Первый материал по Sekiro: Shadows Die Twice я сделал в начале декабря. Несмотря на то, что я играл в игру уже две недели, в активе у меня было всего два босса — Гебу Онива и Мадам Бабочка и около десятка минибоссов. По большому счету я топтался в предбаннике, то есть первой фазе игры и настоящие сложности у меня были еще впереди. При этом уже тогда я осознавал, что эту игру я могу и не пройти. Да, были игры, которые я забрасывал, но это случалось, потому что мне не хотелось проходить игру. Скажем, Doom Eternal у меня не пошел из-за платформинга, а Ведьмак-3 — из-за сеттинга. Геймплей некоторых проектов мне приедался на третьем десятке часов. Так случилось с Anno 2205. Третьи я забрасывал потому что выходило что-то более интересное.
С Sekiro ситуация сложилась так, что я впервые за всю свою игровую карьеру понял, что передо мной игра, которую я очень хочу пройти, но возможно, не смогу в силу ее сложности. Игра бросала реальный вызов и к этому прибавлялось еще одно. В своих ревью на ту же ACV и IFR я говорил, что, мол, игры не представляют собой сложности. Ну да, я вот такой крутой геймер, что Балора и ACV на самом верхнем уровне сложности убил на третьем или четвертом пуле. И вот мне попадается игра, которая реально сложная и ты сам себе говоришь, вот тебе то, что ты хотел? Осилишь? Добавляло еще и то, что некоторые топовые стримеры и контент-мейкеры не смогли пройти ее и публично обламывались.
Игру я по итогу прошел, пережив полную гамму состояний, начиная с «как в это вообще играют?» до «не очень красивая победа, надо попробовать еще раз». Я смотрел ролики и читал отзывы, вырабатывая тактику под себя, пробовал разные протезы, фармил расходники и даже сделал себе танцевальную маску дракона, чтобы нагриндить несколько дополнительных уровней силы атаки. Я эксперементировал с конфетами и талантами. Я говорил себе «ну все, это последний трай и спать» и в результате делал еще пять, уходя спать с мыслями «так, вот здесь была ошибка, завтра попробую по другому». Игра выматывала физически и морально, но не отпускала, потому как занозой сидела мысль «ты же сложностей хотел, затащишь или нет?» Под конец настолько понравилось, что прошел во второй раз. От полного третьего прохождения отвадил God of War, на NG+2 я успел победить только Гэнетиро Асина, но планирую закрыть все концовки. Этот материал — об опыте моего прохождения.
Одной из особенностей игры является постоянное повышение уровня сложности противников в игре, причем это касается не только боссов, минибоссов, но и ординарных мобов. Скажем, шпионы храма Сэмпо опасны своим ядом и удушающими захватами сзади. А в локации Дворец Первоисточника вельможи-мутанты высосут из вас жизненую силу за полминуты и в некоторых местах прохождение довольно трудное.
В книге Sekiro: The Second Life of Souls описывается несколько этапов повышения сложности, проходя которые игрок постепенно обучается ключевым механикам игры. Первой ступенью является пролог, самая первая локация, где Волк встречает несколько типов противников, включая первого мини-босса, Синэгори Ямаути. Там новичок должен освоить базовый механики — атаку, парирование, блок. Второе «плато» это предместья Асины, где игрок встречает по сути первого полноценного мини-босса, Наомори Кавараду. Этот мини-босс проводит опасные атаки, которые игрок должен научиться избегать. Третья ступень по мнению автора книги Людовика Кастро, это поместье Хирата. Там игрок встречает охотника на синоби Энсина, который по идее должен научить игрока микири, одну из ключевых контратак, которую впоследствии в игре придется применять часто. Дзюдзо-пьяница ничему особому не учит, но он стоит на пути к Госпоже Бабочке.
Я согласен с автором, что имеют место некие «ступени». Я не согласен с числом, порядком и характером. Взять хотя бы тот факт, что поместье Хирата это опциональный контент, основной сюжет можно закончить, не заглядывая туда. Вернее, заглянуть можно, но только чтобы получить деталь, необходимую для огненного ствола, а ее можно подобрать даже не доходя до Энсина. Я думаю, что правильнее разделить освоение на начальный этап, когда игрок осваивает основы и последующие, завершения которых знаменуются победами над определенными боссами.
На мой взгляд начальный этап освоения основных механик игры — это все, что игрок встречает до Гебу Онива, первого обязательного босса. Синэгори Ямаути, Великан в колодках, Наомори Кавараду и генерал Тэндзен Ямаути. Поскольку в поместье Хирата я таки залез, то Дзюдзо-пьяница и охотник на синоби Энсин тоже входят в состав первого этапа, наравне с копьеносцем около Лунной Башни и Воином в доспехах из храма Сэмпо. На этом этапе игрок не только знакомится с ключевыми механиками боев с боссами, применению протеза и местному стелсу, он осваивает принципы прохождения локаций. Мир Sekiro не является открытым, это, скорее, связка кластеров-арен, в которых есть свой «набор» противников. Почти каждая такая «арена» начинается идолом Резчика — телепортом — и содержит в себе босса или минибосса. Прохождение такой «арены» имеет вариативность. Вы можете полностью ее зачистить, а можете пробежать, вообще никого не убив и даже не потревожив.
