Вы новичок, который хочет поиграть в World of Warcraft. Да вот проблема — при ближайшем рассмотрении оказывается, что есть три версии WoW. Эта статья поможет вам понять в чем разница и куда идти играть.
О том, что «ВоВ не торт» и скоро загнется я слышу с тех самых дней как создал первого персонажа на офе, то есть где-то с 2008 года. Да, бывали времена, когда я думал, что это действительно скоро случиться, но вот оказалось, что WoW не только жив, но еще и в трех версиях. Этот материал объясняет разницу между ними и рассчитан прежде всего на новых игроков. Хотя, ветеранам это видео тоже может быть интересно как повод поспорить о том «где трава зеленее».
Начну с исторической справки, в которой поясню почему в июне 2021 года появилось целых три версии World of Warcraft.
Релиз оригинального WoW состоялся в ноябре 2004 года. После выхода первого дополнения к игре The Burning Crusade — произошло это в 2007 году — небольшая, но все же приличная часть игроков, стала просить разработчиков «вернуть ванилу», то есть оригинальную версию игры. Blizzard отвечала, что делать этого не будет от слова совсем.
После релиза каждого нового дополнения появлялись «староверы», которым не нравились те изменения, которые эти дополнения вносили. Недовольные игроки уходили или в закат или на пиратские сервера, коих энтузиасты создали великое множество причем для разных версий игры. Некоторые энтузиасты собирали Blizz-like сервера, багованность которых была настолько низкой, что позволяла комфортно играть.
Время шло, аудитория WoW неуклонно сокращалась и в конце концов, Blizzard решили перезапустить ванилу. Релиз WoW Classic состоялся в августе 2019 года и оказался успешен. В течении первых месяцев Blizzard то и делали, что открывали сервера и в январе 2020 количество подписчиков “классики” оценивали в 350.000. Конечно, их поубавилось со временем, но в марте 2021 их число все еще было значительным — порядка 215.000. Оценки неофициальные, но им можно верить, поскольку сделаны они на основе данных по активности игроков. Например, ironforge.pro, где фиксируется рейдовая активность игроков.
Много это или мало? Скажем так, для перезапуска игры, разработанной в середине нулевых это прилично. Это сопоставимо с аудиторией таких ММО как EVE Online, Guild Wars 2 и SWTOR. Такой успех подвиг Blizzard на «продолжение банкета». Официальный анонс перезапуска первого дополнения к игре состоялся на Blizzcon-2021. Релиз состоялся 1 июня 2021 года. Технически это выглядело так, что на сервера WoW Classic «накатили» дополнение The Burning Crusade. При этом оставили сервера Classic Era, на которых осталась “ванильная” версия, перезапущенная в августе 2019 года.
Таким образом, сейчас мы имеем следующие версии World of Warcraft:
- «актуальная» версия, которую называют «ритейлом», в данный момент это WoW 9.x, дополнение Shadowlands, которое вышло в ноябре 2020 года;
- Classic Era: это версия “классической” игры, которая была перезапущена в августе 2019;
- The Burning Crusade Classic — сервера, которых раньше был WoW Classic и которые были обновлены в июне 2021 первым дополнением The Burning Crusade. Напомню, что оригинальный The Burning Crusade вышел в начале 2007 года.
Теперь перейдем к вопросу чем отличаются эти три версии и где стоит начать играть. О различиях версий можно говорить до бесконечности, потому как за пятнадцать лет игра сильно поменялась по многим аспектам. Поэтому в этом материале я сфокусируюсь на основном, а именно:
- графика и дизайн;
- размеры игрового мира и развитие персонажа;
- сюжет игры;
- классы и расы;
- групповой контент;
- возможности совместной игры;
- игра на левелкапе;
Размеры игрового мира и развитие персонажа
Прежде чем мы перейдем к деталям несколько слов о концепции WoW с точки зрения развития персонажа и связи этого аспекта игры с ее контентом. Если проще, то в развитии персонажа есть два период — «прокачка» и «эндгейм», игра на левелкапе, то есть на самом высоком уровне. На прокачке персонаж развивается за счет набора уровней, открытия абилок, получения доспехов и оружия. В эндгейме — только за счет новых доспехов и оружия, которые можно получить главным образом в рейдах.
Главное отличие Classic Era / The Burning Crusade Classic от актуальной версии — это размеры игрового мира, а также место и время когда происходит действие. WoW Shadowlands это восьмое дополнение к игре. Каждое дополнение привносило в игру новый континент или группу больших локаций. Скажем, во втором дополнении, Wrath of the Lich King — северный континент, Нордскол. В четвертом — Пандария, но только на юге.
Впрочем, контент не только добавляли, но и выпиливали. Скажем, рейдовый инстанс Наксрамас поначалу висел над Западными Чумными землями, а во втором дополнении улетел в Нордскол. Где-то по дороге на север он потерял части рейдовых комплектов Т3 и части легендарного посоха Атиеша, которые выпадали из боссов этого рейда. В более поздних дополнениях ввели возможность «переносится» в старые версии локаций и инстансов, но кое-что из актуальной версии пропало навсегда и есть только в классике.
