Первый раз я заинтересовался лором EVE Online когда начал заниматься эксплорингом. Пролетая мимо руин космических станций я поначалу думал, что они были разрушены во время недавних войн. Потом я понял что это станции «древних цивилизаций». Древних? Погодите, EVE это же типа далекое будущее? Так а что это за «древние цивилизации»? Я начал искать в сети статьи по лору. Помимо роликов от CCP, официального описания сеттинга из EVE: Source, нескольких комиксов и книг, нашлись еще материалы от дотошных энтузиастов.
Как выяснилось, у EVE Online довольно интересная история и в этой серии я хотел бы рассказать о ней подробнее. В первом материале будет рассказано о предистории и кратко о тех цивилизациях, которые существовали и продолжают существовать на текущий момент в игре. В последующих будет рассказано подробнее о каждой и уже потом о хронологии событий, которые начинают с момента релиза игры.
Прежде чем продолжить, проясню один важный момент, который касается летоисчисления. Xристианский календарь не используют расы Нового Эдема, поскольку их ученые вообще сомневаются в существовании такого места как Земля. В этом материале даты христианского летоисчисления будут использоваться для удобства понимания зрителем тех или иных временных рамок. В самом же Новом Эдеме используют так называемый “универсальный календарь”, исходной точкой которого является Yoiul Conference. Это конференция, в которой принимали участие пять известных рас Нового Эдема.
По состоянию на сегодня в игровом мире 23361 год от Рождества Христова и соотвественно YC 125.
Итак, поехали.
Истоки
К 2730 году люди полностью колонизировали солнечную систему, освоив ее планеты и космическое пространство. Прошло еще тысячелетие, прежде чем человечество открыло технологии путешествий со скоростями, превышающими скорость света. Это расширило горизонты и люди стали осваивать другие звездные системы.
Освоение ближайших к Земле звездных систем продолжалось около пяти тысяч лет и, в конце концов, опять начались проблемы. В 7987 г.н.э, колонизированную вселенную охватили раздоры. Перенаселение и нехватка природных ресурсов вызвали серьезные конфликты между народами человечества. Именно в это время разведчикам довелось стать свидетелями возникновения естественной червоточины в системе Канопус. Вскоре после этого, подталкиваемая чрезвычайными обстоятельствами, группа ученых и специалистов из нескольких стран организовала первую пилотируемую экспедицию через эту червоточину.
В течение нескольких последующих лет все космические нации человечества отправили экспедиции «на ту сторону». По возвращении из первого путешествия руководитель группы первопроходцев произнес речь, в которой провозгласил что «человечество находится на пороге второго зарождения». С тех пор этот портал стали называть «Вратами Евы».
Небольшая религиозная секта, известная как Конформисты, была одной из первых групп независимых поселенцев, которые рискнули пройти через портал. В историческом интервью их лидер Дано Гейнок назвал звездную систему за пределами червоточины «Новым Эдемом». Официальное название системы было CMS-48, но имя, данное Гейноком, прижилось. Да и не путайте — New Eden это и название системы и название звёздного скопления, в которое она входит.
Что же такого особенного обнаружили разведчики на той стороне червоточины?
Как гласит описание на официальном сайте «Новый Эдем» представляет собой рассеяние скопление звезд примерно 106 световых лет в длину, 90 световых лет в ширину и 25 световых лет в толщину”. 5433 звездные системы в нем связаны между собой вратами, но множество систем не имеют таких врат, то есть звезд в скоплении больше. В любом случае это довольно плотное скопление, потому как если взять нашу солнечную систему, то до ближайшей звезды, Альфа Центавра 4.24 световых года. Вторая, Звезда Бернарда, находится почти в шести световых годах.
Неудивительно, что обнаружив такое плотное скопление звездных систем, человечество стало с энтузиазмом его осваивать. В течение первых двух лет колонизация Кластера шла полным ходом и в уже 7989 году были колонизированы Амарр и Галленте, миры, впоследствии ставшие центрами жизни Амаррской Империи и Галленитской Федерации.