Возвращаясь к боссам. По сути Бабочка и Гэнетиро являются теми боссами, которые принимают у новичка экзамен на профпригодность. Если вы усвоили уроки и побеждаете как минимум Гэнетиро, то идете дальше. Если нет, то бросаете игру. Собственно это и показывает статистика в том же стиме. С Бабочкой и Гэнетиро справились около половины игроков.
Мое обучение основам игры затянулось почти на три недели и больше всего времени я провел на дороге к поместью Хирата. Охотник на синоби Энсин наказывал меня очень быстро и мне приходилось снова и снова проходить весь путь от ворот до того места, где он патрулировал дорогу. Поначалу я пытался пробегать обычных мобов, а потом понял, что лучше потренировать на базовые техники и микири. Да и эта локация может считаться одной из лучших для фарма золота, опыта и реагентов. Именно здесь я впервые по-настоящему прочувствовал основу игры и дело пошло легче. Я справился с Дзюдзо и сделал несколько траев Бабочки, но решил вернуться на основную сюжетку и уже без особого труда прошел Гебу Онива и огненного быка. Повысив силу атаки на аж целую единицу я вернулся в поместье и таки одержал победу на Госпожой Бабочкой, которая была первым серьезным боссом в этой игре. Победа не далась легко, я провел в этом огненном подвале пару вечеров. Главным урок боя с Бабочкой — быть агрессивным и напористым, но при этом знай меру и вовремя отходи. Подход, который потом не раз пригодился в последующих боях.
Гэнетиро оказался куда как более крепким орешком. Чередование атак ближнего и дальнего боя, несколько опасных атак вкупе с тем, что при любой попытке полечиться Гэнетиро стрелял из лука делало этот бой чем-то совсем новым. Это был первый реальный «шлагбаум», который заставил сомневаться в том, пройду ли я дальше. Как и в предыдущих случаях я смотрел видеогайды, но тактику вырабатывал «под себя». Так, например, я отказался от проведения микири на первых двух фазах, потому как плохо читал эти атаки и постоянно отгребал. Я выбрал тактику избегания и контратак после того, как Гэнетиро проводил свои выпады. Сильно помогли и петарды, сбивавшие атаки. Основным уроком, который я извлек из этого энкаунтера — это умение распределять силы в длительной схватке. Техники отражения атак, блокирования и уходов тоже стали лучше.
После победы над Госпожой и Гэнетиро последующее прохождение стало ощутимо проще. Пользуясь терминологией Людовика Кастро это было то самое плато, когда игра уже не кажется запредельно сложной, боссы и минибоссы побеждаются в пределах десятка попыток, а руки перестают трястись когда ты видишь прущего на тебя чудовища. Так что все было относительно неплохо, пока я не нарвался на Обезьяну-стража.
Большая часть энкаунтеров, которых я встречал до этого были сопоставимы по размерам и их действия легко считывались. Исключением был огненный бык, который хаотично метался по площадке. Движения и атаки Обезьяны-стража тоже поначалу казались беспорядочными, а неберущиеся захваты, которые делали из Волка футбольный мяч заставляли держаться от сумашедшей гориллы подальше. Этот был тот бой в котором надо было постоянно двигаться. Это был нетипичный для Sekiro босс, который ломал технику боя, применявшуюся до этого. Да, на второй фазе все возвращалось к обычному стилю с парированием и блокированием, но хаос на первой фазе надо было еще преодолеть. Забегая вперед скажу, что примерно таким же был и Демон Ненависти, босс, вокруг которого и под которого надо было бегать и бить, а парирования и блоки применялись не так часто.
Собственно победа над Обезьяной-стражем стала для меня завершением второго этапа освоения игры. Филин в замке Асины, про которого мне рассказывали страшные истории, упал в первый вечер. Старик, конечно, задавал жару, но вряд его можно было назвать более тяжелым боссом чем Гэнетиро. Безголовая обезьяна с подругой была убита с пятой попытки, а Истинная Монахиня забита огненным топором. Про Небесного Дракона и говорить не приходится, по сложности это был босс, стоявший где-то рядом с Туманным Вельможей из Скрытого Леса.
Оставались последние два босса, схватки с которыми стали сдачей третьего экзамена в игре.
