Прошло уже около месяца после открытия последнего крыла Цитадели Ледяной Короны и доступа к финальному злодею этого дополнения – Королю-Личу. Ведущие мировые гильдии ведут гонку за первенство. Судя по статистике wowprogress.сom пока «нормальную» Короля-Лича смогло одолеть не слишком большое количество гильдий. Да, число убивших его в «десятке» уже перевалило за две тысячи, но если вспомнить старт 3.3, Лорда Ребрада убило больше тысячи в первые сутки, а к завершению кд цифра перевалила за четыре тысячи. В «героической» версии инстанса дела идут еще медленнее. Судя по всему, финальный босс WotLK действительно оказался крепким орешком.
Гильдия «Экзорсус» с сервера «Ревущий Фьорд» стала первой русской гильдией, которая осуществила убийство Короля-Лича как в «десятке» так и в «двадцатке». После открытия «героической» версии инстанса, она вырвалась вперед, осуществив в «десятке» world first таких боссов как Кровавая Королева Лана’тель, Профессор Мерзоцид и Синдрагоза. Одно из последних достижений гильдии – они первыми в мире выполнили мета-ачив «Слава Рейдеру Ледяной Короны» в версии на 10 человек, попав на новостную ленту популярнейшего ресурса mmo-champon.com. На текущий момент «Экзорсус» — 12-ая гильдия, которая убила Синдрагозу в «героической» «двадцатке». Безусловно, значительное достижение русской гильдии, которое уже вывело ее в мировой топ, особенно если учесть то, что лаги на «Ревущем Фьорде» сейчас тоже неслабые.
Сегодня я предлагаю вам интервью с ГМ-ом гильдии, Викшем и офицером Альвеоной.
1. Как возникла гильдия «Экзорсус»? К сожалению на гильдийском веб-сайте практически нет никакой информации об истории гильдии кроме достижений рейд-прогресса. Не могли бы вы рассказать, как создавались гильдия, кто составил костяк команды?
Викш: Пожалуй, если начинать издалека, то повествование затянется надолго. Если вкратце, то «Экзорсус» возникла на основе гильдии «Инитиум», из которой в текущем составе, впрочем, не осталось никого. Когда я начал серьезно интересоваться PvE-аспектом игры в WoW, то я пошел в топовую на то время гильдию за орду – Untamed. РЛом в ней был замечательный человек — Jimson (aka cmapyxa), который впоследствии создал гильдию Guess Who, где я также играл (с ними я прошел Black Temple). Еще во времена освоения BT Jimson ушел в «Инитиум» на Shadow Moon, где также стал РЛ-ом. Ну а потом позвал к себе, когда я вернулся в игру после длительного перерыва. Сама история «Экзорсуса» довольно сильно отличается от многих гильдий, которые либо давно играли на высоком уровне (в частности многие зарубежные гильдии: «Black Division», или же наши, например, «Fixed») или же создавались из костяков разных гильдий (например, наши «Синтез», «ГКД», «ОО гейминг» или же зарубежная Ensidia). «Экзорсус» развивался со времен Ульдуара (то есть, с тех времен, когда я стал ГМом «Экзорсуса»), я бы сказал, скорее эволюционно, постепенно набирая хороших игроков и смене направления развития с «гильдии друзей» на достижение прогресса. В настоящее время костяк гильдии составляют, в основном игроки, со значительным опытом игры в WоW и/или другие MMORPG, например, есть и люди со старого Untamed.
2. Где вы начинали играть? Какие первые яркие впечатления запомнились навсегда? Какое ваше игровое достижение вы считаете самым значимым?
Викш: Сам я начал играть на сервере Shadow Moon-EU через полгода после релиза игры в Европе. До этого какое-то время играл, как и многие на пиратке. Первым ярким впечатлением назову, пожалуй, варлорд-сет с горящими плечами и офигительным, на мой взгляд, дизайном. Соответственно, первую цель, которую я себе поставил в игре, было набивание ранга варлорда ради сета. Это достижение больше всего и запомнилось.
Альвеона: Я начал играть с открытия русских серверов. До этого играл в другую mmorpg Everquest 2. Начал играть в «гильдии друзей», которая через некоторое время переросла в нормальную PvE-гильдию. Это гильдия «Сюрреал» на сервере «Термоштепсель», существующая и по сей день и показывающая, с моей точки зрения, вполне достойный прогресс. Я часто общаюсь с друзьями из той гильдии. Там был РЛ-ом где-то до середины патча 3.1. Первое, что мне запомнилось в ВоВе это Каражан. Звучит наверное забавно, учитывая факт, что этот контент в тот момент был совсем прост, но тогда весь наш рейд играл в ВоВе впервые, так что я тогда получил море фана. По поводу достижений — говорить о достижении какой-либо цели одним человеком считаю некорректным, так как в ВоВе прогресс делает вся гильдия. Конечно, руководство делает много для гильдии, но решающую роль играет сыгранность и сила рейда.
