным не только для нотальгирующих ветеранов, но и для начинающих игроков. Поэтому в нем есть карты и схемы, показывающие как добраться входов в эти подземелья.
Итак, ниже идет первая часть, в которой рассказывается об инстансах оригинального World of Warcraft и первого дополнения The Burning Crusade.
Что такое инстансы на пять игроков? Если вы новичок, то рекомендую нажать на кнопку и ознакомиться с текстом.
Что такое инстансы на пять человек
На сегодняшний день (июнь 2016) в мире World of Warcraft около восьмидесяти инстансов на пять человек.
Инстансы оригинального World of Warcraft
То были времена более зеленой травы и задротства, что выражалось в весьма длительной прокачке персонажа. Казуальный игрок доползал до левелкапа через несколько месяцев. На этапе прокачки 5ppl были весьма приличным источником экспы, а также «синего» лута. Другими словами, это была важная составляющая контента игры. Да и самих инстансов на старте было много — восемнадцать на все возможные брекеты уровней. Первый контент-патч в декабре 2004 дополнил этот длинный ряд массивным Мародоном, а в феврале 2005-го вышел Dire Maul (Забытый Город), рассчитанный на игроков, которые готовились к эндгейму. Вот перечень инстансов времен ванила WoW c указанием уровней персонажей, на которые они рассчитаны и картами, где обозначены входы в эти инстансы.
Важно: ниже приведены карты из оригинальной игры до выхода «Катаклизма» (до версии World of Warcraft 3.3.5).
Огненная Пропасть (Ragefire Chasm)
Карта
Пещеры Стенаний (Wailing Caverns)
Мертвые Копи (The Deadmines)
Крепость Темного Клыка (Shadowfang Keep)
Непроглядная пучина (Blackfathom Deeps)
Тюрьма (The Stockade)
Гномреган (Gnomeregan)
Лабиринты Иглошкурых (Razorfen Kraul)
Алый монастырь (The Scarlet Monastery)
Курганы Иглошкурых (Razorfen Downs)
Ульдман (Uldaman)
Зул’Фаррак (Zul’Farrak)
Затонувший храм (Temple of Atal’Hakkar)
Глубины Черной Горы (Blackrock Depths)
Нижняя часть пика Черной Горы (Lower Blackrock Spire)
Стратхольм (Stratholme)
Некроситет (Scholomance)
Верхняя часть пика Черной Горы (Upper Blackrock Spire)
Марадон (Maraudon)
Забытый город (Dire Maul)
Что отличало инстансы ванилы от всего того, что выходило после? Размеры и количество боссов. Это были массивные, местами запутанные, подземелья, в которых без опытного проводника можно было и потеряться. Некоторые из них превосходили размерами расовые столицы. Например, Blackrock Depths (Глубины Черной Горы). Его прохождение подчас занимало несколько часов. Да и к тому же в инстанс тогда могло зайти больше чем пять человек — до десяти они вмещали спокойно. То есть по размерам и количеству боссов инстансы ванилы были сопоставимы с рейдами первых тиров первого дополнения The Burning Crusade (например, Каражаном).
Насколько правильным было это дизайнерское решение? В условиях, когда рейды были рассчитаны на 40 человек, команда в пять-десять считалась сравнительно маленькой. Тем не менее, разработчики сделали кардинальные выводы относительно как дизайна рейдов, так и 5ppl, но об этом чуть позже.
Я начинал играть на излете дополнения The Burning Crusade и тогда поход в такое подземелье был действительно небольшим приключением. Это сейчас игроки весело пробегают 5ppl минут за пятнадцать-двадцать, а тогда надо было настраиваться на пару часов. И это в случае если вы шли с хорошей группой и никто не вываливался по пути. А ведь были и вайпы и даже на треше. Помню, как один из игроков-ветеранов в Марадоне сказал, что сейчас уже проще, боссов понерфили, а вот в ваниле было жестче.
Внимания заслуживает и то, как собирались группы в 5ppl. До патча 1.3 это делалось либо в чат-канале поиска группы, либо в гильдчате. И то и другое имело ограничения. Первая попытка исправить ситуацию была предпринята в патче 1.3, когда у входов в данжи появились «камни встреч». С помощью этих камней игроки могли встать в очередь в данное подземелье, где им подбиралась группа. Вроде бы все звучит хорошо и правильно, но на практике все было совсем не так. Во-первых, до входа в инстанс надо было переть на своих двоих, а в лучшем случае на маунте, потому как первого давали только на 40 уровне. Полеты на Старым Миром открыли только после «Катаклизма», разве что немного выручало воздушное такси. Во-вторых, выйдя из города, игроки теряли возможность искать группу в чате. В-третьих, на PvP-реалмах у камней невозбранно занимались ганком. В-четвертых, стать в очередь можно было только в один инстанс. Последнее — ждать в очереди можно было очень долго.
