«Последние джедаи». Вместо рецензии

Star-Wars.-Episode-VIII-The-Last-Jedi

Если вы по каким-то причинам еще не посмотрели VIII эпизод «Звездных войн» «Последние джедаи», то лучше не читайте то, что под катом. Там спойлеры. Извините, но так получилось.

С просмотра «Последних джедаев» я вышел с недоеденным ведерком попкорна и вопросом «что это было?». Обычно «Звездные войны» не оставляют таких впечатлений. Чем мне всегда нравилась эта серия, так это прямой простотой. Вот плохие ребята. Вот хорошие ребята. А вот хороший, которые станет плохим. Герои саги по большей части это сказочные типажи, архетипы коллективного бессознательного. «Иванушка-дурачок», «прекрасная принцесса», «мудрый старик», «благородный рыцарь», «придворный шут» и тэдэ и тэпэ. При всем драматизме происходящего, все эти страсти даны широкими мазками и чем-то напоминают балаганное кино начала прошлого века с картинными страстями. И это хорошо работало, даже несмотря на кучу ляпов, о которых давно знают все. Например, про залпы пушек и рев истребителей — в вакууме звуковые волны не распространяются, поэтому все эти бои должны сопровождаться полной тишиной. Только один раз лично у меня возникало недоумение относительно происходящего, после «Призрачной угрозы». Правда, там все быстро стало на свои места. Лукас делал фильм с расчетом охватить еще и детскую-подростковую аудиторию.

Предыдущий, VII эпизод был выдержан в духе старых, лукасовских трилогий. При всех косяках, он вышел цельным, фансервисным, традиционно зрелищным. «Последние джедаи» оставляют рваное впечатление, причем сразу по нескольким аспектам.

Начнем с персонажей. Первый план вытягивают Марк Хэмилл и Дейзи Ридли. От обаяния и энергетики Кэрри Фишер, какой мы ее запомнили по первой трилогии, не осталось ничего. Она статист, которой просто положен здесь быть. Адам Драйвер как не был на своем месте, так и остается не там где надо. Худшую фактуру для главного злодея еще надо было поискать. Второй план провисает почти полностью. Сноук? Ни характера, ни харизмы, ни внешнего вида. Голографический Сноук из VII эпизода впечатлял сильнее. То, что нам показали в VIII эпизоде больше похоже на беззубую злую бабушку в старом ночном халате. Кроме того, заканчивается Сноук как-то быстро. Хакер DJ? Выглядит как попытка заполнить вакансию насмешливого проходимца, которую до этого занимал Хан Соло. Хан, конечно, святым никогда не был, но до такого паскудства как этот жулик не доходил и поэтому симпатий новый трикстер не вызывает никаких. Парочка неудачников — толстушки-азиатки и негр — всеми своими действиями вызывает один вопрос: как вы вообще в армию попали? Капитан Фазма? Что называется, промелькнула и сгинула. Хотя, конечно, доспехи хорошо блестели. По Дэмерон? «В любой непонятной ситуации — все расхреначить». Очень глубокий характер.

Сюжет. Здесь двойственная ситуация. С одной стороны невооруженным взглядом видно, что в этом эпизоде создатели фильма пытаются заложить основу для последующих серий. Старые герои уходят, на их место должно прийти новое поколение. Веселый пикник, который Люк устроил с призраком своего учетеля тоже весьма показателен. Но не только это, потому что уходит и сама концепция «джедаи — хорошие, а ситхи — плохие». Люк Скайуокер больше не герой сил добра, спасающий галактику от очередного палпатина. Кайло Рен тоже не однозначный злодей и его отношение к Рей вполне искреннее. Кстати, в храме джедаев на острове, где скрывается Люк, есть символ, похожий на китайский Инь/Янь. «Борьба и единство противоположностей». Вполне возможно, что в последующих сериях создатели вообще отойдут от черно-белых тонов в отношении джедаев и ситхов. Что, кстати, давно напрашивается, поскольку их благородство давно под большим вопросом. Взять хотя бы эту странную привычку нападать вдвоем на одного. В «Призрачной угрозе» Дарту Моллу пришлось отмахиваться от двоих сразу, а графу Дуку даже два раза.

