Journey’s End. Конец пути. Думаю, что те, кто играл кастерами в классике и WotLK, помнят, что так назывался посох, который падал с финального босса Наксрамаса, Кел’Тузада. Этот выпуск “Дневника игрока в WoW” назван так, потому что он последний в этой серии, которую я начал в 2019 году. Впрочем, перед тем как перейти к завершающей части, — немного о тех патчах актуальной версии, в которых я еще активно играл.
Патч 8.1 «Приливы мести» 11 декабря 2018 года
Патч 8.1, вышедший в начале декабря, не был прорывным, но был достаточно плотным в плане контента. С 8.1 начался второй PvE-сезон, главным гвоздем которого был рейд. Битва за Дазар’алор была рейдом среднего размера — восемь боссов, — но имела интересную структуру и сюжет. По сюжету часть боссов игроки должны были проходить в обликах рас противоположной фракции. Получилось довольно забавно, да и механики боссов не подкачали.
Награды в «плюсах» (мифик+ подземелья на 5 человек) получили апгрейды. В продолжение сюжета о противостоянии Орды и Альянса открылся новый фронт на Темных Берегах. Для дворфов и эльфов крови открылись цепочки на получение наследных доспехов. Два новых острова стали целями морских экспедиций, а сама механика этого контента претерпела некоторые изменения к лучшему. И да, теперь бесполезную для игрока азеритовую броню можно было разобрать и получать валюту, за которую можно было купить нечто полезное. Военная кампания для обоих фракций получила свое продолжение.
По ходу выполнения заданий, связанных с новым фронтом, игроки Альянса узнали, как Тиранда превратилась в Темную Воительницу. Градус противостояния накалялся. Казалось, что вот-вот Тиранда настигнет Сильвану и воздаст ей по заслугам, тогда ведь еще никто не знал, что она имба и ей все нипочем.
Несмотря на все это, кардинально 8.1 ничего не изменил. Да, кое-что подрехтовали, кое-где подмазали, но уже тогда стало ясно, что основные новшества дополнения уже вряд ли выстрелят.
Патч 8.1.5 12 марта 2019 года
Этот патч был относительно небольшим. Из самых, пожалуй, заметных новшеств было следующее:
- рейд Горнило Штормов с двумя боссами; хоть боссов и было мало, но проходными их вряд ли можно было назвать;
- фракции получили по новой союзной расе. Орда — зандаларов, а Альянс — кул-тирасцев;
- стали доступны новые главы военной кампании;
- охотникам стала доступна квестовая цепочка, которая позволяла приручить Хати, которая до этого, в дополнении Legion, была “артефактом”;
- «Бойцовская гильдия» снова открылась;
- подземелья WoD стали доступны в режиме “путешествий во времени”;
Для меня выход патча 8.1.5 стал тем моментом, когда я понял, что Battle for Azeroth явно не удался и что ждать каких-то откровений уже не стоит. Больше всего расстраивал сюжет, который развивался, развивался… кажется, он никак особо не развивался, сценаристы Blizzard продолжали городить огород, что-то начиная и толком ничего не завершая. Кто говорил с Вол’джином? Поднимет ли Варок восстание? Что предпримет Тиранда? Что, наконец, происходит с титаншей Азерот? Вопросов было больше, чем ответов, и это порядком напрягало. К этому прибавилось еще и то, что в плане механик игра мало чем реально радовала, а крафт и игра на аукционе стали откровенно скучными.
В конце марта наша гильдия запобедила леди Джайну Праудмур, и я отменил подписку до выхода патча 8.2, переключившись на оффлайновые синглы. Весной 2019 я начал писать фантастический роман “Линия прибоя” и под это дело стал строить в игре Cities:Skylines мегаполис, в котором действие этого романа происходило. В первой половине 2019 я проводил больше времени в C:S, чем в WoW.
Я все еще надеялся, что 8.2 станет прорывом и сделает из игры то, чем она должна была быть на релизе. Более того, в патче 8.2 должен был выйти Надзжатар, столица наг, локация, которую я ждал с 2009 года. То, что по итогу разработчики выкатили, меня расстроило до невозможности. Ни в плане дизайна, ни в отношении контента ничего интересного я не увидел.
Азшару, последнего босса рейда Вечный Дворец, в героике я так и не убил. Я довольно долгое время считал контент «закрытым» именно после победы на ластом актуального рейда. Например, в 2015 я уже активно играл в EVE Online, но при этом ходил в рейды до закрытия героика Цитадели Адского Пламени. После того, как я закрыл героик ЦАП, я отменил подписку на WoW почти на год. Да, так вот, с 8.2 было совсем печально. В Мехагоне не был ни разу. Полеты в BfA тоже не получил, потому как качать репу у двух фракций до почтения было как-то не ок. Стало понятно, что надо делать перерыв. Хорошей альтернативой был перезапуск классических серверов. Впечатления от стресс-теста официальной классики остались самые положительные, а старые камрады по КомКону решили пересобрать гильдию на сервере Хроми. Так что ночь релиза прошла в большой и веселой компании, а последующие два с половиной месяца я бодро гонял по нетронутому Катаклизмом Азероту. Качая очередного клона Деквена, я думал, что вот погоняю с годик в классику, похожу в рейды, а там закончится BfA и тогда я вкачусь обратно в актуальную версию.
