Blizzcon-2021: Blizzard Reused

Screenshot_1564

Blizzcon’ы я смотрю с 2009 года и это всегда было событием, которого я ждал. Особенно те Blizzcon’ы, на которых анонсировали очередное дополнение к WoW. Этот не стал исключением, несмотря на то, что в игры Blizzard я играю все меньше и меньше. Ниже, некоторые впечатления и выводы об увиденном и услышанном.

Как человек, который немножко успел побыть пионером и даже комсомольцем, я пережил легкое дежа-вю. Выступление Джея Алена Брека, — а потом и других творческих директоров Blizzard — напомнили мне пионерские и комсомольские собрания. Только на тех собраниях нам рассказывали о победах социализма и светлом коммунистическом будущем, а в прошлую пятницу я слышал пафосные речи об играх, которые объединяют и о других правильных вещах. И почему-то вспоминал Метцена, в коротких выступлениях которого было намного больше искренности и энергетики. Даже когда он уже был рядовым участником, который задает вопросы из зрительного зала. И да, зал в ответ тоже ревел вполне искренне.

Screenshot_1564

Печально, что пафос этих выступлений не соответствовал тому, что компания выкатила на всеобщее обозрение в этот раз. Опустим часть связанную с патчем 9.1 для актуальной версии WoW и дополнение к Heart Stone. Что мы увидели? Коллекция древних, еще из первой половины 90-х, аркад. Ремастер Diablo II — Diablo Resurrected. Запуск «классических» серверов The Burning Crusade. Новый класс в Diablo IV. Немного про Overwatch 2, причем последней игре не выделили времени в начале конвента. Да и дат выхода DIV и OW2 мы тоже не узнали, ясно одно — это не в 2021 году. Итого мы имеем два проекта в разработке с неясными перспективами и датами выхода и целых три “ремастера”.

Что бы вы не подумали — я нисколько не против ремастеров культовых игр, как раз наоборот. Буквально на днях я закончил проходить первый Mass Effect и могу сказать, что мне пришлось немного пошаманить, чтобы играть в Full HD, потому как оригинальная игра этого разрешения не поддерживала.

Поэтому официальный анонс перезапуска The Burning Crusade стал для меня главной новостью. А возможность сделать копию персонажа и если что вернуться в Classic Era — это то, за что я готов заплатить. Аналогично с Diablo II — в свое время я прошел ее три раза разными персонажами. Правда, не думаю, что буду делать предзаказ, потому как опыт Warcraft III: Reforged навсегда отбил у меня охоту платить близзам вперед. Тем не менее, я рад анонсу Diablo Resurrected. Ремастеры лучших образцов жанра нужны, только вот, когда они становятся гвоздем программы, то это уже так себе сигналы.

Screenshot_1563

Я следил за проектами студии Blizzard с середины 90-х. Warcraft II, Diablo, Starcraft — эти три тайтла сделали меня убежденным фанатом. При всем этом, я прекрасно осознавал, что Blizzard никогда не были новаторами. Их успех в 90-х и первой половине нулевых был обусловлен тем, что они умели доводить находки других студий до ума. Они полировали игры и их “when it’s done” стало фирменным мемом. Blizzard делали игры, которые можно было запустить на любом калькуляторе, что было правильным ходом в сторону массового геймера. Все вышеперечисленное сделало их теми, кто сформировал жанр RTS, оказал серьезное влияние на Hack&Slash и вывели MMORPG в широкие массы.

Анонсы и программа Blizzcon-2021, стали для меня жирной точкой над i в отношении текущего состояния студии Blizzard Entertainment. Студия, которая делал хиты и формировала жанры, закончилась. Сейчас мы имеем дело с корпорацией, которая беззастенчиво хотя, надо признать, успешно, использует наработки прошлых лет.

Оглядываясь на историю студии я задал себе вопрос — когда же близы «поломались»? Думаю, что переломным моментом стала отмена Titan’a, проекта, о котором ходила масса слухов и который так и не был анонсирован официально. Это далеко не первый проект, который Blizzard закрыли. В свое время отменили Warcraft: Adventures, Starcraft: Ghost, Nomad, который Джон Стаатс назвал предтечей WoW. Но случай с Titan’ом был особенным и это хорошо было видно по тому, что говорили Майк Морхайм и Крис Метцен в интервью сайту Polygon в сентябре 2014 года. Студия пыталась сделать MMO следующего поколения и после семи лет разработки свернула проект.

