В 32-ом выпуске «Дневника игрока» речь пойдет о начале рейдинга статика К1 в Престоле Гроз и альте-монахе Фунакоши. Но перед этим я хочу немного рассказать про сообщество ComCon и о том, как шли дела WoW-крыла в первой половине 2013 года.
ComCon и «КомКон»
Через несколько дней после того, как я опубликовал 31-ый выпуск, в комментарии ворвался первый рейдлидер статика К1, Десвинг. Не буду пересказывать чего там им было написано, но первая претензия к материалу была такая, что мол, тут все прилизано и стерильно, типа все было ми-ми-ми, давай рассказывай про все как оно было и эмоций побольше, если че, то никого не обидишь. Штош, как говорится, за что боролись, на той и напоролись. «Интриги, скандалы, расследования». В следующих четырех выпусках я буду рассказывать о том, как жило крыло воверов в ComCon’e, про само сообщество в целом и, конечно же, про гильдию. Да и про то, почему первый рейдлидер покинул статик, тоже расскажу. Конечно, это будет моя версия и оценка событий, но стесняться в выражениях я буду.
Начну с того, что несмотря на все, что было, я считаю гильдию «КомКон» с сервера «Вечная Песня» удачным проектом. Прежде всего потому что она свела и подружила немало людей. Со многими бывшими членами статика я общаюсь до сих пор. Помимо этого, еще будучи единой гильдией, «КомКон» имел неплохой прогресс при графике РТ 2/7. Из той большой компании, которая собралась в 2013 году впоследствии вышло три гильдии, каждая из которых была по-своему успешна.
Было ли все так безоблачно? Конечно, нет. В таких больших коллективах — а в сообществе ComCon было человек четыреста на пике — всегда бывают конфликты. Как мы с ними справлялись это вопрос другой. Не всегда хорошо. На моей памяти в 2013 году было два серьезных конфликта на форуме, которые были спровоцированы воверским крылом, причем один из них запустил я сам. Вообще если говорить о воверах, то по сравнению с тем же крылом в GW2 они были более агрессивны. Точно не знаю с чем это связано, может быть с тем, что WoW это более соревновательная игра, в которую играет больше достигателей и превозмогателей. Это, в частности, вылилось в перманентный конфликт между отдельными членами статика К1 и К2. Прогресс К2 был скромнее, и пара языкатых троллей из К1 постоянно подтрунивала над ребятами. Эти же товарищи время от времени влазили в «чужие» разделы на форуме и ввязывались в треды там.
Кроме этого в самом сообществе была компания так называемых «бобров». Почему их так назвали уже мало кто помнит, но эти товарищи тоже любили потроллить. Со стороны они выглядели как компания душных токсиков и складывалось впечатление, что сообщество их больше интересовало как место постебаться, а не найти компанию для игры. Терпели «бобров» потому что в их число входило несколько основателей, с которыми мы начинали еще в SWTORe. Разговариваешь в личке один на один, то вроде нормальный человек, а на форуме ужас-ужас.
Собственно, в этом была моя главная ошибка. Нужна была жесткая модерация форума и выходки, которые позволяли себе как «бобры», так и другие не в меру желчные товарищи стоило пресекать в корне, вплоть до исключения из сообщества и гильдии. Это не делалось, напряжение накапливалось и в конце концов… Впрочем, об этом я еще расскажу.
Так что да, проблемы были и жизнь в сообществе далеко не всегда была радужной.
Начало рейдинга в Престоле Гроз
В моем личном топе рейдов WoW Престол Гроз занимает второе место. Атмосферный, масштабный, с интересным сюжетом и нетривиальными боссами. Правда, не без недостатков. Первый недостаток это линейность инстанса. Почему близы решили сделать Престол таким – бог его знает. Многие инстансы с большим количеством боссов имели «квартальную» структуру, которая позволяла выбирать из боссов тех, которые нужны. Здесь порядок был один и тот же.