3. Что кроме рейдов интересует в игре? PvP? Лор? Достижения?
Викш: PvP я занимался раньше, но, получив в классике звание «варлорда», а в БК — звание «гладиатора» (я тогда играл паладином), я не вижу для себя каких-то интересных целей в PvP. Лор ВоВа был интересен поначалу, когда игра была свежей и воспринималась иначе. Достижения для себя лично я считаю пустой тратой времени — среди них очень мало того, что могло бы быть интересным.
Альвеона: PvP увлекаюсь довольно мало, когда есть свободное время могу побегать со
знакомыми на Арене\БГ. Лора интересна, но не более чем что-то, сопутствующее рейдам. А вот достижениями, что легко проверить, посмотрев Армори моего персонажа, я увлекаюсь достаточно сильно. Не все они интересны, но убить время на них можно вполне неплохо.
4. Кто вы в реальной жизни, есть ли другие увлечения кроме ВоВ? Как ваши близкие относятся к вашему увлечению?
Викш: В реальной жизни я работаю системным программистом Unix, занимаясь разработкой Open Source приложений, специализируясь на разработке приложений, работающих под большими нагрузками. Можно сказать, что мои интересы примерно поровну поделены между WoW и моей работой, чему я несказанно рад — наверное, мне никогда не понять людей, которые не любят то, чем занимаются.
Альвеона: В реальной жизни я студент 3го курса МГУ, факультет Вычислительной Математики и Кибернетики. Кроме WoW увлекаюсь большим теннисом (хотя если честно сейчас времени на него почти нет), ну и конечно стараюсь чаще проводить время с близкими. Относятся к моему увлечению конечно же негативно, но чаще всего с пониманием, за что я крайне благодарен им. Пользуясь случаем еще раз извиняюсь перед девушкой, за каждую отмененную встречу по-причине этой игры!
5. В свое время трансфер с европейских серверов практически полностью «освободил» их от русскоязычного населения. Бытует мнение, что РуВоВ это резервация и все-таки лучше играть на европейских серверах. Если сравнивать игру на Евро и Ру, что все-таки лучше?
Викш: Реалмы, вроде Shadow Moon, Warsong, Stonemaul, Molten Core были почти полностью русскоговорящими. Что лучше? Конечно, EU был лучше, просто потому, что давал немного больше свободы выбора, что всегда хорошо. Впрочем, у меня EU-аккаунт, и я не особо заморачиваюсь по этому поводу.
Альвеона: Т.к. я никогда не играл на евро-серверах, мне достаточно сложно сравнивать. Но тем не менее свое мнение у меня есть, я считаю что русские сервера облегчили рекрутинг, а значит и становление более сильных гильдий. Из минусов я, пожалуй, отмечу только тот факт, что с RU-аккаунтами затруднен доступ к PTR`у, а он крайне важен для гильдий нашего уровня.
6. Бытует мнение, что «ВоВ не торт» и раньше пиксели были зенелее. Многие ностальгируют по «до-БК» временам и хаят казуализацию. С другой стороны говорят и то, что ванила-ВоВ имел массу недостатков и все же игра становится лучше. Ваше мнение? Что лучше в общем зачете и чем ванила была хуже WoW 3.xx? Какие серьезные недостатки были у ванилы повашему мнению?
Викш: Ванила была ужасна. Было огромное число недочетов, катастрофически мало было хороших игроков, опыт рейдинга у многих был слишком маленьким. Но именно там «ковалась» основа всех сегодняшних хардкор-гильдий (или почти всех). К наиболее серьезным недостаткам я бы отнес огромное число людей в рейде (все-таки 40 человек — это слишком), отсутствие баланса классов и особенно фракций (даже его видимости) и ужасный фарм (порой на него уходило больше времени, чем на сам рейдинг). Это было плохо. Сейчас плохо то, что хардкор-рейдерам очень сложно чем-то выделиться из толпы — все ходят в одинаковом шмоте, ездят на одинаковых маунтах, просто кто-то одевает раньше, а кто-то позже. С моей точки зрения, это неправильно, хотя с точки зрения заработка денег (а именно для этого и делается WoW), это совершенно разумно, так как привлекает больше людей, которым эта игра интересна.