Screenshot_1565

Что было потом, думаю, видели все, кто более-менее пристально следит новостями о Blizzard. Для тех, кто следил не очень внимательно, напомню. В 2015 вышли Heroes of The Storm и Overwatch. Первый был попыткой конкурировать с Dota 2 и попыткой восстановить “историческую справедливость” — напомню, что в свое время Blizzard профукала возникновение целого жанра на основе своей же игры. А Overwatch был склепанным из обрезков Titan’a мультиплеерным шутером от первого лица, жанра, старого как дерьмо мамонта. Не сдюжив с крупным и потенциально прорывным проектом, Blizzard пошли менее сложными путями.

Интересное совпадение — где-то в это же время из компании начинается отток ключевых специалистов. Осенью 2013 уходит ведущий дизайнер игровых систем Грег Стрит, больше известный как Ghostcrawler. После отмены Titan в 2014 уходит старший дизайнер уровней Джон Стаатс. В июне 2014 компанию покидает Роб Пардо, человек, который был ведущим дизайнером StarCraft: Broodwars, Warcrat III, WoW, WoW The Burning Crusade. В сентябре 2016 коммьюнити фанов потрясла новость о том, что из компании ушёл Крис Метцен, вклад которого в создание вселенных Blizzard трудно переоценить.

Когда я наблюдал за этими «оттоком кадров», то поначалу думал, что «старики» уступают место «молодым», что идет естественная ротация кадров, которая должна привести к новому витку в жизни компании. В конце концов, даже Джей Ален Брек, тот который «you think you do, but you don’t» — тоже был фанатом Blizzard и пришел в компанию порядком поиграв в WoW. Эти надежды начали рассеиваться, когда осенью 2018 прошла новость о том, что Майк Морхайм уходит с поста президента компании. Весной 2019 он покинул Blizzard насовсем. Когда в июле 2019 из компании решил уйти еще один основатель, Френк Пирс, то окончательно стало понятно, что речь идет об исходе ключевых лиц, создавших компанию, под руководством которых были созданы главные хиты.

В чем причина этого исхода? А хрен его знает. Как говорил Джон Стаатс, все, что обсуждают фанаты в сети — это домыслы и что там произошло на самом деле знают только те, кто непосредственно принимал в этом участие. Как сторонний наблюдатель я вижу исход ключевых людей и изменения не в лучшую сторону. Например, я на сто процентов уверен, что старая команда не допустила бы провала Warcraft III: Reforged.

Screenshot_1566

Значит ли это, что Blizzard умерла и все пропало? Совсем нет, как раз наоборот. Дела у студии идут совсем неплохо. World of Warcraft, Heartstone и Overwatch в прошлом году были в числе двадцати самых просматриваемых игр на твиче. Продажи Shadowlands оказались на отличном уровне. У игры по-прежнему большая фанатская база. Уже в первые месяцы после релиза WoW Classic стало ясно, что перезапуск The Burning Crusade это вопрос времени, как и Wrath of the Lich King. WoW — это уже старая корова, но дергать за ее сморщенное вымя Blzzard Activision будут еще долго, года три-четыре как минимум. WotLK был самым популярным аддоном и вангую, что посмотреть на него вернется куда как больше людей, чем в классику. Решение же создать сервера Classic Era и оставить возможность играть в классику — стратегически верное решение. Да и с ремастером Diablo II облажаться не должны.

При всем этом чего-то нового или доведенных до блеска чужих идей в ближайшие годы я бы ждать не стал. Если вы хотите чего-то свежего и нового, то искать надо точно не у Blizzard. Они сыграли свою роль, создав несколько культовых игр и в ближайшем будущем будут эксплуатировать успехи прошлых лет.

Screenshot_1567

Мне немного грустно от осознания того факта, что студия, которую я считал одной из лучших в индустрии и которая подарила мне массу положительных эмоций, превратилась в еще одну корпорацию, которая оперирует OKR и другими сухими цифрами, функционеры которой толкают пафосные речи про переиздания хитов прошлых лет. При этом страшного в этом ничего нет — хороших игр на рынке хватает, а молодняка, которому нечего терять и которые готовы экспериментировать тоже достаточно.