Усугублялось это тем, что сложность боссов возрастала неравномерно. Так, после проходной с довольно простым Джин’роком, рейдеры напарывались на Хорридона. Типичный треш-файт, суть которого состояла по большей части в борьбе с аддами, стал шлагбаумом, через который некоторые гильдии не могли пройти неделями. Потом следовал относительно простой Совет Зандаларов, а далее самый хаотичный бой в инстансе — Тортос. Далее опять же относительно простые Мегера и Цзи-кунь, а потом опять препятствие в виде Дуруму. Пройдя через все перипетии первых трех кварталов, игроки попадали в четвертый. Первые два босса там представляли собой классическое «не-стой-в-огне» и оригинальным там был только Лей-Шень. Складывалось впечатление, что разные кварталы ПГ делали разные группы дизайнеров. Хотя суть не в этом. Сочетание прямолинейности и боссов-»шлагбаумов» привело к очередному снижению количества рейдеров в брекете «нормал/героик».
По самому инстансу у меня есть два отдельных видео, поэтому сразу перейду к тому, как статик К1 начинал рейдить в Престоле Гроз.
На Джин’рока, тролля-переростка, мы начинали ходить еще в период освоения T14. «Властелин Грома сделал меня сильным, могу показать». Босс не то чтобы сложный, но, как сейчас помню, первый килл делали в четыре хила. Потом, когда отработали тактику, тапками уже не закидывали и поставили на фарм. А вот с Хорридоном пришлось повозиться. Первый заход оказался неудачным, босс неплохо так намял нам бока. В следующий раз статик К1, укрепленный бойцами из К2 и М1, а также еще не присоединившимися новичком, убил Хорридона. В общем и целом, на боссе мы сделали около двадцати траев. Тот случай, когда не слишком простой энкаунтер был взят не жопочасами, а легким овергиром и отработанной тактикой под наш рейдовый сетап. За полтора часа мы успели сделать десять траев, и каждый раз результат был все лучше и лучше. По итогу босс сдох на последнем трае, который шел гладко вплоть до четверых ворот. Несмотря на то, что на последней фазе слег хил и один дамагер, мы таки его сделали.
О том, как шло освоение Престола Гроз я расскажу в следующем выпуске, а дальше речь пойдет про альтоводство.
Монах-пандарен Фунакоши
«Житье на Острове было размеренным и гармоничным. Работа на рисовых полях чередовалась с битием деревянных чурбанов, вдумчивым изучением древних свитков, а также распитием пива в хорошей компании. И хотя Шень-цзинь Су уже давно не возвращалась к берегам Пандарии, жители Острова не унывали и продолжали заниматься всем тем, чем веками занимались до этого. Разве что сорвиголовы навроде Ченя Буйного Портера решались на путешествия через океан к неведомым берегам. С каждым годом все меньше пандаренов пытались найти утерянную много веков назад родину. Иногда Фунакоши приходил на берег океана и смотрел вдаль, но каждый раз возвращался назад, потому как чем дальше, тем труднее изменить своим привычкам.
«Чтоб ты жил во время великих перемен». Так ругался дядюшка Фэн, когда действительно хотел кого-то обидеть. Никто и не думал, что перемены придут так скоро и неожиданно. Сначала все узнали о том, что Шень-цзинь Су больна, а потом на Остров прибыли чужаки. Конечно, про их народы Фунакоши знал из рассказов путешественников. Правда, одно дело рассматривать гравюры в старых свитках и совсем другое видеть их вживую. Сначала у Фунакоши рябило в глазах от такого количества новых лиц, клыков, хвостов, когтей, ушей и всевозможного оружия. Но довольно быстро он понял, что те, кто называл себя «ордынцами» не любят тех кто называет себя «альянсовцами». В общем, старые свитки не лгали. Там, в Большом Мире действительно идет война и ее эхо пришельцы принесли с собой. Теперь они искали новых солдат для своих битв. Тогда же дядюшка Фэн сказал, что «жизнь уже не будет прежней, время отправляться в путь».
