Blizzard Entertainment относится к тем компаниям, которые тщательно дозируют информацию о своих проектах и работе в целом. Да, бывают утечки, но после них остается устойчивое впечатление о том, что и они — часть продуманной пиар-кампании.
Меня всегда интересовала история создания и развития WoW как проекта, но информацию приходилось в буквальном смысле слова собирать по крупицам. Пропущенные через цензурное сито статьи, интервью ключевых сотрудников, которых к этим самым интервью готовили как к спецназ для миссии в тылу, фильмы из серии Behind the Scenes и тому подобной официальной пиар-продукции. Ну и конечно же, слухи, слухи, спекуляции и домыслы.
Новость о том, что бывший работник студии, ведущий дизайнер 3D-уровней, Джон Стаатс, решил издать свой дневник, не на шутку порадовала. Джон Стаатс зашел на проект в ранней стадии разработки, еще в 2001 году и приложил руку ко многим классическим инстансам и локациям. Пиратская Бухта, Глубины Черной Горы, Огненные Недра, Храм Ан’Кираж, Каражан, Азшара и многому другому. После десяти лет работы над World of Warcraft он стал старшим дизайнером уровней секретного проекта Titan. После того, как проект был закрыт, он уволился.
Первую попытку собрать средства на издание книги Стаатс предпринял весной 2018 года. Попытка оказалась неудачной. Возможно, из-за того, что целевая сумма была изначально довольно высокой — 400.000 долларов — а подготовительная работа не была проведена на нужном уровне. Джон сделал правильный выводы, провел серьезную артподготовку в плане маркетинга и в августе запустил вторую кампанию. На этот раз целевая сумма была значительно меньше — 10.000 долларов. Что удивительно, она была достигнута в пределах первого часа. Дальше — больше. В первые сутки было собрано около $100.000, а к концу срока общая сумма собранных средств почти достигла $600.000.
Я не успел принять участие в самой кампании по сбору средств, но тем не менее заказал твердую копию. Более того, набрался наглости и написал Стаатсу напрямую относительно необходимости в услугах переводчика. Он довольно оперативно ответил, что книга будет переведена профессиональным переводчиком, но несмотря на это вычитка людьми «в теме» будет очень кстати. Правда, потом изменились и его и мои планы. Так что если я и буду переводить книгу, то какие-то наиболее интересные фрагменты.
По моей просьбе Джон прислал мне pdf/epub файлы еще в конце декабря 2018 года. Так что с текстом я успел ознакомится еще прошлой зимой. Печать и рассылка твердых копий затянулась и только в июле пришло письмо от Джона от том, что посылка в мой адрес ушла. Кстати, именно по этой причине Джон просил не публиковать никаких материалов — пока все те, кто оплатил публикацию не получили бы свои копии.
Теперь по самой книге. Текст действительно уникальный, поскольку рассказывает о внутренней кухне Blizzard. О том, как разрабатывались такие игры как Wacraft III: Reign of Chaos и World of Warcraft. Это конец 90-х и начало «нулевых», период, скажем так, подъема и расцвета Blizzard как студии. В книге масса иллюстраций, начиная от ранних арт-концептов и до схемы размещения рабочих мест команды, которая разрабатывала игру в самом начале. Из подписей к иллюстрациям ясно, что Стаатсу пришлось получать добро на каждую иллюстрацию. А в личной переписке он упоминал, что ему пришлось не один раз согласовывать текст книги с руководством студии. Насколько я понимаю, если бы не личное знакомство с «офицерами» Blizzard и многолетний стаж работы, то книга бы вообще не состоялась.
Джон много рассказывает о технических аспектах работы над WoW и здесь есть важная мысль, о которой хотелось бы сказать подробнее. Мы часто ругаем WoW и Blizzard по самым разным поводам, но мало себе представляем как это вообще делаются игры. Уже в самом начале книги Стаатс говорить о том, что проект ММО очень сложен с точки зрения разработки и поддержки. Далее по тексту идет масса примеров, которые подтверждают эту мысль. Так что эту книгу стоит прочитать хотя бы для того, чтобы понять, насколько это было сложно сделать и поддерживать в «рабочем состоянии» пятнадцать лет.
Более детально о других интересных фактах я буду писать в других материалах, а сейчас хочу сказать, что Дед Мороз, наконец-то довез мой твердый экземпляр WoW Diary. 320 страниц прекрасной полиграфии с иллюстрациями и в твердом переплете. Это стоило сорока долларов (плюс двадцать пять за пересылку). Так что в моей коллекции материалов по Warcraft, появился раритет — «Дневник разработчика WoW» за авторством Джона Стаатса.
А как изменились планы Стаатса, если не секрет? Физического издания на русском можно не ждать?
Крутой артефакт. Мне как-то лень из-за рубежа заказывать, тем более Амазон к нам напрямую не возит. Да если честно, у меня 3 части хроник стоят на полке, так я картинки только у первой посмотрел.
PS. Пришли epub почитать))
@ Senjin. В ноябре 2018 он планировал перевод на другие языки и хотел нанять профессионального переводчика. Мы с ним договорились о том, что я вычитаю текст после переводчика, поскольку больше в тем, как игрок WoW. Потом Стаатс счел, что перевод это слишком затратно и решил не заниматься. Это было где-то уже в начале 2019 года. Думаю, что если кто-то из фанов не решит сделать свой перевод, то ничего не будет. Вообще книга прошла почти незаметно для нашего коммьюнити. На НК была всего пара статей. Хотя текст очень интересный.
@ Палыч — к нам тоже напрямую амазон не ходит, пять месяцев книга шла. А Хроники и коллекционные артбуки я время от времени посматриваю )).
@ Deckven планируешь ли выкладывать тут целые куски из книги со своим переводом? И в целом сколько текста в книге? Большинство фотографий страниц, которые я видел, содержат крупные иллюстрации с небольшим абзацем текста
@ Тимофей. Были такие мысли )). Наверное, что-то буду понемногу переводить. Вообще когда я работал над «Своей игрой», то была мысль дополнить ее цитатами из книги Стаатса. Может я еще вернусь к этой теме.