7. Считается, что рейд-контент стал проще. С другой стороны многие нынешние хардкорные рейдеры это игроки со стажем, которые играют по 3-4 года. Может быть не только рейды стали проще, а игроки стали лучше? Ваше мнение?
Викш: Рейды не стали проще — это точно. Просто собрать 25 адекватных людей проще, чем 40. Да и общий уровень игры людей возрос, при этом, рейдовый контент я считаю достаточно сложным и, соответственно, интересным.
8. Какой рейд и босс данного дополнения вы считаете самым удачным? Ульдуар, ИВК, ЦЛК? Или может быть самым интересным был новый Накс?
Викш: Пока что я считаю лучшим рейдовым инстансом Ульдуар (Мимирон, Фрея, Йог), но у ЦЛК есть все шансы стать еще лучше. Из контента БК это, безусловно, Kael’thas, а из контента ваниллы — The Four Horsemen.
Альвеона: Согласен с Викшем, что Ульдуар действительно показал себя как замечательный, разнообразный инст, если сравнивать с ИВК и Наксом. Про ЦЛК пока загадывать не буду, так как контент нами не закрыт.
9. Испытание Крестоносца стал любопытным экспериментом разработчика. Короткий рейд, относительно легкие эпики. ИК/ИВК — ваше мнение об этом инстансе, о системе попыток, о боссах? Интерьере и отсутствии трэша?
Викш: ИК/ИВК выполняли вполне конкретную цель: дать разработчикам время довести ЦЛК. Отсюда и система траев, отсутствие треша и какой-то обстановки. Боссы ИК и ИВК весьма простые, даже финальный босс достаточно тривиален, но требует достаточно специфического сетапа и поять же специфически одетых танков. Система же траев предназначена только для того, чтобы хоть как-то растянуть наскоро сделанный инстанс. Просто разработчикам сложно создать такого босса, который был бы убиваем, но при этом не за пару дней/недель топовыми мировыми гильдиями. Их уровень сейчас слишком высок. Пример Paragon’а это весьма убедительно доказывает. Поэтому приходится ограничивать траи. Но даже это не слишком останавливает.
Альвеона: ИВК показал себя достаточно простым, но разработчиков можно понять. Во-первых, вместе с этим контентом вышло новое БГ, на которое наверняка было потрачено много времени, ну а во-вторых, его выход состоялся между двумя огромными рейд-зонами. В то же время, ограничение попыток научило нас больше думать перед использованием попытки. Однозначного мнения у меня по этой зоне нет, единственное, что могу сказать точно — с ИВК они поспешили. Закрыть контент к его выходу успело только порядка десяти гильдий.
10. Вы стали 34-ой гильдией, которая убила Короля-Лича в «десятке» и 30-ой в «двадцатке». Ваше мнение об этом бое? Оправдал ли он ожидания? Насколько сложен финальный босс WotLK скажем с Кел’Тузадом из Накса-40 или Кил’Джаденом? Конечно, пока еще Король-Лич не убить в хардмоде, но тем не менее.
Викш: Да, этот босс достаточно сложен (я бы сказал, несравнимо сложен) по сравнению с предыдущими боссами. Я думаю, он полностью совпадает с тем, что все хотят увидеть в финальном боссе инстанса: очень красивый файт, идеально оттюненый и добротно сделанный, но при этом его действительно можно убить, даже не будучи world top гильдией. Что будет в харде, я не знаю, но то, что мы видим в харде сейчас, позволяет предположить, что босс будет «пока» не убиваем. Возможно, кто-то из world top докажет обратное, но в ру-гильдии я не верю. Сравнивать его с KJ я не могу, так как не был на нем до нерфа, насчет Kel’thuzed в Naxx 40, то я вообще считаю его более простым боссом, чем 4 Всадника, но опять же Untamed не удалось его убить в свое время — уже выходил TBC — но после двух сейвов, которые мы его траили, могу сказать, что баффнувшись world buff’ами, мы сразу же его довели до 3-й фазы (которая с жуками), так что принципиально сложного в нем ничего не было (хотя тут уж лучше меня могут сказать те, кто его убивал тогда).
Альвеона: Бой требует внимательности каждого рейдера, каждый класс должен выполнять какую-то определенную задачу. Для нормал-версии финального босса этот бой просто отличный. Также важно заметить, что бой достаточно кинематографичен, что не может не радовать. Единственное, я ожидал увидеть немного большее количество известных NPC во время или после битвы. Надеюсь, в харде так и будет.