The-Last-Jedi-1-1

Кроме этого эпизод VIII является вторым в трилогии, а такого рода фильмы зачастую выглядят незавершенными. Потому как только в завершающей части трилогии все проясняется. А пока вся большая картина не видна, то сюжет провисает. Скажем, эпизод с Рей в комнате с зеркалами. Что это было? И вообще, с тем местом, где расположен храм джедаев вообще мало что понятно. В принципе это не страшно, потому как фанатам два года будет чем заняться, рассуждая по любой мелочи «а что бы это значило?». Но проблема в том, что вполне понятные недомолвки густо перемешаны с вполне конкретными сюжетными косяками и вторичностью. И эта смесь серьезно портит впечатление от фильма.

Рейд парочки недоумков на межзвездный курорт за хакером заканчивается двойным фиаско. Сначала они заваливают миссию и их спасает хакер, а потом хакер подставляет повстанцев. Джа-джа-бинкс закрывает свой длинный нос ладонями. Полеты Леи по космическому холоду? А на фига тогда было взрывать капитанский мостик? Тем более, что в последующих действиях она активного участия не принимает. Вместо этого лишили фильм эпического момента. Бунт По вообще ни в какие ворота не лезет, адмиралу Холдо достаточно было раскрыть ему свой истинный план, чтобы успокоить ситуацию. Тогда и рейд на курорт не был бы нужен, да и последующих сложностей можно было избежать. Атака дредноута бомбардировщиками — эй, а что нельзя было идти не таким плотным строем, чтобы в случае чего не подорвать друг друга? А пушка-таран в духе средневековых замковых осад? Которую волокут к месту назначения? Что, нельзя было подогнать крейсер и сделать залп по воротам из него?

Подобных натяжек и подпорок в фильме достаточно, но есть и такие моменты, которые рушат внутреннюю логику вымышленной вселенной. Самым ярким примером является последний маневр адмирала Холдо. Во-первых, самой оставаться на корабле не надо было, можно было посадить дроида в кресло, дать ему приказ и уйти. Тем более, что в такой ситуации каждый человек на счету, а адмирал тем более. Второе — разгон в гиперпространство через флот Первого Ордена это, конечно, эффектный ход. Но он множит на ноль содержание как минимум первой трилогии и «Изгоя-1″. Зачем нужен был этот цирк с конями? Похищение планов Звезды смерти, лобовые атаки превосходящих сил противника, наземные диверсионные операции и прочая хрень. Достаточно было подтащить поближе к Звезде транспортник и дать команду дроиду-пилоту проложить курс в гиперпространство через рукотворную планету.

Герои и сюжет. Внутренняя достоверность сюжета и цепляющие характеры. Какую бы фантастику мы не смотрели или не читали — именно это делает ее интересной. К сожалению, именно этим «Последние джедаи» не могут похвастать. Повторюсь, возможно, многое станет на свои места после выхода завершающего фильма эпизода третьей трилогии «Звездных войн». Хотя, если честно, то я больше жду спиноффа про Хана Соло.

Author: Deckven View all posts by

23 Comments on "«Последние джедаи». Вместо рецензии"

  1. Reist 19 Декабрь 2017 в 11:29 -

    Забавно. У нас есть три поколения, у каждого из которых есть свои Звездные войны. Уверен, нынешние дети радуются новым эпизодам не меньше, чем мы радовались «Новой надежде».

  2. hDrumme 19 Декабрь 2017 в 11:51 -

    Ушел с сеанса разочарованным.

