CCP — это не только EVE Online. Начиная с середины нулевых компания начинала несколько проектов, которые должны были повторить успех ММО.
В 2006 был анонсирован проект World of Darkness, ММО в сеттинге популярной Vampire: The Masquerade. Спустя восемь лет проект закрыли из-за того, что ресурсы студии часто перераспределялись в сторону флагманской ММО, и окончательный результат оказался не таким, как ожидали.
Dust 514 был первой попыткой создать онлайновый командный шутер на основе сеттинга EVE Online. Игроки должны были принимать участие в боях на планетах. Проект стартовал в 2013, но через три года серверы закрыли. Главной причиной считается то, что игра была эксклюзивом для PlayStation 3, которая к тому времени уже устаревала. Параллельно с ним развивался Project Legion, ориентированный уже на PC (анонсирован в 2014, позже свернут). ССР решила переиграть тему и запустила MMOFPS Project Nova, уже для платформы PC, но проект также был закрыт. Такая же судьба постигла и EVE Valkyrie. Серверы космического симулятора были доступны в период с 2016 по 2022 год.
Впрочем, были и успешные релизы. Скажем, мобильная версия EVE — EVE Echoes — стартовала в 2020 и до сих пор неплохо себя чувствует. Совсем недавно, в 2023, вышла мобильная стратегия EVE Galaxy Conquest. ССР не оставляет попыток создать MMOFPS, и следующая попытка называется EVE Vanguard. Уже было несколько открытых бета-тестов, и как там дела пойдут дальше, посмотрим дальше.
И вот EVE Frontier. Проект находится на стадии закрытой альфы, и только в апреле 2025 года с него частично сняли NDA. Типа говорить уже можно, но показывать геймплей пока низзя. Около месяца назад ССР организовала стрим, на котором были освещены некоторые интересные подробности о проекте. В стриме принимали участие менеджер сообщества Jötunn, продакт-менеджер Overload и директор проекта Goodfella. Откровенно говоря, у меня этот стрим вызвал больше вопросов, чем я получил ответов.
Начнем с того, что разработка Frontier находится на ранней стадии альфа-разработки, а значит, многие его аспекты активно формируются и могут измениться. Участники отметили, что текущее состояние отражает видение команды и наработки, которые постоянно эволюционируют. Благодаря программе раннего доступа (Founder Access), игроки не просто наблюдают, но и активно участвуют в процессе, предоставляя ценные отзывы, влияя на разработку и получая представление о долгосрочных планах. Вот тут хочется задать первый вопрос. Если игроки помогают вам делать продукт лучше, то зачем ССР продает наборы — причем по цене полноценных игр — а не поощряет участников альфа-теста? Ну ладно, будем считать, что мы помогли проекту стать ближе к дате релиза, поехали дальше.
Участники рассказали, что существует несколько веских причин для создания Frontier.
Во-первых, сама вселенная EVE за более чем 20 лет накопила колоссальный объем лора, историй и персонажей, представляя собой благодатную почву для нового сеттинга. Во-вторых, существует явный запрос от бывших и потенциальных игроков на свежий старт – возможность начать с чистого листа в новом сеттинге, с иными правилами. Frontier стремится удовлетворить эту потребность. В-третьих, для разработчиков это уникальный технологический и творческий вызов: использовать знакомый движок Carbon Engine для создания игры, которая будет ощущаться совершенно иначе, чем EVE Online. В-четвертых, современные технологии, в частности блокчейн, открывают двери для реализации новаторских подходов, особенно в сфере разработки контента сторонними создателями (third-party developers) на невиданном ранее уровне. Наконец, Frontier служит полигоном для экспериментов с движком, экономикой, интеграцией внешних разработчиков и созданием более мрачной, суровой атмосферы – экспериментов, которые сложно или невозможно провести в рамках устоявшейся EVE Online.
Ключевая концепция EVE Frontier строится на резком контрасте с EVE Online. Если EVE Online – это грандиозная космическая опера, гимн величию империй, запутанным интригам и громкой славе, Frontier – это полная противоположность. Если EVE Online — это блистательный рыцарский турнир, то Frontier — это бой без правил в грязи. Это темная, выжженная космическая пустошь, суровый и жестокий мир, где само окружение не просто враждебно, а активно стремится уничтожить игрока. Выживание здесь требует постоянной борьбы за ресурсы и жизнь. Если приводить сравнение к городам, то EVE Online — это Рим в дни его славы, а Frontier — это такой себе Нью-Йорк, как в “Бандах Нью-Йорка”. Если сравнивать со странами, то EVE — это Европа с ее тысячелетней историей войн, дипломатических союзов и всего такого. Frontier — это Австралия, где все, [что] движется, хочет тебя сожрать. Frontier – это место, возведенное на руинах давно погибших цивилизаций.