А еще — у меня настолько длинный беклог игр что вопрос «во что бы поиграть» вообще не актуален. Сейчас я открываю для себя серию Mass Effect и собираюсь допройти оставшиеся игры из серии Assassin’s Creed и, конечно же, DLC к Assassin’s Creed Valhalla. CDPR обещают патч 1.2 к Cyberpunk 2077 уже в марте, да и сюжетные DLC Destiny 2 тоже неплохо бы глянуть. Короче говоря, в этом году Blizzard меня как платежеспособного фаната почти потеряла, единственная игра, которая меня реально интересует это The Burning Crusade 2.0. Правда, когда он выйдет, пока непонятно.

Author: Deckven View all posts by

17 Comments on "Blizzcon-2021: Blizzard Reused"

  1. Senjin 26 Февраль 2021 в 18:00 -

    Titan, конечно, был ключевым провалом, но проблемы начались не с него. Сперва был Катаклизм, когда Blizzard полностью просчитались с тем, что от них ждало сообщество. Потом вышел Diablo 3, проект с ужасной технической составляющей и огромными просчётами в собственно игровой части, которые отвратили от него приличную часть старых фанатов. А вслед за этим Пандария, хорошее дополнение, но опять серьёзная ошибка Близзард по оценке того, насколько народ на самом деле любил пандаренов и дейлики.

  2. Сергей 26 Февраль 2021 в 20:17 -

    «Значит ли это, что Blizzard умерла и все пропало?» — умерла прошлая Близзард, да здравствует новая. /

    Анонс БК с сохранением серверов ваниллы — это единственное, что мне было нужно от нынешней Близзард. На этом спасибо. Мне больше охотно играть с засохшим говном мамонта, нежели в БФА и ШЛ. Могу простить дополнению 2007мого года многие огрехи, чего никак не получается простить актуальной версии игры. /

    «Как сторонний наблюдатель я вижу исход ключевых людей и изменения не в лучшую сторону. Например, я на сто процентов уверен, что старая команда не допустила бы провала Warcraft III: Reforged.» — аминь.

  3. Enjin 27 Февраль 2021 в 14:43 -

    В 2007 я был студентом факультета Международной экономики и писал курсовую работу, в которой анализировал путь к успеху компании Blizzard. Компании, которая на тот момент не выпустила ни одной посредственной игры, и чьё имя было синонимом легендарного качества. Писал о том, что для руководства компании абсолютно первостепенным было доведение проектов до идеальной огранки, даже если это было связано с большими финансовыми издержками. Результат всегда превосходил ожидания поклонников и был основой для безупречной репутации «when it’s done».

    Жаль, что сегодня от той компании осталось только название и богатое наследие. Легенда закончилась.

  4. Deckven 27 Февраль 2021 в 15:33 -

    @ Senjin, я бы не сказал, что они полностью просчитались с Катаклизмом. Там хватало интересных фишек да и причесанный Старый Мир выглядел намного лучше как внешне, так и в квестовой части. И если бы трансмог и ЛФР подъехали в первой половине дополнения, то такого бы оттока игроков не было.

  5. Deckven 27 Февраль 2021 в 15:36 -

    @ Сергей.
    Анонс БК с сохранением серверов ваниллы — это единственное, что мне было нужно от нынешней Близзард. На этом спасибо — аналогично. Обязательно схожу и прокачаюсь до 70. А заодно и символически замкну цикл — играть я начинал в 2.4. Ремастер D2 и релиз D4 мне интересны, но не настолько, хотя если отзывы будут нормальные, то куплю и пройду

  6. Deckven 27 Февраль 2021 в 15:42 -

    @ Enjin. Да, именно, Blizzard в 90-х и нулевых славилась тем, что не выпустила ни одного провального проекта. Они закрывали проекты, если понимали, что что-то идет не так. Я не сторонник теорий заговора и не хейтер Бобби Котика, но где-то после слияния с Activision с качеством начались проблемы. И да, оглушительный провал Warcraft III Reforged поставил окончательную точку.