Фунакоши выбрал Орду. В общем-то ему было все равно, но в Орде было больше клыкастых, рогатых и мохнатых, а в Альянсе больше гладкокожих. Он смекнул, что ему с его шерстью и когтями, будет лучше в Орде. Собрав пожитки, коих было немного и попрощавшись с родней, он сел на корабль, который отправлялся в столицу Орды. Все плавание до берегов континента Калимдор штормило и Фунакоши проклинал всех Ша на свете. По прибытию в столицу, Фунакоши и остальные пандарены, которые приплыли вместе с ним, удостоились аудиенции у императора Орды, которого сами ордынцы называли «верховным вождем». Император не понравился Фунакоши. Говорил громко, топором размахивал, пару раз прорычал что-то непонятное, а потом послал на арену убивать диких зверей. Неужто императору не рассказали, что молодые пандарены не считались на острове за мужчин, пока не убивали голыми руками диких тварей? Зверей убили, потом принесли клятву на верность и дали три дня на отдохнуть и выбрать где служить дальше.
Столица ханства орков была большой, шумной и пыльной. Два раза Фунакоши и его товарищам пришлось объяснять невежественным незнакомцам, что они не хомяки-переростки. Во второй раз насмешников пришлось убеждать в их неправоте кулаками. После того вечера Фунакоши решил, что служить императору здесь он не будет и, говорят, что у Орды есть и другие вожди, манерам и чести более обученные.
Путешествие на дирижабле в столицу Отрекшихся понравилось ему больше. Штормы и волны были далеко внизу. Только один раз его охватил страх. Пролетая над гигантским водоворотом посреди океана, он увидел на скалах вокруг него останки чудовища. Молчаливый шаман из народа тауренов сказал, что здесь закончился путь того, кто хотел разрушить мир. Он же рассказал Фунакоши о народе Отрекшихся и войне с людьми-волками. Так началась его служба у королевы баньши, леди Сильваны…»
Примерно такую квенту я сочинил своему монаху-пандарену. Персонаж был создан примерно через месяц после релиза МоР и уже тогда я решил, что в перспективе играть он будет на Вечной Песне. Тогда я уже знал, что буду трансферить на Ру свою Посланницу Титанов. Второй момент, с которым определился тогда же — этим персом я буду проходить квесты Восточных Королевств. Скажем так, этот континент никогда не был у меня в фаворе, хотя он по сути является больше альянсовским. Мейн, Деквен, рогуйка-воргенша и ночной эльф друид, которые прокачивались естественным образом, а не а стероидах RAF, проходили через Калимдор. Восточные Королевства я не очень любил. Ник ему дал довольно стандартный — Гитин Фунакоши являлся основателем «классической» школы каратэ, шотокана. Армори выдавало около сотни персонажей с таким именем.
Поэтому и начал проходить истории с северной части континента. Что-то оказалось веселым и интеремным, например противостояние Отрекшихся и воргенов, а также диверсионные операции в Южнобережье. Что-то оказалось унылым. Например, квесты в Арати мало чем запомнились. Понравились квесты в Чумных Землях, особенно те, которые не были выпилены с релизом «Катаклизма», например небольшая, но жутковатая история про куклу девочки Долли. В принципе мне понравилось, что близы сделали с Чумными Землями. Раньше обе локации были безнадежно мрачными и Часовня Последней Надежды воспринималась как действительно островок света в окружающей тьме. Может быть поэтому в свое время я и не стал задерживаться здесь мейном, а после достижения 58-го ломанулся в Запределье.
Впоследствии Фунакоши стал одним из моих крафтовиков и именно им я выбил в Черном Храме глейвы Аззинота.
Gw2 говно (с) все же
Соглашусь с Ank. Мало того что не хотят игру на русский переводить (даже официальное заявление делали, что перевода на русский не будет), так ещё людей, которые его бесплатно делали заставили прекратить все работы (вот это не точно, но по моему показательно нескольких переводчиков забанили). Так ГВ идёт лесом с таким отношением к игрокам.
