После успеха классики WoW перезапуск первых двух дополнений был делом времени. Именно эти дополнения считаются «золотой эрой» игры, когда она била все рекорды по числу подписчиков. Цикл обновления классической версии намного короче чем у актуала, меньше полутора лет против двух и последняя фаза контента WotLK начнется уже следующей осенью. Поэтому имеет смысл поговорить о том, а что ждет классику дальше? На мой взгляд есть три возможных варианта дальнейшего развития этой ветки проекта.
Да, когда материал был уже почти готов пришли новости о том, что Blizzard уже проводят опрос среди игроков относительно перезапуска «Катаклизма». Так что в этом направлении они уже думают. Но вернемся к вариантам.
Первый — это продолжать выпускать обновления в том порядке, в котором они выходили и под новый, 2024 год, выкатить «Катаклизм». Этот вариант проблематичен. Третье дополнение было экспериментальным и стоит особняком. В нем в первый и в последний раз Blizzard решили сделать ставку на левельный контент. Новые локации, где можно было докачаться до капа тоже были, но не единым «континентом», а главным образом, на месте ранее закрытых зон. При этом прокачку упростили еще раз — путем введения бонусов гильдии — и игроки галопом проскакивали обновленный Старый Мир, стремясь поскорее попасть в эндгейм.
К тому же обновление Старого Мира тоже вышло неоднозначным. К бесспорным плюсам можно отнести рихтовку Старого Мира. Для ветеранов и особенно эксплореров, которые лазили во всякие запрещенные локации не было секретом, что Азерот был местами недоделан. Стыки в текстурах, провалы в геометрии ландшафтов, несмотря на утверждения о том, что Blizzard полируют игры до блеска, в отношении WoW это было не так. Бюджет явно экономили. А поскольку игроки давно просили полетов в Старом Мире, то решили довести дело до ума. Оптимизация флайпойнтов тоже была кстати, а вот квесты переработали так, что возникало ощущение поездки на трамвае, чего не было в ваниле, которая была полна локальных историй без сквозных глобальных сюжетов.
Последний фактор. В ритейл версии тот же самый Старый Мир с катаклизмовскими квестами, а перезапуск ванилы удался не в последнюю очередь потому, что в ней был оригинальный Старый Мир. Как человек, который застал еще те Восточные Королевства и Калимдор, скажу, что мне они нравятся больше чем обновленные. Это относится как к локациям, так и к квестам. Больше всего мне не понравилось то, что сделали с Азшарой. Одна из самых атмосферных локаций Калимдор превратилась в загаженную гоблинами помойку. Обмелевший Лок Модан стал болотом. А вот оазис посередине Пустошей совершенно туда не лепился.
При все этом эндгейм «Катаклизма» в первой его половине остался таким же как в ваниле и предыдущих двух дополнениях. Причем рейды были не в пример сложнее чем понерфленная в хлам Цитадель Ледяной Короны, что и спровоцировало массовый исход игроков. Левельный контент они проскочили быстро, а в эндгейме делать было особо нечего. ЛФР и трансмогрификация появились только в патче 4.3, осенью 2011. Да, как и в случае с предыдущими перезапусками на сервера станет последний патч дополнения и трансмог с ЛФР тоже будет, но все равно эндгейм-контента в Катаклизме не так много, а качать надцатого альта занятие не для всех. Поэтому если «Катаклизм» и выпустят, то полтора года он развлекать не будет. Скорее всего жизненный цикл дополнения сократиться до 7-8 месяцев, а то и меньше.
Перезапуск всех остальных дополнений выглядит пока проблематичным, потому как практически все они, за исключением, возможно, только Legion, получились неоднозначными да и игра с 2010 года регулярно теряла по полтора-два миллиона подписчиков. Через WotLK прошло больше людей и, может быть именно поэтому больше всего пираток версии 3.3.5а. Вообще вариант перезапуска всех дополнений подряд когда-нибудь придет к забавному финалу — классика «догонит» ритейл. Так что как ни крути, а решение что делать с «параллельной» ритейлу веткой надо раньше. И вот тут возникает следующие два варианта.
Второй вариант — это переход на сезонность. Сервера с различными дополнениями будут запускать раз в год, а может и чаще. Скажем, свежие реалмы, на которых можно будет по новой делать сервер-ферсты и ачивки. Так это происходит в других играх, таких как, например Destiny 2 или Diablo III. Версии серверов: ванила, TBC, WotLK. Возможно будут и сервера других дополнений, ведь есть же и пиратки с МоР и даже BfA. Схема рабочая, народ будет платить за подписку, которая уже второй год подается под соусом «одна подписка — три игры», то есть за те же деньги вы можете играть и в две версии классики и в ритейл. Типа очень выгодное предложение для потребителя, которое сейчас позволяет оправдывать довольно высокую абонентскую плату. А ведь многие проекты, даже старые ММО-проекты, перешли на условный фритуплей. Скажем, ровесница WoW, EVE Online уже несколько лет как не требует денег за игру, но при этом набор скиллов у вашего пилота обрезанный и если вы хотите чтобы он был полный, то надо покупать статус «омеги».