Колонизация шла быстрыми темпами в течение следующих нескольких десятилетий, стремительно распространяясь из системы Нового Эдема в соседние. Станции, некоторые из которых можно найти и сегодня возле Нового Эдема, были возведены для защиты первых звездных врат. Те, планеты, что не были пригодны для жизни, начали терраформировать, например Калдари Прайм является наиболее ярким примером этого. Немногие колонии стали самодостаточными и большинство сильно зависело от снабжения с Земли. Казалось, что все идет своим путем и все будет хорошо.
Однако вскоре появились проблемы с Вратами Евы. Червоточина оказалась не такой стабильной, как предполагали первые колонисты. Терраны (общий термин, который относится ко всем, пришедшим с другой стороны Врат) начали строить комплекс для стабилизации червоточины. Это был масштабный проект, который даже семьдесят лет спустя после начала еще не был завершен. Что, впрочем не помешало колонистам выгравировать на нем слово «EVE».
К сожалению, строительство стабилизатора было начато слишком поздно. 20 февраля 8061 года, через 74 года после открытия Кластера, червоточина эффектно схлопнулась, полностью отрезав колонии от Земли. Коллапс имел катастрофические последствия. Все корабли, что находились поблизости были полностью уничтожены, и даже сейчас место около Врат Евы остается водоворот энергии, к которому пытаются приблизиться только самые отчаянные пилоты. Ходят слухи, что останки терранских кораблей можно найти внутри и вокруг Врат, предположительно, с технологиями, намного более продвинутыми чем те, что капсулеры используют сейчас. За пределами непосредственной близости обрушение Врат вызвало сбои в работе других порталов в колонизированном Новом Эдеме.
Коллапс Врат Евы оказался фатальным для колоний Нового Эдема.
По мере того, как поднималась паника, отдельные лидеры стремились подавить беспорядки. Многие ввели военное положение, в то время как другие приняли социальные программы, чтобы обеспечить порядок в колониях. Несмотря на добрые намерения, немногие обладали необходимыми ресурсами или инфраструктурой, чтобы быть самодостаточными несмотря на то, что колонизация продолжалось почти восемьдесят лет.
В последующие годы колонии сотрясали беспорядки и гражданские войны. Конфликты и голод унесли жизни ключевых специалистов, которые не успели передать знаний и опыта. Терраформирование планет прекратилось. Критически важное оборудование пришло в негодность, а затем превратилось в руины. Прожиточный минимум стал стандартом. Прогресс остановился. Миры потеряли контакт и, в конце концов, даже их воспоминания друг о друге исчезли за завесой времени. Одна за другой большинство молодых колоний Нового Эдема медленно и мучительно вымирали.
И все же нескольким поселениям удалось выжить. По мере того, как десятилетия превращались в века, а века в тысячелетия, пелена легенд падала на происхождение человечества.
Начинались Темные Века. Рассеянным и разобщенным колониям предстояло пройти тяжелый путь становления. Память о Земле станет мифом. Пройдет десять тысяч лет, прежде чем потомки терранов из разных систем узнают о существовании друг друга, но примитивные технологии еще долго не позволят им установить более тесный контакт. Потом потомки землян все же выйдут в космос, но только через тринадцать тысяч лет с момента коллапса будут восстановлены первые врата между звездными системами.