  3. Senjin 19 Декабрь 2017 в 11:54 -

    Я после этого фильма уже ничего не жду, поскольку в моём личном рейтинге он даже ниже первого эпизода. Если Джонсон при написании сценария поставил себе задачу плюнуть в лицо всем, кто хоть сколько-то серьёзно относится к вселенной, ему это удалось. Весь фильм, начиная с галактического скайпа, передающего воду и даже позволяющего возить подчинённого мордой по полу издалека, и заканчивая тупейшим сливом Люка («попугать племянника голограммой и тупо умереть без какой-либо на то причины» трудно назвать гениальным планом) и Йодой, который даже призраком умеет швыряться молниями (а нахрен повстанцам вообще войска, если можно натравить на Первый Орден неузявимую армию призраков, которая всех силой расшвыряет? Дохлых джедаев по вселенной раскидано предостаточно) — это просто издевательство как над каноном, так и над здравым смыслом. За шуточки типа По, передающего Хаксу привет от мамки, или Люка, выкидывающего меч как дешёвую безделушку, режиссёру отдельный фейспалм. Девятый эпизод ещё посмотрю, чтобы узнать, как Абрамс разгребёт эти авгиевы конюшни, но больше к диснеевским фильмам не притронусь.

  4. Kello 19 Декабрь 2017 в 18:41 -

    Забавная ситуация, обычные критики ставят фильму 9/10, а вот поколение Канобу разносит в пух и прах это кинцо. Как человек ни один вечер проведший на Татуине;), могу только присоединиться к Деку.

    Магия торговой. За что Варкрафт фильм похоронили ироды. Он был гораздно симпатичнее и логичнее.

  5. Deckven 19 Декабрь 2017 в 18:53 -

    @ hDrumme — я ушел в недоумении и полный надежд ))

  6. Deckven 19 Декабрь 2017 в 18:54 -

    @ Reist — ходил с десятилетним сыном и двумя его друзьями, колонну замыкала жена. Малой с собой взял световой меч, хотел еще маску Вейдера, но не сложилось )

  7. Deckven 19 Декабрь 2017 в 18:58 -

    @ Senjin, SW никогда не отличались особой достоверностью, да и сюжетные косяки тоже бывали. Чего только стоит полет пионера Анакена в «Призрачной угрозе» и ее случайное уничтожение. Но в основном все эпизоды имели довольно стройную внутреннюю логику. В этом эпизоде она развалена. Да, может быть Абрамсу удастся выправить ситуацию, тем более, что эпизод VII в целом вышел вполне прилично. Не шедевр, но смотреть можно.

  8. Deckven 19 Декабрь 2017 в 19:07 -

    @ Kello — начинаю подозревать наличие всемирного заговора критиков. Даже на КГ-портале две рецензии положительные (!), а комменты под ними — «какая гадость эта ваша заливная рыба». На Rotten Tomatoes рейтинг критиков 93, а зрителей — 55. То ли профессиональные критики решили не заедаться с Диснеем, то ли Дисней хорошо организовал маркетинг и проплатил концерт.

  9. Senjin 19 Декабрь 2017 в 19:58 -

    @Deckven
    «SW никогда не отличались особой достоверностью, да и сюжетные косяки тоже бывали»
    Я особых иллюзий по этому поводу не питаю, поскольку никогда особым фанатом не был, а уж особенно после того, как пересмотрел все эпизоды в преддверии Rogue One. Раз уж даже меня Джонсон умудрился разочаровать, не представляю, что с реальными знатоками лора творится.
    » Даже на КГ-портале две рецензии положительные»
    У них на все фильмы Диснея рецензии крайне положительные, так что на этот сайт точно ориентироваться не стоит.

  10. Imargo 20 Декабрь 2017 в 11:59 -

    @Deckven, все намного проще — вы вращаетесь в кругу людей со схожим мнением. Тех, кому новый эпизод понравился, предостаточно, просто сознанию удобно игнорировать отличающиеся мнения, особенно чем старше человек становится. :)
    А для фильма это комплимент, по большому счету, что мнения о нем так сильно разнятся. Знаю кучу людей, у которых они диаметрально противоположные.