Как я уже говорил, Демон Ненависти это не совсем типичный для Sekiro энкаунтер, ключ к победе над которым это агрессивные атаки и уклонения на близкой дистанции, а также способность резко сократить расстояние, потому как его АоЕ-абилки с дальних дистанций это местами полный ахтунг. И да, это трехфазный бой, который требует выносливости и фокуса на протяжении всей схватки.
Финальный энкаунтер, сын и отец Асины, которого в большинстве рейтингов ставили на первое место действительно заслуживал этого места. Как проходить первые две фазы боя я понял в первый вечер. Сочетание огненного топора и «Верховного монаха» позволяло пробегатьобе фазы в предела двух-трех минут без особой возни с парированием атаки и прочим фехтованием. А вот на третьей фазе начинался ад. Мувсет на этой фазе читался плохо, вкупе с огнестрельным оружием и опасными атаками копьем приводил в замешательство. Я смотрел разные тактики, но ничего путного так и не смог для себя найти. Несмотря на то, что первые две фазы (Гэнетиро и Иссин) я проходил чуть ли не с закрытыми глазами, третья выматывала и с каждым новым неудачным траем росло подозрение, что игру я так и не пройду. И чем дальше, тем больше чувствовалась усталость причем как чисто физическая так и ментальная. На траи Иссина у меня ушло больше всего времени — четыре вечера, примерно часов восемь-девять. Поэтому когда я-таки победил Иссина то была не просто радость от преодоления очередного испытания, а мысль «наконец-то это издевательство закончилось».
Игра реально вымотала, я планировал поиграть в что-то более казуальное. Например, пройти кроссовер «Одиссеи» / «Вальгаллы». Так оно и было, Следующий вечер я действительно провел в «Одиссее», где местные мобы казались плюшевыми мишками и… меня опять потянуло в средневековую Японию.
Игра на NG+ в стартовых локациях шла легко и непринужденно. Минибоссы падали как обычные мобы и до Гэнетиро я добежал в тот же вечер. С ним, как и с другими боссами, долго не возился. Я не заходил в игру постоянно, потому как проходил кроссовер «Одиссеи» и «Вальгаллы», а после и God of War вышел. При этом я таки решил пройти концовку суры, в которой Волк предает Куро и становится на сторону Филина. В этом случае он должен сразится с Эммой и стариком Иссином. Я думал, что имея уже порядочный опыт прохождения сделаю их за вечер, но «удовольствие» растянулось еще на четыре. Эмма оказалась дамочкой шустрой, всекала так, что еле успевал реагировать, владела захватами и броском через голову и не давала хилиться. Дед Иссин такое вытворял на своей второй фазе, что его версия с копьем, мечом и пистолетом казалась прогулкой по парку.
В конце концов я прошел и это испытание и, скажу, что пожалуй именно здесь мое освоение игры можно было считать завершенным. Главным результатом боя с Эммой и Иссином была отработка микири. Я был не очень хорош в этой контратаке, но именно этот энкаунтер научил меня как это делать вовремя. Второе: окончательно пропал мандраж перед боссами. Когда я начал третье прохождение — да, меня опять понесло — то решил попробовать сразиться с самым первым Гэнетиро, тем, который встречает нас в начале игры. У меня получилось его победить, но этот читер таки отрубил Волку руку.
Воодушевленный этой победой я решил попробовать снова сразится с Иссином Мастером Меча. В этот раз я не использовал огненный топор и «Верховного монаха», только зонтик для блокировки ударов копья и контратаки. А уже нормально отработанный на Эмме и деде Иссине микири стал основным приемом, который я использовал на второй фазе боя с Иссином, когда он начинал размахивать палкой и стрелять из пистолета. В этот раз ощущение от победы были совершенно другими. Sekiro это все же больше про фехтование, а протез нужен в том случае, если на чистых рефлексах проехать не получается. Тогда в ход идут петарды, топоры и зонтики. То есть это в прямом смысле протез, который компенсирует недостаток мастерства в деле фехтования. Гэнетиро и первая фаза Иссина были пройдены без применения протеза, а на третьей ключевую роль сыграло своевременной проведение микири.
Из неосвоенных боссов в игре у меня остался только Филин из концовки «Очищение». Когда у меня получится допройти Sekiro и закрыть все достижения я пока не знаю, но планирую это сделать. Несмотря на то, что большую часть 2021 года я провел в Assassin’s Creed Valhalla именно Sekiro: Shadows Die Twice стала для меня личной игрой года и отличной заменой «героическому» рейдингу в WoW, по которому я реально соскучился. Так что с большим интересом будут ждать Elden Ring и оязательно попробую другие игры из серии Dark Souls.
Сам жду Elden Ring. Но не фанат всех серий. и к тому не играл в эти игры. но читая ваши труды хочется попробовать, но попробовать не старое а что то новое. влиться в тренд а потом уже (если понравится) освоить «фундамент»
@Goodwin — оно того стоит. Во всяком случае интереснее того, что сейчас предлагает как ритейл, так и классический WoW.