В патче 1.5 эту функцию пытались передать НПС — хозяевам таверн, расположенных рядом. Тоже не прижилось. В общем, в ваниле этими булыжниками мало кто пользовался. Ситуация разрешилась в пре-патче ТВС, когда камни стали работать для призыва других членов группы. Так они и работают до сих пор.
Нужно сказать, что в те времена подземелья выполняли важную роль в пререйдовой подготовке игроков. Высокоуровневые инстансы, такие как, например, Верхняя часть Черной горы или Некроситет служили источником получения «синьки». Без нее в начальных рейдах приходилось туго.
Рассказывая об инстансах ванилы нельзя не упомянуть одного из первых маунтов, который появился в лут-таблице. Это был Конь Смерти барона Ривендейра, финального босса Стратхольма. Шанс выпадения этого эпического коня тогда был чрезвычайно низок — 0.02%. До 1% его повысили позже, уже к моменту выхода второго дополнения к игре.
В дополнении «Катаклизм» 5ppl подверглись кардинальной переработке, так что если вы играете на официальном сервере и проходите, скажем, Марадон, то это уже совсем не то, что было когда-то. «Ванильный» формат 5ppl — массивные и с большим количеством боссов и треша — к сожалению, был кардинально изменен уже в первом дополнении к игре.
Инстансы The Burning Crusade
Первое дополнение к World of Warcraft: The Burning Crusade принесло не только новый контент, но массу изменений в игровых механиках. 5ppl были кардинально переделаны. Они стали компактнее — меньше по размерам, вместо 7-8 боссов стало 3-4. Кроме того, появилась еще одна версия, предназначенная для игроков 70-го, высшего на тот момент уровня — героическая. В героике трэш и боссы били больнее и были толще. Эти 5ppl действительно были сложны и надолго стали образцом сложности этого формата. Когда олдфаги рассуждали о сложности инстансов очередного дополнения, то нередко вспоминали именно героики ТВС.
Еще одной ососбенностью инстансов ТВС стало то, что они компоновались «тематическими» группами по 3-4 штуки. Скажем, в Цитадели Адского Пламени было три инстанса, как и в соседней Зангартопи. В определенном смысле это было удобно, потому как не надо было переться через полконтинента, если вы с друзьями решили потратить вечер, бегая по данжам. Прошли один — а в двух шагах уже вход в другой.
Еще одно новшество касалось сюжета. Дабы немного порадовать фанатов, разработчики сделали несколько инстансов, которые представляли собой «экскурсии в прошлое». Игроки могли принять участие в ключевых событиях истории вселенной Warcraft. Два инстанса на пять лиц предоставляли такую возможность. Игроки помогали Медиву открыть Темный Портал в Черной топи и, опять же, помочь Траллу бежать из заключения. Входы в эти инстансы располагались в Пещерах Времени, загадочном месте, которое служило домом Бронзовой стае драконов. Что сказать? Интересное и очень удачное дизайнерское решение.
Чем еще были примечательные героические 5ppl? Цепочкой на получение доступа к рейдам. Для того, чтобы попасть в стартовый рейдовый инстанс, Каражан, нужно было собрать несколько частей ключа в трех героических инстансах. А для того, чтобы получить доступ к героикам, нужно было купить ключ у вендора, который его продавал, если у вас был определенный уровень репутации. На этом дело не кончалось и все героики ТВС так или иначе были завязаны в доступе к рейдовому контенту. В общем, тогда героические инстансы играли весьма важную роль в освоении контента.
Полуостров Адского пламени (Цитадель Адского пламени)
Бастионы Адского Пламени (Hellfire Ramparts)
Кузня Крови (The Blood Furnace)
Разрушенные залы (The Shattered Halls)
Зангартопь (Резервуар Кривого Клыка)
Как добраться
Нырять сюда
Плыть до упора
Паровое подземелье (The Steamvault)
Узилище (The Slave Pens)
Нижетопь (The Underbog)
Лес Террокар (Аукиндон)
Гробницы Маны (Mana-Tombs)
Аукенайские гробницы (Auchenai Crypts)
Сеттекские залы (Sethekk Halls)
Темный лабиринт (Shadow Labyrinth)
Танарис (Пещеры Времени)
Как добраться
Старые предгорья Хиллсбрада (Old Hillsbrad Foothills)
Черные топи (The Black Morass)
Пустоверть
Аркатрац (The Arcatraz)
Ботаника (The Botanica)
Механар (The Mechanar)
Терраса Магистров (Magisters’ Terrace)
Для того, чтобы попасть в инстанс, надо сначала добраться до острова Кель’Данас. Добраться до него можно через прямой портал в Шатрратте. Расположен он там же, где и все остальные порталы. Далее смотрим на карту и бежим в нужную сторону.