  11. Deckven 20 Декабрь 2017 в 12:35 -

    @ Imargo. Насчет моего мнения — я не читал спойлеров и вышел из кинотеатра с уже сложившимся мнением, ни с кем его не обсуждая. Кроме того есть мое мнение, а есть статистика. Metacritic: рейтинг у критиков 86 (ни одного отрицательного отзыва), рейтинг зрителей 4.9 (больше половины отзывов отрицательные). Rotten Tomatoes: 93 у критиков и 55 у зрителей. Да, как говорится «мнения разделились», половине зрителей фильм понравился, но в случае с фильмом из франшизы Star Wars 55% на RT это провал. Успешные фильмы там имеют не меньше 80. У «Изгоя 1″ там 85 и 87 соответственно. Да и вот тут интересная новость прошла, что фанаты пишут петицию Диснеям, чтобы исключить фильм из канона. На мой взгляд, это самый слабый эпизод из всех, что выходили.

  12. Imargo 20 Декабрь 2017 в 13:21 -

    @Deckven А на взгляд других — самый сильный, есть и такие мнения. Что касается разброса между критиками и зрителями, то все просто: чаще всего активность проявляют те, кто недовольны. Довольные просто не испытывают необходимость лишний раз спорить. Есть, конечно, такие, но их меньше.
    Какие фанаты пишут петицию и сколько их — тоже хороший вопрос. Петиции сейчас пишут все кому не лень и по самым абсурдным поводам.
    Почему бы просто не принять, что каждый имеет право на свое мнение и видение, а также что времена меняются, а режиссеры пытаются отразить эти изменения.
    Кстати, Кайло Рен — лучший антагонист в попкорновом кино за последние несколько лет. Я усиленно пытался вспомнить хоть одного достойного отрицательного персонажа такой степени проработанности и не смог. На ум пришел разве что Эдриан из Хранителей, которые вышли аж в 2009. Все остальные — статисты с шаблонными историями.

  13. Deckven 20 Декабрь 2017 в 13:59 -

    @ Imargo — какие изменения пытался отразить режиссер в VIII эпизоде?

  14. Imargo 20 Декабрь 2017 в 14:42 -

    @Deckven — во-первых, привнести неоднозачность в образы. Теперь редкий персонаж выглядит однозначно «добрым» или «злым», как это было раньше. И речь даже не о борьбе между темной и светлой стороной силы — нам показывают, что даже герои могут совершать глупые, вредоносные поступки, а злодеи могут проявлять сострадание и сочувствие. Раньше это было жестко завязано на конфликте между темной и светлой стороной, а сейчас делается упор на то, что все эти качества — суть человеческой природы, а сила есть лишь инструмент, способ управления энергией вокруг нас. Кайло Рена так и вовсе не поворачивается язык назвать злодеем эпохи Вейдера. В случае с последним его раскаяние было чуть ли не роялем из кустов и выглядело довольно искусственно (уж до того, как рассказали историю Энакина, точно). Кайло же на протяжении всей своей истории на экране демонстрирует внутренний конфликт.
    Во-вторых, раскрывают внутреннюю неуверенность героев, нестабильность психическую, травмированность. Куда ни копни, от Люка до Хакса — все они добились многого, занимают важные чины, но при этом внутри глубоко неполноценны и пытаются найти себя, самоутвердиться в своих глазах и глазах тех, чье мнение им важно.
    В-третьих, куда же без этого, акцент на сильных женщинах, тут думаю и объяснять не надо. Привыкшие к традиционному подходу наверняка смотрели эти сцены и кривили лица.
    Пока вот так.

  15. Senjin 20 Декабрь 2017 в 16:20 -

    «Теперь редкий персонаж выглядит однозначно «добрым» или «злым», как это было раньше.»
    Кого из персонажей приквельной трилогии можно назвать однозначно добрым или злым?
    «Кайло Рена так и вовсе не поворачивается язык назвать злодеем эпохи Вейдера.»
    Его вообще злодеем нельзя назвать, это обиженный и не очень умный подросток-максималист, который то собственноручно убивает отца, то спустя какое-то время не может заставить себя убить мать, то начинает выдавать клоунские тирады про то, что прошлое надо убить, на которых, видимо, основывался и сам режиссёр. Это уровень мальчика-чёрного дымка из «Фантастических тварей», а не Звёздных Войн.
    «куда же без этого, акцент на сильных женщинах»
    А что, Лейя и Падме были слабыми женщинами? В чём конкретно это выражалось?