Цивилизации Нового Эдема
Темные Века на то и темные, что о событиях, которые происходили в эти времена, известно мало. То немногое, что известно, дает основания говорить, что до расцвета четырех основных цивилизаций, которые доступны игрокам, существовало еще несколько, которые какое-то время процветали после краха Врат Евы. По каким-то причинам эти цивилизации либо исчезли, либо сильно трансформировались. Четыре цивилизации, которые в конце концов ушли в небытие, известны как Слиперы, Талокан, Ян Чжун и Такмал. Информации об этих цивилизациях мало и меньше всего известно о Ян Чжун и Такмале. Еще одна цивилизация занимает особое положение. Это Джови. Они тоже имеют длинную историю, они оказали значительное виляние на четыре цивилизации, которые ныне властвуют в Кластере, но при этом их нельзя считать вымершими. Впрочем, детали о них чуть ниже, сейчас о тех, кто не дожил до дней сегодняшних (в игре).
Ян Чжун. Первоначально Ян Чжун поселились в пространстве Галленте, в системе Дельтоле. Согласно скудным записям, они были мастерами «передовой гравитронной технологии и теории силового поля». Некоторые руины сохранились до наших дней, в том числе несколько работающих технологий.
Такмал поселились в пространстве Амарр, в созвездии Араз. Изначально они входили в состав Амаррской Империи. Они были ответвлением секты Сани Сабик, которые веровали, что питье человеческой крови очищает. Скорее всего за это Такмал были изгнаны из пространства Амаррской Империи, вскоре после того, как Империя начала межзвездные путешествия. В то время как многие выжившие члены культа были просто выпущены на свободу, некоторые похитили крио-корабли и использовали их для перемещения в Араз. Такмал считались экспертами в «кибернетике и биоинженерных технологиях».
О Слиперах известно больше. Изначально они обитали в пространстве Минматар в созвездии Ани. Слиперы считались мастерами «виртуальной реальности, нейроинтерфейсов и криотехнологий». Они смогли колонизировать не только часть систем Нового Эдема, но и пространство червоточин, звездное скопление Аноикис. В ВХ-пространстве можно найти как активные так и заброшенные станции Слиперов.
Слиперы когда-то были частью расы Джови (о которых будет рассказано дальше). Предки джовиан прибыли в Новый Эдем одними из последних, перед самым коллапсом Врат Евы и члены экспедиций состояли из двух сообществ. Большая часть путешественников пребывала в криосне. Их тела были заморожены в криогенной суспензии, а сознания «обитали» в компьютерной симуляции. Другая часть экипажей экспедиции пребывала в сознании, поскольку кто-то должен был позаботится о кораблях и спящих согражданах. Хотя большинство из них в конце концов поселились в Новом Эдеме, виртуальное пространство никуда не делось. Когда Вторая Империя Джови распалась, эта фракция просто вернулись в свои криокамеры и загрузилась в виртуальный мир, который еще называют Конструктом. Остатки фракции в поселились в Ани, в то время как остальные перебрались, в конце концов, в ВХ-пространство. Однако сама цивилизация Слиперов все еще жива, даже если они редко покидают свой виртуальный мир. Они обитают в виртуальной реальности и по сей день, их тела находятся в спячке, и лишь очень редко они выходят из нее, чтобы взаимодействовать с реальным миром.
Талокан. Цивилизация Талокан связана со Слиперами. Первоначально они поселились в созвездии Оккелен (сектор Калдари), и считались экспертами в «пространственных манипуляциях и гиперевклидовой математике». Во многих системах ВХ-пространства высших классов руины Талокана можно найти переплетающимися со структурами Слиперов. Есть гипотеза, что они воевали, но в конце концов объединили свои силы в пространстве червоточин для борьбы с какой-то болезнью. Некоторые станции Слиперов в пространстве червоточин известны как карантинные, и даже сегодня они транслируют предупреждения, что от них стоит держаться подальше.
Джовиане (Джови). Они были в числе колонистов Нового Эдема, которые пережили коллапс Врат Евы с минимальными потерями. Джови намеревались с самого начала стать самодостаточными. В то время как многие колонии вымирали из-за своей изоляции, Джови удалось сохранить популяцию, ресурсы и технологии, что дало им возможность создать Первую Империю, которая просуществовала восемь тысяч лет.