С точки зрения размеров игрового мира между тремя версиями есть следующие серьезные отличия:
- Classic Era. В классической игре доступно два континента планеты Азерот, Калимдор и Восточные Королевства, которые еще называют “Старым Миром”. Предел уровней — 60, прокачка занимает значительное время. Скажем, у меня прокачка на WoW Classic заняла около четырех месяцев. Имеется ввиду не чистого времени, а если играть час-два в день и не спидранить. Прокачка в классике долгая и усложняется еще и тем, что денег у вас нет, цены на все конские, ездовое животное становится доступным только к 40-ому уровню, да и то, если вы на это сумеете накопить. Последнее, что очень важно — что будет с серверами Classic Era пока непонятно, потому как основная масса игроков ушла на The Burning Crusade Classic.
- The Burning Crusade Classic. Игрокам открылся доступ в Запределье, которое является осколками планеты Дренор, погибшей в результате глобального катаклизма. По размерам Запределье сопоставимо с одним из континентов оригинальной игры. Левелкап подняли до 70, а количество необходимого для достижения опыта значительно понерфили. Тем не менее, прокачка персонажа все еще занимает значительное времяСкажем, на момент написания этого материала я прокачал полтора уровня где-то за семь-восемь дней играя во всем том же казуальном режиме — час-два в день. Поэтому я ожидаю, то качнусь до капа где-то недель через 5-6. Правда, первые маунты доступны уже на 30-ом уровне.
- WoW Shadowlands. Текущая версия актуальной игры. В промежутке между The Burning Crusade и Shadowlands в игре появилось три новых континента, два крупных острова, доступ на планету Дренор и открылись дополнительные зоны в Старом Мире, а также масса инстансов. То есть контента теперь раз в пять-шесть больше. При этом прокачку значительно упростили. До дополнения Shadowlands левелкап составлял 120 уровней и игроку надо было так или иначе проходить по все континентам и островам. В SL переработали левелинг и теперь все проходить не надо, а левекапа снизили до 60 уровней. Другими словами, качаться быстрее и разнообразия больше.
Сюжет игры
Представьте, что вам кто-то посоветовал сериал, который выходит уже на протяжении пятнадцати лет. Причем сериал, в котором все сезоны связаны сквозными сюжетами и героями, а не являются завершенными и самодостаточными. С какого сезона вы начнете его смотреть? Логика подсказывает, что лучше с первого, потому как в таком случае вы вряд ли поймете, что вообще тут происходит.
World of Warcraft это как раз такой вот случай. За пятнадцать лет развития проекта сеттинг и лор игры порядком разрослись и уже это будет серьезным препятствием для того, чтобы понять, что к чему. Дело усугубляет еще и то, что Blizzard развивали сюжет такими зигзагами, что остается только позавидовать буйной фантазии разработчиков. Например, в игре две планеты Дренор. Первая версия это то самое Запределье из первого дополнения, которое типа осколки развалившейся планеты, а второе это тот самый Дренор, только до катастрофы. «Как так?» А вот так, мы путешествуем в прошлое Дренора, до катастрофы, но и это еще не все — это прошлое альтернативной реальности, а не нашей. Интригующе, правда?
Еще одна важная деталь. С точки зрения хронологии самые ранние события в актуальной версии игры — это Запределье, то есть контент первого дополнения. Почему так? Потому что в третьем дополнении разработчики переделали Старый Мир, континенты Калимдор и Восточные Королевства, до неузнаваемости изменив некоторые локации и переработав квесты. Так что теперь события в Калимдоре и Восточных Королевствах происходят ПОСЛЕ событий в Запределье и Нордсколе. Вот такой вот поворот.
Последнее, что стоит упомянуть. Дополнение Shadowlands — это в определенном смысле начало новой большой главы в истории мира Warcraft. Предыдущая «большая глава», которая началась в RTS Warcraft III вторжением армии демонов Пылающего Легиона в Азерот и завершилась в дополнении Legion, победой над этим самым Легионом. Дополнения Battle for Azeroth было своеобразным переходным аддоном и в Shadowlands разработчики перенесли основные события в Темные Земли, что-то вроде загробного мира вселенной Warcraft. Темные Земли занимали очень мало места в сеттинге до этого дополнения, так что по сути и ветераны и новички оказываются в равных условиях относительно знаний об игровом мире.
Выводы следующие. Начиная играть на классических серверах (Classic Era / TBCC) вы как бы начинаете смотреть длинный сериал с самого начала. События оригинального WoW начинаются спустя четыре года после завершения сюжета Warcraft III: The Frozen Throne. Для того, чтобы понять предисторию много времени не понадобится, краткие изложения событий серий игры RTS не займет много времени. Вам будет легче войти в курс дела.
Начиная играть в актуальную версию вы окажетесь в странном мире Темных Земель, который наряду с реальностью Азерота является одним из нескольких измерений вселенной Warcraft. Вся предыдущая история, которая разворачивалась на планетах Азерот и Дренор скорее всего будет выглядеть малопонятным ворохом историй, сюжетов и героев, разобраться в котором за пару вечеров не получится. Так что если вы пойдете в актуал и все же захотите понять историю мира Warcraft более глубоко, то советую прочитать «Хроники Варкрафта», а до купы еще и «Гримуар Темных Земель», который выйдет из печати в июле 2021 года. Проще говоря — без поллитры тут не разобраться.
Пока все, в следующем видео будет рассказано о разнице в графике и дизайне локаций, классах и расах, а также чем отличается PvE-контент разных версий.