  16. Imargo 20 Декабрь 2017 в 17:00 -

    «Кого из персонажей приквельной трилогии можно назвать однозначно добрым или злым?»
    Всех, кроме Энакина.

    «Его вообще злодеем нельзя назвать, это обиженный и не очень умный подросток-максималист…»
    Согласен, о том и речь. Это одна из новых тенденций. Кино о людях, о таких, какими они бывают по-настоящему, со всеми изъянами, несовершенствами и глупыми поступками. А людям нередко бывает очень сложно поступать логично и как надо. Схожий пример из WoW — обвинения в сторону «сошедшей с умы» Джайны, которая всего лишь, о ужас, ведет себя так, как вел бы реальный человек в ее ситуации.
    «А что, Лейя и Падме были слабыми женщинами? В чём конкретно это выражалось?»
    Лейя не была, Падме в общем-то тоже, хотя никаких проявлений силы с ее стороны тоже особенно не было, емнп.
    А в целом они обе были исключением из правил, кроме них никого не было (если не считаем статистов).

  17. Senjin 20 Декабрь 2017 в 17:47 -

    «Всех, кроме Энакина.»
    Неужели даже Дуку с Палпатином?
    А вообще написал я это к тому, что как раз в моральном плане приквельная трилогия не настолько деревянная, как классическая. Республика времён заката — это слабое надгосударственное образование, где лоббисты могут продавливать захват целых планет, орден джедаев бубнит о невмешательстве и предпочитает предаваться расплывчатым рассуждениям, десятки миров ведут борьбу за сепаратизм и достаточно одного хитрого популиста, чтобы всё рухнуло. По сравнению с этим, в седьмом и восьмом эпизоде политическая и моральная составляющая просто нулевая.
    «Кино о людях, о таких, какими они бывают по-настоящему, со всеми изъянами, несовершенствами и глупыми поступками.»
    В случае с Кайло Реном это элементарно значит, что я не могу понять, какая вообще у него мотивация для тех поступков, которые он совершает.
    «А в целом они обе были исключением из правил»
    Я точно так же могу назвать Рей исключением из правил, что Маз Каната, что Роуз, что Холдо, что Лейя — точно такие же статисты.

  18. Deckven 21 Декабрь 2017 в 1:54 -

    @ Imargo
    @Deckven — во-первых, привнести неоднозачность в образы. Теперь редкий персонаж выглядит однозначно «добрым» или «злым», как это было раньше. И речь даже не о борьбе между темной и светлой стороной силы — нам показывают, что даже герои могут совершать глупые, вредоносные поступки, а злодеи могут проявлять сострадание и сочувствие. Раньше это было жестко завязано на конфликте между темной и светлой стороной, а сейчас делается упор на то, что все эти качества — суть человеческой природы, а сила есть лишь инструмент

    Я об этом написал в постинге. В этом эпизоде делается попытка сместить акценты и показать, что светлая сторона это не всегда добро, а темная — не всегда зло. И что главное это баланс.

    Во-вторых, раскрывают внутреннюю неуверенность героев, нестабильность психическую, травмированность. Куда ни копни, от Люка до Хакса — все они добились многого, занимают важные чины, но при этом внутри глубоко неполноценны и пытаются найти себя, самоутвердиться в своих глазах и глазах тех, чье мнение им важно.