Однако ни одна политическая система не вечна, и Первая Империя не стала исключением. Радикальная фракция в конце концов захватила власть, и Империя рухнула под собственной тяжестью. Около 3000 лет до текущего момента Джови удалось основать Вторую Империю, правда, она просуществовала меньше чем Первая. Джови всегда были сильны в генетической и социальной инженерии, до такой степени, что начали экспериментировать с базовыми человеческими инстинктами и в какой-то момент в процессе что-то пошло не так. Болезнь Джови — это генетическое состояние, при котором в какой-то момент взрослой жизни джовианин впадал в невероятно глубокую депрессию и, в конечном итоге, терял волю к жизни. Болезнь распространилась на всю расу и опустошила Вторую Империю, которая рухнула вскоре после появления Болезни (хотя неясно, была ли Болезнь единственной причиной краха). Пытаясь начать все заново, джовиане около 500 лет назад покинули свой родной мир в регионе, ныне известном как Проклятие (Curse). Современная Третья Империя, намного меньше первых двух, полностью изолирована от остальной части Нового Эдема и расположена в его условной северо-восточной части.
Несмотря на малое количество информации о Джови, они играли важную роль в истории Кластера. Именно они первыми передали технологию капсул Калдари, а затем и другим фракциям. Они сыграли важную роль в создании CONCORD несколько лет спустя и продолжают вмешиваться в политику Кластера, когда сочтут это необходимым. Впрочем, более подробно о них будет рассказано в следующем материале, а пока продолжим общий обзор и коснемся четырех крупных фракций, которые сейчас делят Новый Эдем между собой.
Амаррская Империя
Амаррская Империя ведет свои корни от секты, отколовшейся от Объединенной Католической Церкви Человечества (правда, они уже об этом не помнят). В свое время они прошли через Врата Евы и поселились на планете под названием Атра около 8000 года нашей эры. Секта обосновалась на части Атры, называемой островом Амарр, после того, как другие колонисты отвергли их за тогда еще считавшиеся радикальными религиозные убеждения. Их возглавил Дано Гейнок (о котором говорилось выше), общепризнанный первый пророк амаррской веры. Там они обитали веками и вели кровавые конфликты друг с другом, а церковь изо всех сил пыталась сохранить веру живой.
Из одного из военных родов вышел легендарный первый император Амаш-Акура. Мечом и верой он завоевал весь остров и основал империю Амарр в 16470 г.н.э. Он кодифицировал законы, учредил наследственный дворянский класс держателей власти и основал религиозный орган, который будет управлять империей — Совет Апостолов.
Империя Амарр это авторитарная теократия в которой существует жесткое делением на касты. Во главе империи стоит, понятное дело, Император, а далее следуют пять Наследников, глав королевских семей из числа которых в случае необходимости, выбирается новый Император.
Экономика теократического общества зиждется на рабском труде, главным образом из числа людей минматарского происхождения, но не только их. Как культура, Амарр придерживается того принципа, согласно которому то, что другие называют рабством, на самом деле является лишь одним шагом на духовном пути человека к полному принятию амаррской веры. Граждане Амарра с раннего возраста глубоко убежденны в моральном превосходстве своей религии, богоизбранности народа и с рвением несут этот свет в непросвещенные массы.
Пытаясь утвердить эту точку зрения, империя веками вела священную войну против неверных. Проигравшие в этой войне порабощались империей. Номинально это рабство предназначено для того, чтобы отрабатывать грехи неамаррских людей до того дня, когда они смогут свободно войти в амаррское общество в качестве просвещенных последователей. На практике однако, это правило не работало и рабы эксплуатировались и после «отмывания грехов».
Ресурсы завоеванных государств амарры использовали для развития наук, искусств и философии. Они начали расселяться по своей планете и в 20572 г.н.э запустили людей в космос. Вскоре последовала медленная экспансия в родной системе, ускорившаяся после того, как амарры обнаружили жизнь в океаническом мире Тамирот. Они разместили там постоянную колонию в 20725 г.н.э.