Жанрово EVE Frontier определяется как массово многопользовательская онлайн-игра про космические корабли в жанре survival horror с элементами RPG и возможностью глубокого модифицирования. Элемент survival horror — это про уязвимость игрока во враждебной вселенной и постоянную борьбу за выживание против опасностей вселенной и других игроков. Сам космос представлен как жуткое, пугающее место. RPG-элементы связаны с развитием персонажа и его ролью в построении мира. Модифицируемость же, основанная на блокчейн-технологии, позволит игрокам программировать и изменять поведение внутриигровых структур.
Технологической основой этой модифицируемости служит Ethereum L2, который позволит разблокировать потенциал разработки сторонними производителями. Это предоставляет игрокам и строителям беспрецедентную свободу: они смогут программировать, модифицировать и обновлять в реальном времени характеристики и поведение внутриигровых систем и структур, таких как «умные» звездные врата, хранилища или турели. Возможности простираются от установки платы за проход через собственные врата (с возможностью дифференциации для разных групп) до блокировки доступа конкретным игрокам или активации защитных систем.
Игроки смогут даже привязывать внутриигровые цены к внешним данным. Креативность сообщества уже проявляется: например, была создана система, где «платой» за проход через врата стал труп конкретного враждебного игрока, превратив его в своеобразную валюту и цель для охотников за головами. Для стимулирования таких идей регулярно проводятся хакатоны (онлайн и оффлайн), где игроки, даже без глубоких знаний программирования, экспериментируют с технологиями, создавая новые механики и инструменты. Внедрение технологии Proof of Object Data (PoOD) позволит криптографически доказывать совершение определенных действий, открывая еще больше возможностей. В основе всего этого лежит идея децентрализации и свободы: игроки смогут создавать собственные рынки, валюты, системы управления, устанавливать свои правила в подконтрольных им секторах космоса. Даже разработчики не будут иметь полного контроля над всем создаваемым игроками контентом.
Геймплей EVE Frontier строится на принципиально иных основах, чем в EVE Online. Ключевое понятие – «динамичный геймплей», означающий, что информация не предоставляется по умолчанию. Ее нужно активно добывать с помощью сканеров, разведки и других инструментов. Привычной обзорной панели (Overview) здесь нет; вместо нее используется система наложений (overlays) на основной вид. Это создает информационную асимметрию: то, что вы не видите или не можете обнаружить, для вас не существует.
Такая механика открывает широкие возможности для тактических маневров, засад и скрытного передвижения, основанных на неполноте данных у противника. Важнейшую роль играет окклюзия (Occlusion): физические объекты, будь то астероиды, обломки кораблей или гигантские мегаструктуры, блокируют не только линию видимости, но и сенсоры, а также огонь оружия. Позиционирование становится критически важным элементом боя и выживания. Основой жизнеобеспечения в этом суровом мире является сырая материя (Crude Matter) – загадочное вещество, добываемое из сырых разломов (crude rifts). Она перерабатывается в топливо, необходимое для движения корабля, работы его модулей и совершения прыжков. Примечательно, что каждый корабль в Frontier оснащен собственным прыжковым двигателем, что жизненно важно для навигации, поскольку лишь малая часть из более чем 22 000 звездных систем соединена стационарными вратами.
В будущем планируется сделать распределение сырой материи динамической системой, зависящей от действий игроков и глобальных событий во вселенной, подобно погодным условиям. Логика этой системы будет закреплена на блокчейне, но ее поведение будет сложным для точного прогнозирования, что превратит поиск ресурсов в настоящее искусство, требующее навыков, интуиции и удачи. Динамику игрового процесса также подчеркивает уменьшенная частота тиков (Tick Rate) – 0.25 секунды, что делает управление кораблем и бой более плавными и отзывчивыми. Дополняет это режим фокусировки (Focus Mode) — прототип механики для более точного пилотирования, особенно полезный* при маневрировании вблизи сложных объектов.