  7. gekyou 28 Февраль 2021 в 21:35 -

    Церемонию открытия Blizzconline смотреть очень сложно. Столько лишней неинтересной пафосной информации. Конечно, и раньше, когда к залу выходил Майк Морхейм, это тоже было — благодарил фанатов, рассказывал, как за последний год «выросли надои». Но все же это был куда более знакомый и близкий нам Майк. И зал отвлекал внимание — то кричал, то шутил.
    А сейчас лучше не тратить время и посмотреть пресс-релизы и ролики.

  8. Сергей 28 Февраль 2021 в 21:45 -

    @ gekyou Метцен тоже был харизматичным чертом, за ним было интересно наблюдать. В остальном же всегда старался «не тратить время и смотреть пресс-релизы и ролики.»

  9. gekyou 28 Февраль 2021 в 21:59 -

    Касательно содержания, из новинок порадовал Diablo 2. Видно, что работа проделывается качественно, и переход от модели «Команда классических игр Blizzard + аутсорсеры из Азии» к модели «Весь проект сторонней зарекомендовавшей себя студии» дал результат.
    Остальное было ожидаемо — WoW TBC, WoW 9.1, аддон к HS, герой к D4, карта к OW2. Жаль, что с одной стороны почти все было слито до начала BlizzCon, а с другой показанное не дотягивало до уровня Вау. Ролик 9.1 вызвал некоторое недоумение. Рога в D4 выглядит бледно как персонаж. Показанное к OW2 вообще порождает обсуждения, все ли гладко с проектом. Ролик к HS без песни :(
    Хотя понятно, что выкатывать что-то новое и громкое сейчас смысла нет. Лучше попридержать до следующего BlizzCon, который, надеюсь, уже пройдет со зрителями. Там и зал будет реагировать, и за билеты можно будет брать деньги.

  10. gekyou 28 Февраль 2021 в 22:28 -

    @Сергей
    Да, спикеры раньше были поинтереснее. Джефф Каплан интересно выступал. Роб Пардо уверенно держался. Ион Хаззикостас мне нравится при общении с публикой.
    А от выступления Джона Хайта в студии с призывами к ковенантам я почувствовал некоторую неловкость.

  11. gekyou 28 Февраль 2021 в 22:51 -

    Мне кажется, Blizzard «поломались» немного раньше — со Starcraft 2.
    Да, они не создавали новые жанры (разве что hack’n'slash), но в их играх было много новаторства. Внедрение сетевой игры, а затем Battle.Net в ранних играх, три разных но сбалансированных расы в Starcraft, четыре расы и юниты-герои в WC3, упор на квесты и огромный бесшовный мир в WoW, да и сам факт работы над новым, сложным и непопулярным на тот момент жанром.
    А в SC2 отказались от чего-то нового, даже игровой расы не добавили. Новая графика, новый движок, дорогая одиночная компания, серьезный ребаланс рас. По сути это уже было почивание на лаврах. И в то же время упущенная возможность войти в жанр MOBA. Потом конечно был HotS, но ложка хороша к обеду.

  12. Nirz 1 Март 2021 в 11:06 -

    Ещё один пустой год от Близзард. Ремейки, ремастеры и старый контент не вызывают никакого интереса.
    Только жалость, что такая компания не может, уже который год, сделать(или хотя бы попробовать сделать) ничего нового.
    С 2014 года (после ХС) мы видим только переиздания старых игр и продолжение актуальных франшиз(ОВ и Хотс, это не новые игры, а заезженные полностью чужие идеи в своей обёртке).
    И если Д3 и СК2 были хоть сколько-нибудь необходимыми обновлениями своих же старых игр. То воскрешать сами эти игры близы видят хорошей перспективой?

    И только с Иммортал была попытка попробовать что-то новое, ступить на «чужие» территории. И реакция на хейт показала, что у компании больше нет яиц и уверенности в том, что они делают.
    Когда-то стратегия «when it’s done» сделала их лидерами. Сейчас же, она якорем тянет их ко дну. Пока полируются «новые» идеи(если они есть), конкуренты успевают наплодить уже десяток аналогов.
    В ВоВ уже пришли к тому, что выпускать контент маленькими порциями, но постоянно, это намного лучше, чем создавать огромного монстра раз в 2-3 года. Так почему так же не сделать
    с какой-то новой игрой? Выпускайте для фанатов длс к д3 или ОВ. Зачем делать Д4 и ОВ2?