Кстати о деньгах. Интересный факт состоит в том, что Blizzard не меняет стоимости услуг и цифровых коллекционных изданий уже много лет. Они находятся на том же уровне, что и десять лет назад, когда игра была на пике. Я всегда удивлялся, почему автоматические операции по трансферу или смене пола стоят денег, сопоставимых со стоимостью DLC к какой-нибудь сингловой игре. Ладно там, повышение уровня персонажа до капа еще можно понять, но почему я должен платить двадцать евро за то, чтобы поменять сервер?
А премиум-аккаунты и программы лояльности? Этого вообще нет. Я имею аккаунт с весны 2008, регулярно покупал все, что выпускали Blizzard и что? Хоть какие-то скидки на товары? Нет и в помине. А ведь та же Ubisoft, которую склоняют на всех углах, имеет такую программу и там реально идет поддержка игрока в зависимости от того, сколько он играет. И возможностью купить скидку на 20% я пользуюсь регулярно.
Все это говорит о том, что издатель пока не видит причин для того, чтобы «спасать» проект. Несмотря на то, что нынешняя Blizzard уже давно не та, ее проекты приносят деньги и дела идут совсем неплохо. Пусть издатель получает меньшие прибыли, чем десять лет назад, но тем не менее, цены на околоигровые услуги не снижаются. Есть масса народа, которые за это платят. На Pyrewood Villiage я постоянно вижу игроков на ездовых игуанах, а сейчас еще и на планерах, которые дают за цифровые коллекционки.
Зачем я об этом говорю? Затем, чтобы было понятно, что бросать тему с классикой Blizzard не будут и что монетизация сезонных серверов наиболее популярных игр от Blizzard это вопрос времени, как и появление новых форматов игры. Это, в той или иной форме, будет реализовано.
Впрочем, вернемся к последнему, третьему, варианту дальнейшего развития проекта.
Такие аспекты игры как арена и с относительно недавнего времени «ключи» стали отдельными киберспортивными дисциплинами. Думаю, что следующий шаг это перевод в тот же формат рейдов. Этот контент остается стерженем, вокруг которого строится весь эндгейм и надо отдать Blizzard должное — рейдовых энкаунтеров они делать умеют. Даже в провальных дополнениях типа Warlords of Draenor была великолепная Цитадель Адского Пламени, которая стояла в одном ряду с Ульдуаром и Престолом Гроз. Проблема с рейдами в том, что игрокам надо проходит сначала левельный контент, потом одеваться в героиках-мификах. В некоторых случаях качать репутацию, чтобы приобрести BiS-предметы. В Legion игрокам вообще приходилось качать артефакт в нескольких спеках и это превращалось в еще тот гринд.
Так вот все эти усилия были направлены на одно — попасть в рейд «готовым». Почему бы не убрать вот эту рутину в открытом мире и не выдавать игрокам оружие и доспехи, чтобы они группами могли больше тратить времени собственно на рейдовых энкаунтеров? WoW это не Pay2Win, здесь нужный обвес это только треть вопроса, и победа на боссом в целом складывается из знания класса и босса. Сезонные соревнования или просто сессионка, когда человек заходит и играет 20-30 минут на траях какого-то босса. Как показывает опыт классики интерес к рейдингу даже старых боссов и достигательствам в старых версиях игры остыл далеко не у всех. А боссов в WoW много и достижений с ними связанных тоже. Так что возникновение такого сервиса, где можно «превозмогать под препотами из последних сил» будет иметь спрос. Я бы, например, сходит бы в тот же Престол на Дуруму или в Ульдуар на Ходира.
Какой вариант выберут Blizzard узнаем уже скоро, потому как, повторюсь, WotLK закончится к новогодним праздникам 2024 года. Что будет дальше, скорее всего расскажут после декабрьского релиза Dragonflight.
Пост полный сумбура, я так и не понял какие вариант 1, вариант 2 и вариант 3. По мне так вместе с BC близы открыли дверь в преисподню. Надо было останавливаться на классике. Пусть бы в нее играли такие олдфаги как я. Но они бы так и играли. А остальные бы ныли про BC (WotlK, Катаклизм, Панд — нужное подчеркнуть).
Теперь у Близзов 2 пути: снова пройти тот же путь, что и раньше, только с более быстрым циклом выхода новых дополнений — срубить в 2 раза больше бабла на условно любителях тряхнуть стариной.
Либо АСТАНАВИТЕСЬ. Но Близзы не те, кто останавливается. Так что после WoTLK будет следующий аддон. А вот какой? Катаклизм или сразу перескочат в Пандарию. Вот, вопрос.
Еще остается слабая надежда на альтернативную историю. Типа Катаклизм не наступил… Это было бы очень круто, но с другой стороны, а что, если не взлетит?
Женя, ты подкинул мне идею для ролика. Спасибо! Как ты там? Надеюсь, что тебя миновало