Конец пути
Эти планы были разбиты в тот момент, когда Сильвана порвала Шлем Господства и небеса Азерота треснули, открывая путь в Темные Земли. Я с удивлением слушал восторженные крики зрителей Blizzcon’a, а сам думал, что это уже не мой WoW. Как человек, выросший на книгах и фильмах, я всегда ценил сюжет, героев и сеттинг мира. Да, сеттинг WoW — это далеко не Толкиен со своим Средиземьем, но Warcraft был интересной фентезийной вселенной с запоминающимися героями и интересными сюжетными поворотами. Три тома “Хроник” привели в порядок этот мир, органично добавив в него новые элементы, которые давали интересную перспективу сюжетам игры. Вкупе с отличным геймплеем, оригинальным дизайном мира и запоминающейся музыкой WoW был для меня игрой номер один.
Но папа Крис решил уйти на пенсию, и на смену ему пришел фанбой Сильванны Стив Денузер, который, кажется, только и думал о том, как бы сделать любимую героиню еще мощнее. Только-только отремонтированный в “Хрониках” лор был жестоко отретконен, и Сильванна превратилась в практически богоподобное существо, которой море по колено. А сама концепция Темных Земель была шита белыми нитками. Простите, ну как так, это же загробный мир, но при этом наши персонажи все-таки там умирают. Короче говоря, Blizzcon-2019 года произвел настолько удручающее впечатление, что я забросил даже классику. Пару недель я утешался стрельбой по монстрам в Destiny 2, а потом переключился на серию Assassin’s Creed и другие оффлайновые синглы.
Наверное, здесь у давних подписчиков блога и канала возникнет вопрос. “Дек, ну ты же продолжал играть в WoW, у тебя и видео на эту тему есть, почему же видео называется “Конец пути”?”. Да, продолжал. Летом 2020 я вернулся в классику, чтобы принять участие в Ан’Киражском ивенте. В июне 2021 я стоял у Темного Портала и врывался в Запределье в числе первых, а осенью 2022 был на пирсе Штормграда в ожидании первого корабля в Нордскол. Я даже купил Dragonflight и прокачался до левелкапа. Но тем не менее, “конец пути”.
“Бывших воверов не бывает”. Эта старая поговорка, не раз и не два подтвержденная на личном опыте друзей. Я начал играть в WoW весной 2008 года, и до осени 2019 эта игра была главной моей игрой. Да, были длительные перерывы, но я возвращался, чтобы еще несколько лет подряд играть. Шутка ли дело, я даже компьютер за эти годы модернизировал всего два раза, потому как не было необходимости, WoW всегда был нетребователен к железу. Но именно осенью 2019 я понял, что путешествие закончилось. Та история, которую предлагали мне новые лороделы, меня не цепляла, а геймплей приелся. В коллекции маунтов было несколько десятков редких, включая спектрального тигра, Затерянного во времени протодракона, морскую черепаху, дитя Цзи-Кунь и других ездовых животных с шансом дропа около процента. В охотничьих стойлах были все рарники Нордскола и Катаклизма. Три с половиной миллиона золотых было уже некуда девать, и в конце концов я спустил два с половиной на жетоны. Короче говоря, коллекционирование уже не цепляло. Да и по большому счету я перепробовал в этой игре все, даже успел побывать гильдмастером гильдии, в которой было семь рейдовых статиков. Я играл и за Альянс, и за Орду, на евросерверах и ру-вкладке, в ролевых, казуальных и хардкорных гильдиях. К тому же оказалось, что за десять лет путешествий по Азероту я пропустил массу интересных сингловых проектов, и они вызывали гораздо больше интереса, чем фарм очередного набора пикселей или танцев вокруг очередного рейдового босса.
Короткий заход в Dragonflight только подтвердил это. Это был уже не мой WoW, что-то неуловимое ушло, и каждый раз бывая в Старом Мире, Калимдоре или Восточных Королевствах, я понимал, что это уже прошлое.
Буду ли я играть в WoW дальше? Да, буду, но это уже не будет месяцами или годами. Так, заскочить на пару недель, полетать, побегать, поделать квесты. На классике закончилась эпоха WotLK, и Азерот снова покорежило Катаклизмом. Я оплатил подписку и собираюсь посмотреть на ивент и, может, по старой памяти, поиграть на рынке. Судя по опубликованным планам, это дополнение будет самым коротким — перезапуск Mists of Pandaria запланирован на начало 2025 года, и если жизненные обстоятельства позволят, туда я точно вкачусь на месяц-полтора.
Не знаю, может быть, The War Within исправит дело, и я залипну надолго. Все-таки Крис Метцен вернулся, а Стив Денузер тихо ушел с поста главного лородела. Сюжет, пропетляв по Темным Землям и Драконьим Островам, вернулся к мечу, торчащему в Силитусе, что дает надежду на продолжение той истории, которая была начата в Legion’e. Загадывать не буду, посмотрим.
Собственно, на этом все. Серия “Дневник игрока в WoW” завершена. Спасибо всем тем, кто смотрел, и особое спасибо — всем тем, с кем я играл в WoW. Все-таки ММО — это не только про геймплей, но и про людей, с которыми ты играешь. Так что “За Альянс!” и, конечно, “За Орду!”