  13. Gekyou 1 Март 2021 в 16:35 -

    @Nirz
    Для онлайнового ивента BlizzConline не так уж плох. Куда лучше BlizzCon в 2016 году, когда был аддон к ХС, Сомбра к OW, некромант к D3 и патч 8.2 к WoW. В 2018 году было примерно то же, но с WC3: Reforged и Diablo:Immortal.
    Это в целом проблема четных лет, когда нет нового аддона к WoW — по другим играм не такие большие команды разработчиков и, соответственно, мало контента (новый герой/карта). И Blizzard не Ubisoft с кучей студий по всему миру, чтобы каждые пару лет представлять по новой игре. Они и так хорошо выросли: WoW (+подразделение по Classic), HS, OW, D4, Diablo Immortal, D2:Ressurected и несколько команд по неанонсированным играм.
    Вполне возможно, если бы не провал с анонсом Diablo Immortal, что-то из D4 или OW2 показали бы не на прошлом BlizzCon, а на этом. И нынешний получился бы куда ярче.
    И я согласен с Деквеном, что в ремастерах нет ничего плохого. Многие их ждут, и многие рады — конечно, если ремастер получается удачным. Если бы Blizzard сделали ремастер WC3 на отлично, я был бы им благодарен больше, чем за D4 и OW2 вместе взятые.

  14. Senjin 1 Март 2021 в 17:41 -

    @Deckven
    «я бы не сказал, что они полностью просчитались с Катаклизмом.»
    Они переоценили свои силы, распылив команду на переделку старого контента и создание нового. Получилось ни нашим, ни вашим: переделали сильно только низкоуровневые и весь этот контент прошёл мимо большей части ветеранов (я читал людей, которые только в Легионе узнали, насколько сильно изменились старые квесты в Катаклизме), зато самим ветеранам досталось смехотворное количество эндгеймового контента. Плюс ещё повышение сложности героиков, вызвавшее исход казуалов. Плюс необдуманное слияние 10/25 в один формат, которое добавило несколько лет головной боли с лишней балансировкой.

  15. Nirz 3 Март 2021 в 10:49 -

    @Gekyou Переиздание старых игр — чисто технический вопрос прикручивания старого кода к современным технологиям и перерисовывания уже нарисованных текстур.
    Легко просчитать по затратам и выставить ценник.
    Интересно, куда уходит весь творческий потенциал ? Ситуация чем-то напоминает киноиндустрию, где франшизу доят до тех пор, пока она не перестаёт приносить прибыль.
    А смотреть новые фильмы, где весь сюжет высосан из пальца и можно уместить в 5 предложений, всё скучнее и скучнее. И даже визуал составляющая перестаёт удерживать интерес.
    Хм. Написал эту аналогию и подумал что прямо под копирку с кино. Что делают, когда идей о продолжени франшизы у авторов нет ? Правильно — начинают клепать приквелы.
    А что такое приквелы для игры ? А это ремастеры и есть. Ну или воскрешение всех героев которых можно воскресить(и даже если нельзя, разыщем прах/душу и воскресим как в случае с ВоВ),
    или путешествия во времени, где встретим всё тех героев.
    И вот тут становится грустно…

  16. Deckven 3 Март 2021 в 12:20 -

    @ Gekyou, формат ивента не имеет значения, проблема в заученных и отрепетированных речах. Там наверняка делали несколько дублей. Я этой показухи насмотрелся и в детстве/юности и когда на крупные корпорации работал. И я не согласен, что тут проблема четных лет. Три ремастера — это перебор явный

  17. Deckven 3 Март 2021 в 12:46 -

    @ Senjin,
    «Плюс ещё повышение сложности героиков, вызвавшее исход казуалов» — исход казуалов вызвал эндгейм, в котором ничего кроме сложных (для казуалов) рейдов, не осталось. Археология была запорота чуть менее чем полностью, сделали еще одну гриндилку без особых наград. Я тогда как раз PvP начал заниматься, поскольку делать особо было нечего.

    P.S. Кстати, сейчас как раз обрабатываю записи того периода для серии «Моя игра». На той неделе будет ролик о старте Катаклизма

Leave A Response