Еще одно важное новшество, которое впоследствии сыграло свою критическую роль стоят упомянуть отдельно. С боссов в героике падали Знаки справедливости, за которые у специальных вендоров можно было купить эпики, а с последнего босса вываливался эпик. То есть если игроку не везло в рейдах или надо было приодется для них, то вперед, фармить баджики. Система оказалась живучей и впоследствии использовалась во всех следующих дополнениях.
Весной 2008 года в составе патча 2.4 вышел последний 5ppl TBC — Терраса Магистров. Примечателен он был двумя вещами. Во-первых, там игроки опять сталкивались с восставшим из пепла принцем Кель’тасом, которого до этого убивали в Крепости Бурь. Во-вторых, из Кель’таса выпадал маунт-крылобег. В этом же патче отменили необходимость иметь ключи к рейдам (хотя сами квесты остались).
Подводя итог. Дизайн инстансов ТВС стал стандартом для 5ppl в последующих дополнениях. Он не претерпел коренных изменений ни в WotLK ни в Cataclysm. Только в Mists of Pandaria разработчики решили, что надо бы что-то менять, но об этом будет рассказано в следующих выпусках.
>Он не претерпел коренных изменений ни в WotLK ни в Cataclysm
Как это? ЛФГ же
Ну по-сути 10ppl были LBRS и UBRS. Все остальные данжи проходились в 5 человек и что-то я не припомню, что б в BRD можно было влезть в 10. Хотя сам проход до входа в подземелье был не менее прекрасен, чем сам инстанс.
Стоит также отметить, что никаких проблем добраться до подземелья, с появлением камней встреч не существовало. Группу можно было начать собирать в столице, продолжить Барренс-чате и завершить в Каргате (Альянс не в счет).
Палыч, я конечно играть начал уже в БЦ, но тоже помнится, что в начале дажа Пещеры в баренсах пукали до 10ппл. Правда я об этом тогда только читал, играть не было возможности, а когда появилась, то да, в 10 рыл пускали только в БРСы
Если верить патч нотам BRD была разрешена для 10 игроков с 2005-03-07 по 2006-03-28, за остальные инсты не скажу. Сам же я начал играть в августе 2006, поэтому для меня это было уже обычное подземелье.
Поправка, баджики падали со всех боссов в героике. С последнего падал обязательно эпик и эпический камень какой-нибудь.
Спасибо, Дег, исправил
@ Ghost — имеется ввиду дизайн инстансов, а не ЛФГ. Впрочем, про это я уже написал в следующем материале.
Если не ошибаюсь, конь с барона падал, если группа выполняла квест на прохождение за 45 минут. Это уже когда стало слишком легко для такой награды его выполнить, сделали низкий шанс.
Прошу прощения, ошибся — это часть цепочки на тир0.5
По-моему, надо ещё более чётко сказать, что ванильные инсты ты описываешь, какими они были тогда, а не какие они сейчас. С тех пор у многих инстов изменили диапазон уровней и многие полностью переделали.
И снова спасибо за приятную ностальгию. Помню сколько раз я ходил в аукидон и как впервые шел пешком из андерсити в курганы иглошкурых с другом.
Очень жаль, но лфг в корне убил 5ппл. Идеальный формат был в бк — список тех, кто хочет туда-то. И люди общались в ЛС и набирали группы, потом добирались до входа. Треш нужно было контролить, боссов убивать сообща. Теперь же не редкость пройти инст ниразу не написав в чате. Пропал этот дух коллективной игры. Просто жмешь ротацию и ждешь пока умрет босс.
Грустно, товарищи, что любимая игра превратилось в уг. Проплачивал подписку — меня хватило на неделю, это абсолютно не та игра, в которой я исследовал мир, тратил уймы часов, воевал в странге, скрываясь потом от хайлвл.
У меня все.
Пользуясь случаем, хочу пропиарить еще один канал ютуба.
https://youtube.com/playlist?list=PLDryqnKrFNn8ukC2ro3W3T6K58b6S6MMQ
Немного нудноватым тоном там рассказывается об интересных механиках старых подземелий, ныне ставших рудиментом.
Так камень встреч работал, как ЛФГ сейчас?
@ RRHand — судя по описанию, то да, так она работал в ваниле.