Галленитская Федерация
Возможно, самая противоречивая из всех фракций. Мнение о галленитах будет разниться в зависимости от того, кого вы спрашиваете. Для своих сторонников они являются крупнейшей и наиболее прочной демократией Нового Эдема, оплотом равенства и справедливости. Для недоброжелателей галлениты это гедонисты и развратники, неспособные по-настоящему признать какую-либо культуру, кроме своей собственной.
Жизнь в Федерации часто описывается как утопия. Пока человек не причиняет вреда другому, ему позволено вести себя так, как ему заблагорассудится. Поэты, ученые и политики здесь почитаются, возможностей для самореализации множество, жизнь легка и свободна от страданий. Вещи, которые могут считаться аморальными или незаконными в остальной части Кластера, здесь легко доступны. Наркотики, модификации тела, проституция, азартные игры и прочие плотские удовольствия. Если у вас есть деньги, можно наслаждаться практически всем, что только можно себе представить, но несмотря на эти недостатки, Федерация считается оплотом свободы и индивидуальности, где отверженные и недовольные могут искать утешения и помощи.
Дипломатический союз независимых государств, Федеративный Союз Галленте Прайм, более известный как Галлентская Федерация, был официально основан в 23121 г.н.э. Главенство галленитов в федерации было обусловлено их экономическим, технологическим и численным превосходством.
Вместе с Федерацией были основаны многие институции, которые управляют ею сегодня. Сенат был созван, чтобы представлять интересы каждого из членов сенаторами, избранными демократическим путем от составляющих наций. Из их числа выбирали президента. Хотя верховный суд не был создан, был основан специальный сенатский комитет для разрешения международных споров. Наконец, был сформирован объединенный флот, в первую очередь для патрулирования против пиратства и поддержания мира.
Республика Минматар
В 8017 г.н.э. терранские исследователи нашли систему CMS-17, в которой было две планеты с умеренным климатом в околозвездной обитаемой зоне. Более того они обнаружили, что четвертая планета от местного, имела особенно комфортный климат. Новости об этих открытиях сделали систему CMS-17 главной целью для колонизации, и вскоре она была переименована в Патор, а четвертая планета стала известна как Матар.
Матар был быстро колонизирован многочисленными экспедициями, привлеченными перспективой заселения мира, не требующего терраформирования. Скорее всего это обусловило и то, что колонии были самодостаточны. Действительно, когда Врата Евы закрылись, большинство поселений на Матаре выжили и даже процветали, оправившись от первоначального шока. Впрочем, на протяжении столетий эти колонии теряли передовые технологии, так как нехватка ресурсов и утрата знаний приводили к неизбежной деградации.
В течение следующих десяти тысяч лет на Матаре развивалось несколько отдельных цивилизаций, которые постепенно узнали о друг друге, поскольку технологические достижения позволили поддерживать регулярную торговлю. Легенды свидетельствуют о том, что междоусобные войны между племенами и даже между родами одного племени были обычным явлением в ранний период существования мира. В конце концов, возможно, благодаря торговле и распространения мистических верований, племена поняли, что сотрудничество гораздо лучше, чем война.
В 20374 г.н.э. был установлен общий мир между племенами, развилась глобальная культура, и Минматар в конечном итоге объединился в свободную республику. Минматарские технологии в этот период развивались значительными темпами, и спустя тысячелетие они пробились в космос. Помимо колонизации большей части системы Патор, Республика Минматар смогла заселить колонии на нескольких планетах и лунах в нескольких локальных системах, первоначально используя корабли, разогнанные почти до скорости света.
Ни одна из четырех основных цивилизаций Нового Эдема не пережила больше трагедий и страданий, чем матари. Миллиарды матари были порабощены Амаррской Империей более семисот лет назад, пока массовое восстание не освободило многих, но не всех, тех, кто находился в рабстве.