11. Понравилась ли вам сюжетная развязка этого дополнения? Не смущает, что место Короля-Лича занял Болвар, а не, скажем, Саурфанг-младший?
Викш: Очевидно, что душу Саруфанга вобрал Фростморн, поэтому роль одного из рыцарей смерти Короля-лича вполне ему соответствует. Но вообще после просмотра ролика как-то непонятно, чего достиг Серебряный рассвет, убив Артаса и посадив на его место Болвара (ведь, судя по лору WoW’а, сущность Короля-лича составляют все, кто правил на ледяном троне: и Нерзул, и Артас, и Болвар сейчас). Впрочем, я никогда особенно об этом не задумывался.
Альвеона: Развязка этого дополнения необычна и в то же время удобна для Blizzard. Не удивлюсь, если в Катаклизме встретимся с Болваром не раз, а вот будет ли он наш союзник или враг, узнаем.
12. Что подразумевается под понятием «высококлассный игрок» по вашему мнению? Что кроме знания механики класса важно? Быстрота реакции и принятия решения? Умение видеть поле боя? Знание противника (босса или другого игрока) Правильно настроенное управление, система макросов, интерфейс?
Викш: Это очень правильный вопрос, вот только ответ на него дать достаточно сложно. Я бы сказал, что все вышеописанное — это необходимые требования к любому игроку. А высококлассный игрок — это все это плюс возможность импровизации и принятия правильных решений в ситуациях, не предусмотренных тактикой. В общем, это сложно описать, но таких игроков я знаю, увы, очень мало.
Альвеона: Если бы все люди в совершенстве владели всеми вышеописанными свойствами, думаю, что все боссы были бы простыми. В действительности же все рейдеры когда-то ошибаются. Так что отвечу следующим образом – это человек, в меру обладающий перечисленными качествами, быстро привыкающий к новому энкаунтеру и, конечно же, стрессоустойчивый.
13. Хардкорная гильдия, ориентированная на прогресс — что это? Насколько я понимаю, высокий уровень игры каждого отдельного члена команды и рейда в целом это необходимое условие успеха? А что еще? Что в организации гильдии, планировании, является ключевым в успехе?
Викш: Мне довольно сложно однозначно ответить на этот вопрос, так как в полном понимании мы не являемся такой гильдией (причины я уже описывал выше). Высокий уровень игры + наличие некоторого количества «высококлассных» игроков и плюс хороший рейд-лидер. Для достижения уровня world top, в свою очередь, необходимо, чтобы таких «высококлассных» игроков было 100% рейда. Среди русских гильдий я таких не знаю, хотя к этому, безусловно, стремятся все.
Альвеона: С моей точки зрения даже если собрать в гильдии 25 отличнейших игроков, но не найти человека, способного правильно ими руководить, гильдия покажет хороший, но не топовый результат. Нужен человек, способный мотивировать гильдию, следить за рейдом, продумывать наиболее простую тактику для состава (не секрет, что в зависимости от сильных сторон рейда, тактика может варьироваться крайне сильно) и многое другое.
14. Что вы ждете от Катаклизма? Только нового рейдового контента или чего-то еще? Как вы оцениваете новую систему развития гильдий и как она может повлиять на игру?
Викш: К сожалению, я не привык планировать что-то в такой отдаленной перспективе. Но точно одно: это будет уже как другая игра (как и любое дополнение WoW’а), с другими людьми, гильдиями и героями. Я лично надеюсь, что наконец ру коммьюнити сможет составить достойную конкуренцию в мировом топе, если, конечно, научится договариваться
Альвеона: В первую очередь конечно же интересна рейдовая составляющая аддона. Система развития гильдий и прочее с моей точки зрения хоть и приятные нововведения, но не сильно затрагивающие геймплей. Если же говорить о гильдии — в данный момент мы показываем достойные результаты, но есть куда стремиться. Хороший пример для подражания — Paragon. Это чисто финская гильдия, показывающая в данный момент феноменальный прогресс.
«Лора интересна, но не более чем что-то, сопутствующее рейдам. »
Лора?) О боже)
«Кроме WoW увлекаюсь большим теннисом (хотя если честно сейчас времени на него почти нет),»
Я не удивлен, срцлк же, да и рейдинг.
«Пользуясь случаем еще раз извиняюсь перед девушкой, за каждую отмененную встречу по-причине этой игры!»
Убери дефис здесь)
» 6. Бытует мнение, что “ВоВ не торт” и раньше пиксели были зенелее.»
ЗеЛенее)
«Какие серьезные недостатки были у ванилы повашему мнению?»
