Вначале я думал рассказать о моих «вторых» впечатлениях о Dragonflight, но потом решил, что сначала имеет смысл поговорить о прогрессе и развитии персонажа в WoW уже потом о впечатлениях. А также о том, как скажется возвращение Криса Метцена на проект.
На протяжении всей истории проекта развитие персонажа в WoW шло по простой как угол дома схеме. Качаемся до левелкапа, потом одеваем персонажа для рейда, одеваемся в рейде, потом контент-патч и опять до нового рейда. Схема работала неплохо в ваниле и первых двух дополнениях, но потом игрокам это надоело. Blizzard стали экспериментировать. В «Катаклизме» не получилось, Путь Титанов отменили. В Warlords of Draenor ввели гарнизон и последователей. Получилось так себе. В Legion ввели целый пучок новшеств, которые должны были стать новыми возможностями для развития персонажа. Артефактное оружие, легендарки, параллельный источник предметов из ключей, которые некоторым заменили рейды. Было интересно, но прижились только ключи. Ожерелье Азерот, как вариация артефактного оружия в Battle for Azeroth оказалась так себе и не прижилась. Гарнизон из основной системы вырождался и потом вообще пропал из игры.
Чего там было в Shadowlands не знаю, толком не играл, но если резюмировать — близзам не удалось создать ничего принципиально нового, чтобы было также устойчиво как те же рейды. Эксперименты были когда более, когда менее удачные, но по сути единственное, что реально удалось, так это вернуть значение инстансам на пять человек. Они играли важную роль в прогрессе персонажа в ваниле и первом дополнении, но начиная с WotLK и аж до самого Legion были проходным контентом.
Когда я начинал играть в DF, то был слегка удивлен тому, насколько быстро качается персонаж. Мейн на классике даже на «синем» опыте и то прокачивался гораздо медленеее. Первая мысль была, что аддон дружественен к альтам, а все эти уровни известности так, как в свое время была репутация. Дело сугубо добровольное, хочешь качай, хочешь нет. Оказалось, что в Dragonflight это совсем не так.
Уровни известности напрямую влияют не только на получение рецептов и прокачку профессии — раньше такое тоже было — но и на доступность сюжетных квестов. Как говорится, «вот это поворот». Я первый раз сталкиваюсь с таким подходом, что сюжетный соло-контент закрывается гриндволлом. Причем если брать дополнения от WotLK до WoD, то гринд репутации был делом в общем-то опциональным, разве что в Пандарии было надо. Но ни в одном дополнении не было такого, чтобы квесты открытого мира были заперты за стенкой репутации, которую надо тупо гриндить.
Как по мне это довольно сомнительное дизайнерское решение. В большей части дополнений сюжетного контента хватало на то, чтобы пройти его как минимум мейном и одним альтом. Гриндзоны типа Ристалища и Огненной Передовой не были обязательными к прохождению. Помню, как в оригинальном WotLK я добрался до Ристалища где-то через пару месяцев после патча 3.1 и сказать, что я что-то при этом потерял не могу.
Еще я не понял, почему качнув 70й не открыл локалки. Полез в сеть и узнал, что для открытия доступа к ним надо пройти начальные сюжетные линии всех локаций. Хорошо, что хоть альтам не надо будет всего этого проходить и на том спасибо.
Не поймите меня неправильно. Гринд это неотъемлимая составляющая большинства ММО. Гейтование контента — старая практика, которая вынуждает игроков задерживаться или хотя бы регулярно в нее заходить. Правда, раньше это было в основном в эндгейме, рейдеры гриндили рейды, рецепты с малым дропом, репутацию у фракций, чтобы получить определенные вещи и другое. Для казуалов, которые целовали белочек ради ачивок, было достаточно пройти сюжет и на этом остановится. Я уже не раз писал, что в игре сейчас довольно много сезонных игоков, которые приходят с новым дополнением, проходят сюжет, может быть еще немного по данжам и ЛФР-рейдам. Месяц-полтора и все. Да и насколько я знаю, хардкорщикам гринд тоже особо не по душе. Помню сколько стонов было по поводу фарма силы артефактов в Legion.
Откуда растут ноги такого решения понятно: абонентская плата никуда не пропала и надо заставить игрока как можно дольше ее платить. На ранних этапах проекта гейтуем контент либо репутацией либо просто графиком, вводим всякие там сезонные мероприятия, недельные лимиты на получение валют, кд на рейды и прочее. Работает ли это? Когда-то работало и неплохо, но все это старые методы, которые игрокам со стажем — по крайней мере мне — навязли в зубах. Я уже не говорю о том, что для превозмогай на боссах надо нафармить нужный плевел и только с ним уже идти в бой.
Если бы абонентки не было, то скорее всего не было бы и вот этих устаревших решений. Да, был бы скорее всего расширен ассортимент шопика, в котором бы продавали всякую косметику типа трансмога, но гринда было бы меньше.
Да, так вот если проще и короче, то двадцать пять уровней известности у четырех фракций наводят на меня тоску. Тем более что фармить их надо через все те же локалки и данжи, которые концептуально не менялись со времен Легиона. Да и посмотрев на награды за эту известность как-то становится уныло. Разработчики хотят заставить меня как и надцать лет назад ежедневно выполнять задания, чтобы получить доступ к наградам и сюжетному контенту. Причем делают это не меняя геймплея. Локалкам уже шесть лет, когда их ввели в Legion’e, то это было действительно глотком свежего воздуха, но сейчас это уже устаревшее решение, которое мне никак не интересно. Я перепробовал кучу синглов за последние три года и там есть гораздо более интересные занятия, нежели в WoW.