Глубокое погружение в мир Frontier невозможно без строительства баз, которое является ключевым элементом выживания. Игрокам предстоит не просто использовать руины старого мира, а возводить собственные базы и инфраструктуру с нуля. Концептуально процесс начинается с выбора подходящей локации (учитывая ресурсы, безопасность, торговые пути), затем следует размещение базовых модулей – переработчиков руды, контейнеров, сетевых узлов для связи построек. Активность базы привлекает диких дронов, которые реагируют на потребление топлива, что немедленно ставит вопрос об огневой защите. Дальнейшее развитие включает размещение принтеров для производства предметов и кораблей, поиск ресурсов, включая взлом древних хранилищ, строительство ангаров.
Со временем база может обзавестись депо дронов с возможностью их перепрограммирования для автоматизации логистики, а также мощными защитными сооружениями (физические щиты, ракетные батареи) для отражения атак или даже для организации рейдов на враждебные структуры. Планируется большое разнообразие построек: производственные, оборонительные, логистические и даже «культурные» (знаки, баннеры, голограммы), а также системы ремонта и клонирования. Многие из этих структур будут «умными» сборками (Smart Assemblies) – их характеристики и поведение можно будет настраивать через блокчейн, позволяя игрокам создавать уникальные и сложные системы.
Окружающий мир Frontier населен не только другими игроками, но и уникальной фауной – дикими дронами (Feral Drones). Это не живые существа, а машины, оставшиеся от давно погибших цивилизаций. Их изначальные программы со временем мутировали в процессе «ферализации», превратив их в непредсказуемых, квази-разумных существ, представляющих основную NPC-угрозу. Ярким примером служит Дикий Мунитор (Feral Munitor) – гигантский дрон-титан старого мира, способный добывать ресурсы с целых лун. Столкновения игроков с этими колоссами привели к масштабным сражениям, неожиданным реакциям дрона (например, резкое усиление его добывающих лазеров в ответ на атаку). Другие фракции игроков защищали Мунитора как божество. Недавняя осада силами альянса Rooks and Kings при тактической поддержке клана Man Blood заставила одного из этих титанов отступить.
Дополняют картину мира гигантские мегаструктуры – наследие древних цивилизаций. Эти колоссальные сооружения служат не только впечатляющим фоном, но и важным элементом геймплея, создавая идеальные условия для использования механики окклюзии – игроки могут прятаться за их элементами, устраивать засады и вести тактический бой, используя геометрию пространства.
Техническое и визуальное совершенствование также стоит в центре внимания. Концепция механики кораблей предполагает высокую модульность: установка различных модулей будет не только изменять характеристики корабля, но и заметно влиять на его внешний вид. Разработчики уделяют большое внимание визуальной точности, используя новые инструменты для повышения детализации моделей кораблей и окружения, стремясь достичь уровня качества, демонстрируемого на рендерах в Unreal Engine. Немаловажную роль в создании атмосферы играет и звуковое оформление, которое описывается как исключительно качественное и важное для погружения.
В конечном счете, концепция EVE Frontier – это создание игровой вселенной, в которой многое будет определяться решениями игроков. Повторите ли вы путь погибших цивилизаций, пытаясь исправить их ошибки, или проложите совершенно новый, неизведанный курс? Учиться на уроках истории или безрассудно броситься в бездну, полагаясь лишь на собственную смекалку и силу? Последствия любого выбора – будь то богатство, власть, смерть или отчаяние – будут полностью принадлежать игрокам.
Собственно, здесь заканчивается то, что было на стриме. Из того, что я вынес из этих почти полутора часов, — это экспериментальный проект в знакомом, но совершенно новом сеттинге, который будет сильно завязан на технологии блокчейна и будет давать серьезные инструменты для моддинга.
Один момент в этой презентации меня смутил. Первое — это существование некоего запроса на свежий старт от тех, кто ушел из EVE Online, и тех, кто в нее не играл. Хотелось бы понять, откуда это, особенно в свете того, что EVE Online и так одна из самых жестких ММО на сегодняшний день. EVE Frontier выглядит еще жестче. Да, тот же жанр соулзлайков пользуется большой популярностью, есть те, кто любят превозмогать из последних сил. Но, зная ССР и имея опыт EVE Online больше четырех лет, предположу, что здесь будут бить еще больнее.
Впрочем, о перспективах говорить пока рано, потому как, по сути, в апреле 2025 года была представлена концепция игры, которая* на данный момент находится в стадии закрытой альфы. Мои личные впечатления пока положительные, и поэтому я буду публиковать новости о EVE Frontier регулярно.