Поставь пробел перед «вашему». И да, правильно все Викш написал, особенно
«С моей точки зрения, это неправильно, хотя с точки зрения заработка денег (а именно для этого и делается WoW), это совершенно разумно, так как привлекает больше людей, которым эта игра интересна.» Деньги и еще раз деньги. Игры превратились в индустрию.
» 7. Считается, что рейд-контент стал проще. С другой стороны многие нынешние хардкорные рейдеры это игроки со стажем, которые играют по 3-4 года. Может быть не только рейды стали проще, а игроки стали лучше? Ваше мнение?
Викш: Рейды не стали проще — это точно. Просто собрать 25 адекватных людей проще, чем 40. Да и общий уровень игры людей возрос, при этом, рейдовый контент я считаю достаточно сложным и, соответственно, интересным.»
А я об этом и писал в своей заметке)
Да, Ульдуар — апофеоз Волка. Хотя я там не был, но хочу сходить. Хотя ощущения все равно не те уже будут, да и собирают туда редко из-за «там же 219 ilvl».
«Боссы ИК и ИВК весьма простые, даже финальный босс достаточно тривиален, но требует достаточно специфического сетапа и поять же специфически одетых танков.»
Опять) Да, с ивк скверная история. По мне это фейл вообще всего Волка. Да и ограничение траев тоже фейл, даже сами близы признали. Ну и сделали его только для того, чтобы рейдеры не скучали в ожидании цлк.
«Единственное, я ожидал увидеть немного большее количество известных NPC во время или после битвы. Надеюсь, в харде так и будет.»
Ну будет. Развязка меня вообще убила… Такой слив… Где Джайна, где, черт возьми, Сильвана?! Пиар:убьют КЛ в 25 хм и опубликую материал на эту тему и вообще лора.
«(ведь, судя по лору WoW’а, сущность Короля-лича составляют все, кто правил на ледяном троне: и Нерзул, и Артас, и Болвар сейчас).»
Ну в общем да. Нерзул был сам по себе, но потом он стал КЛ. Потом Нерзул и Артас стали едины (а вот жив ли он?), то есть КЛ. Да и вообще сила КЛ в шлеме. Ибо за ним тянулся Артас после падения, да и без шлема он начал говорить «Отец, все позади?». То есть, он хотел освободится из своего милого костюмчика, но сам снять шлем не мог.
«Не удивлюсь, если в Катаклизме встретимся с Болваром не раз, а вот будет ли он наш союзник или враг, узнаем.»
Его фраза «А теперь уходи и не возвращайся, никогда» наводит на такие мысли. Почему-то, хотя вся эта история с КЛ уже начинает походить на мыльную оперу.
Да, с 12 ответом согласен. Но таких почти идеальных игроков ОЧЕНЬ мало. Да, я тоже не верю в ру-гильдии. Я боюсь, что от силы 5 гильдий смогут убить КЛ в 25 хм… Да, Paragon круты и хорсмены из ванилы тоже.
Очень интересное интервью.
особенно радует контраст с бесконечными плачамин а форумах о простоте вова и прелестях ваниллы — от людей которые не в состоянии пройти нынешний контент даже на нормале и не играли в ваниллу. )
Ну а ребятам желаю толькго удачи. ) Молодцы. )
«особенно радует контраст с бесконечными плачамин а форумах о простоте вова и прелестях ваниллы — от людей которые не в состоянии пройти нынешний контент даже на нормале и не играли в ваниллу. )»
Как бэ ты секрет не открыл. На такие эмокраи вообще лучше просто не обращать внимания.
клевое интервью. Спасибо за работу, Дэк.
DagonCraft, ну ты и флудер.. =)
+1 очень порадовали слова о том что контент проще не стал )
Супир интервью! Даеж больше интервьюшек с хорошими гильдиями! Пусть обсуждают контент,лор,политику близов и планов на прогресс гильдии. Зы.прым ну очень интересно читать!
Отличное интервью!
поздравляю гильдию с World First Glory of the Icecrown Raider (25) by Exorsus! (mmo-champion.com)
На последнем скрине понравилась текстурка фрейма игрока — кто знает где добыть подобную? Или это целый аддон(вроде питбуль)?
>На последнем скрине понравилась текстурка
>фрейма игрока — кто знает где добыть подобную?
>Или это целый аддон(вроде питбуль)?
по-моему, это X-Perl, как и рейд-фреймы
ArcHUD это вроде
ArcHUD — это HUD=) т.е. полоски по бокам игрока. А меня интересуют фреймы — то, что расположени слева вверху под FuBar’ом
это ag unit frames