Это относится и ко всему остальному: данжи-петерки с боссами, на которых не надо стоять в огне и все далее по списку. Система прокачки и развития персонажа получились на троечку, все те же старые развлечения, что и раньше. Полеты на драконах прикольны, но они не спасают ситуации. Остается крафт, в котором я пока толком не разобрался, да и честно говоря, разбираться особо нет желания. Сюжет пока тоже не впечатлил.
Как я говорил еще летом — ничего нового я от Dragonflight не ждал. Собственно, так оно и получилось. Дополнение получилось, скажем так, на три с плюсом. Плюс за старания, все остальное уже жевано-пережевано, новшеств кот наплакал. После Legion проект получил второе дыхание, но и оно уже заканчивается. И в этом контексте стоит упомянуть фигуру Криса Метцена, который вернулся в компанию в качестве «творческого сотрудника».
Начнем с того, что профиль Метцена это лор, концепт-арты, озвучка отдельных персонажей. Может быть он что-то там и поправит, но как он будет разгребать завалы, которые наворотил в лоре Дэнузер сотоварищи за все это время я пока плохо представляю. Да и проблема нынешнего WoW в том, что нужны изменения в геймплее, а за это в старой команде отвечали другие люди. Геймплей ванилы и первых дополнений создавали хардкорные рейдеры Everquest типа Роба Пардо и Джеффа Каплана. Они творчески переработали то, что им не нравилось, да и в целом тогда сотрудники Blizzard играли во все ММО, которые были на рынке. Legion это последний аддон, который делали ветераны и, как я уже говорил выше, последние три дополнения используют его удачные находки.
Во-вторых, деятели такого уровня как он принимают концептуальные решения, но выполнять их будут руководители среднего звена и рядовые сотрудники Blizzard. Поэтому насколько сильно будет влияние его возвращения будет зависеть не только от его работы, но и от выполнения. Как с этим пока неясно.
Да и «один в поле не воин». На мой взгляд, возвращение одного, пусть и очень талантливого сотрудника, проблему не решит. Проекты такого уровня делает команда. Если бы в Blizzard вернулись старики, включая руководство — тот же Майк Морхайм — можно было бы питать какие-то надежды. Так что я со скепсисом отношусь к тому, что «батя в здании». Впрочем, посмотрим. Может следующее дополнение будет более удачным, а новый проект, в котором примет участие Метцен станет прорывом.
Мечтать не вредно.
ренауны кроме крафта никому не нужны. сугубо опциональный контент.
ДФ, на самом деле, отличный. новая система талантов феноменально хороша
Добрый день, я хотел бы добавить одну деталь по Shadowlands. На самом деле, как по мне, там все же есть одна занимательная штука, которую стоит упомянуть. Я полнейший казуал, но на меня это произвело просто вау эффект, давно я так с увлечением не залипал в вов. Не знаю, знакомы вы или нет, я говорю о Торгасте. Если нет, то я бы советовал как минимум хотя бы ознакомиться с этим режимом. А также хотелось бы услышать ваше мнение, по поводу того, насколько этот режим хорош или плох, что он привнес в вов и сможем ли мы ожидать развитие этой идеи в будущих аддонах. Для меня это отличное времяпрепровождение в режиме сингл. Никаких тебе огородов, болтовни, просто концентрированный геймплей с безумным морфингом способностей, перками на уровни, выбором режимов сложности, вариативной длительностью от просто прохождения до бесконечного забега с плавным увеличением сложности.
Что еще понравилось в shadowlands это локация Ревендрет. Мне кажется это одна из самых топовых лок, созданных в вов. Остальные три локи просто мусор и скукота. А здесь видно, что разработчики прям оттянулись по полной. Я как дошел до этой локи так в ней и поселился, и весь аддон так и просидел практически не заходя в остальные, только по минимуму. Это конечно больше для любителей вампиров, дракулы и подобного. Сюжетка прям напоминает какой-то фильмец о Кастельвании. Заговоры, интриги, предательства, жизнь кипит, готика завораживает. Очень напоминает стартовую локу воргенов, многократно увеличенную и улучшенную. Наверное это все, что мне понравилось в этом дополнении )
Ну и еще это родина повелителей Ужаса из Warcraft 3, и здесь они тоже неплохо поучаствовали в сюжете, что добавило интереса.
«Может быть он что-то там и поправит, но как он будет разгребать завалы, которые наворотил в лоре Дэнузер сотоварищи за все это время я пока плохо представляю» — плохие впечатления от сюжетки БФА и полное разочарование от ретконов ШЛ вызвали стойкое непринятие текущего Варкрафта в любом виде. «Dragonflight» стал дополнением, за которым я даже не слежу и совершенно не в курсе всего происходящего.
Пожалуй, лучшее дополнение со времен легиона), плюс совершенно без гринда. Максимально комфортная система одевания и очень своевременные бафы-нерфы инстов и классов.
Спасибо, ребята, за ответы! Приятно осознавать, что старики сюда еще ходят ))
Кстати, а кто на канал на ютубе ходит?