    Смотря как воспринимать героев саги. Героев первой трилогии я вообще не воспринимаю как личностей. Они — архетипы, которые ведут свои корни из сказок и мифов. Люк Скайуокер — это «герой», который проходит инициацию, превращаясь из мальчика в IV эпизоде в зрелого мужчину в VI. Дарт Вейдер это «герой» приквелов, только проделывающий обратный путь — из спасителя, превращающийся в злодея. Оби Ван — это «мудрый старик». Лея и Люк — это архетип «божественных близнецов». Хан Соло — «насмешник», жулик, который делает это с улыбкой на лице. Собственно, успех IV эпизода и был не в последнюю очередь обусловлен тем, что Лукас обыграл этих сказочных персонажей. И раскаяние Вейдера в VI эпизоде не выглядит роялем из кустов. Герой совершил полный цикл — вознесся, пал, умер и опять вознесся.

    В-третьих, куда же без этого, акцент на сильных женщинах, тут думаю и объяснять не надо. Привыкшие к традиционному подходу наверняка смотрели эти сцены и кривили лица.
    Падме ложит Рей на обе лопатки без светового меча. Лидер своего народа, которая борется за него и в парламенте и с оружием в руках. Да и дочка от матери не отстает. А Рей пока еще только выбравшаяся с помойки никто. Так что с сильными женскими образами еще у Лукаса было все в порядке.

    «Кого из персонажей приквельной трилогии можно назвать однозначно добрым или злым?»
    Всех, кроме Энакина.

    Добрый Квай Гон Джинн без особых колебаний отправляет Анакена на гонки, в которых ребенок элементарно может разбиться. Тот, по сути, сам себя спасает, поскольку добрые джедаи со световыми мечами ни хрена не смогли сделать для его освобождения. Потом светочи благородства, Оби Ван Кеноби и Квай Гон Джинн вдвоем нападают на Дарта Молла. Ну то есть у джедаев так принято, чтобы двое на одного. А еще Оби Ван Кеноби лжет Люку, говоря, что Дарт Вейдер убил его отца, на что потом получает справедливые упреки от молодого джедая. И раньше была неоднозначность, просто ее не сильно выпячивали.

  19. Нуб 21 Декабрь 2017 в 8:36 -

    Только старые эпизоды только хадкор. Для меня история закончилась как не стало парня с астмой, инвалида первой группы человека с магнитолой,кандидата в президенты Украины Дарта Вейдеровича. Да пребудет с нами сила бигмака) Ладно я не объективен потому как смотрел в детстве)

  20. Rrhand 24 Декабрь 2017 в 12:08 -

    Только что из кинотеатра — с кучей приятных впечатлений. Ну да, все иначе, да, есть нестыковки. Но я уверен, что если дать слово человеку со стороны, не знакомому с сагой, то он и оригинальные эпизоды раскатает — поводов там достаточно. Это кино, и логика и мотивация тут подчинены повествованию. Я просто наслаждался историей и картинкой, не брюзжа о том, что происходящее не соответствует привычным мне реалиям. Это как Бесславных ублюдков упрекать в неисторичности. Вы серьезно?

    Дэк, ты сам говоришь, что это типичная сказка, а потом предъявляешь претензии, будто это остро-социальная драма. Прости, но ты похож на ворчливого старика. А аргументы Сенджина — это уровень средней школы, конечно.

  21. Deckven 24 Декабрь 2017 в 13:07 -

    @ Rrhand. Есть логика реальности, а есть внутренняя логика вымышленной вселенной. Если воспринимать «Ублюдков» как фильм в жанре альтернативной истории с попаданцами, то требовать от него исторической достоверности глупо. Но если бы Бред Питт в фильме летал на F16, то это бы воспринималось как нарушение внутренней логики. С «Последними джедаями» как раз история, когда внутренняя логика вымышленной вселенной разрушается. Почему раньше никто не занимался суицидом, тараня на разгоне корабли противника? Ни в одном из семи фильмов до этого не было подобного?

  22. Rrhand 25 Декабрь 2017 в 21:33 -

    @ Deckven Возможно, я не так серьезно отношусь к СЗ, все дело в этом. Но я правда не обращаю внимания на такие мелочи.

  23. Rrhand 27 Декабрь 2017 в 7:52 -

Leave A Response