Матари самая многочисленная из всех рас Нового Эдема, но их огромное количество рассредоточено и разделено на множество фракций. Свободные минматарцы жизнерадостны, изобретательны и трудолюбивы. Хотя Республика Минматар является официальным государством, только четверть всех живущих в настоящее время минматар являются ее частью. Почти треть остается порабощенной Амаррской Империей, а значительная часть проживает в Галлентской Федерации, создавая мощный политический блок, который в немалой степени способствует постоянному состоянию напряженности между Галленте и Амарром. Остальные, не являющиеся гражданами какого-либо государства, рассеяны по всему Кластеру. Кто-то зарабатывает как честный человек, кто-то как не совсем честный. Стоит отметить, что многими крупными преступными группировками в Новом Эдеме руководят минматары.
Государство Калдари
Государство Калдари — авторитарная милитаристская нация, основанная на принципах долга, верности, личной эффективности и упорного труда. Хотя это государство и не такое большое, как Галленитская Федерация или Амаррская Империя, оно по-прежнему пользуется уважением и вызывает восхищение.
Его экономика в основе своей устойчива, а вооруженные силы, несмотря на меньшие размеры, не уступают вооруженным силам любой другой империи благодаря флоту, оснащенному передовыми технологиями.
Основанное на корпоративном капитализме, Государство Калдари управляется группой из восьми мегакорпораций, которые делят пространство между собой, контролируя почти каждый аспект жизни общества. Каждая корпорация состоит из тысяч небольших компаний, от промышленных до юридических фирм. Вся недвижимость находится в собственности компаний, которые затем сдают ее гражданам. Правительством и полицией также занимаются независимые компании, финансируемые каждой из мегакорпораций.
До основания государства калдари не были единым целым. Как и их соседи, галлениты, они состояли из представителей разных рас на разных континентах Калдари Прайм, хотя основная часть населения проживала на континенте Тикиона. Тикиона была объединена между 17453 и 20988 годами нашей эры под властью империи Раата, при этом существующие в то время этнические группы были организованы в политические образования.
Термин Калдари был придуман после первого контакта с Галленте в 22517 году как планетарный идентификатор, используемый для отличия рас их родного мира от рас их новых партнеров. К этому моменту каждая раса Калдари была организована в отдельную полноценную нацию на Калдари Прайм с минимальным межэтническим смешением. Границы между этими этническими группами были глубокими, не только во внешности, но и в культурном плане, поскольку понятие нации калдари сильно отличалось от определения галленте, последнее из которых, как правило, строилось вокруг идеологии, а не расы или культуры.
Даже когда мегакорпорации тайно колонизировали регионы космоса от имени своих господствующих наций, калдари продолжали идентифицировать себя по своей первоначальной этнической принадлежности. Эта практика продолжалась после основания федерации, и только после отделения Калдари в 23154 году нашей эры ситуация изменилась. Когда Группа Главы Исполнительной власти узурпировала контроль над родным миром у коренных народов, все, кто поддержал отделение, были захвачены последующими социальными потрясениями.
Сообщество Триглав
Несколько лет назад в пространство Нового Эдема вторглись таинственные пришельцы. Позже выяснилось, что Сообщество Триглав были потомками терранов, которые ушли в бездну мертвого пространства во времена Второй Империи Джови, спасаясь от агрессоров.
Цивилизация Триглава очевидно владеет принципами взаимодействия с пространством и временем, а также биоадаптивными технологиями, позволяющими выживать в переменчивых условиях бездны.
Названия из кораблей, фракций и прочее заимствованы из дохристианской славянской мифологии, что позволяет предположить, что эта ветвь терранов имеет свои корни в этой этнической общине.
Вот такая вот история. Как человек, который прочитал массу фантастической литературы, могу сказать, что сеттинг EVE Online сильно недооценен. Впрочем, свои соображения относительно этого я изложу в отдельном видео.