Если люди не могут за девять лет выучить английский, это исключительно их проблема.
Senjin, дело не в том, что могу или не могут, дело в отношении к клиентам и потребителям. Хотите чтобы за ваши деньги к вам относились как к мусору, хавайте на здоровье, никто же не запрещает. Я такого отношения к себе не терплю и денег людям, считающим меня ненужным не дам.
Там нет никакого отношения как к мусору и никаких переводчиков никто не банил. Единственный раз, когда этот вопрос поднимался с момента выхода — это публичная петиция Иного пару лет назад, которая была благополучно проигнорирована. Почему-то какие-нибудь чехи, итальянцы или испанцы не обижаются, что на их язык нет перевода, и спокойно играют на английском. Но у русскоязычных вечно какой-то синдром жертвы и неспособность выучить хотя бы один иностранный язык.
Senjin играй на здоровье! Другие игроки просто пойдут к тем разработчикам, которым на их комфорт не похер и кто готов перевести свою игру на удобный для игрока язык. Благо, достаточно ММО-шек переведено на русский язык и даже оплата переведена в национальную валюту и не надо терять деньги на курсе и налоге за оплату в иностранной валюте. Когда разработчикам не похер, они делают всё, чтобы к ним шли и платили им, когда разработчикам похер на игроков, то и игрокам похер на разработчиков и на их игру. Печальная истинна.
Senjin, про то что итальянцы не обижаются на отсутствие перевода игр на их язык очень ярко иллюстрируют новости о Far Cry 6, когда игру поносила вся итальянская аудитория и занижала оценки игре где только могут, за отсутствие ОЗВУЧКИ НА ИТАЛЬЯНСКОМ, субтитры у игры были. Так что да, неудачный пример.
«Благо, достаточно ММО-шек переведено на русский»
Например? Из крупных за последние десять лет только BDO с Lost Ark (для любителей корейских игр с тамошним P2W донатом) и ESO (и то просто фанатские субтитры встроили, зато подписка роскошная, всего-то тысяча за месяц).
«даже оплата переведена в национальную валюту и не надо терять деньги на курсе и налоге за оплату в иностранной валюте»
Оплата в GW2 сделана через сервис Digital River с вполне вменяемым русским интерфейсом и за рубли. Ещё выдуманные претензии будут?
«Когда разработчикам не похер, они делают всё, чтобы к ним шли и платили им, когда разработчикам похер на игроков, то и игрокам похер на разработчиков и на их игру»
У разработчиков отношение исходит исключительно из экономических соображений, перевод ещё регулярно поддерживать надо по мере выхода нового контента. Французская и немецкая аудитория себя окупает, Россия в данном случае в одной когорте с такими замечательными странами Европы как Испания, Италия, Португалия, Нидерланды, Бельгия, Дания, Швеция, Чехия, Польша, Венгрия и прочими, которые мне лень перечислять. На синглы кивать не надо, там фактора языкового барьера при общении в чате нет в принципе, равно как и самого чата. У меня в гильдии народ со всей Европы, все общаются на английском и прекрасно друг друга понимают.
Senjin
«Оплата в GW2 сделана через сервис Digital River с вполне вменяемым русским интерфейсом и за рубли.» Кто сказал что я покупаю за рубли? Вышеописанные вами корейские игры постарались, чтобы я мог спокойно купить в них что мне надо за гривну, некоторые из низ благодаря Steam конечно же, но всё же.
Те же корейские ММО, Варкрафт, да тот же Fallout 76 имеют русскую локализацию и им не в облом постараться ради моего комфорта. Да, там есть донат. Но игру я получаю бесплатно, так что я готов это простить. GW2 не хочет чтобы мне было удобно в неё играть и платить, ну, ничего не поделаешь, заплачу тем, кто во мне заинтересован. Всё просто.
Если мотивация уровня «ряяя, не хочу», то с этого надо было начинать, а не пытаться высосать из пальца ложные причины.