Где-то в мае, кряхтя от груза плохих новостей, Прист забрался на кафедру и сказал друзьям-барыгам: «Джентельмены, железо остыло и ковать больше нечего. Доходы падают. Нет смысла париться за прибыль в 25-30 штук в неделю. Рынок ложится. Ляжем и мы до «Катаклизма».
Да, патч 3.3.3 подорвал доходность ряда отраслей и наверное для тех, у кого наступил голдкап на пяти торговых альтах испытывают скуку или внимательно изучают информацию по бете, чтобы понять чем нужно сейчас затариться по дешевке, чтобы потом продать с хорошим наваром. Но для нас, барыг начинающих и 5к золотых в неделю деньги, посему продолжаем осваивать трудное искусство делать деньги из воздуха. Так что продолжаем тему, начатую в первой части этого небольшого гайда.
В этом постинге я хотел бы поделиться своими соображениями относительно того как определиться с тем что производить и продавать. Для начала немного о том какие категории товаров есть на рынке Азерота. Я бы выделил следующие критерии для классификации:
— принадлежность к контенту
— Старый Мир;
- Запределье;
— Нордскол;
— функция в технологической цепочке
— сырье;
- запчасть / деталь;
- окончательный продукт;
— рентабельность производства, которая определяется из себестоимости, отпускной цены и налогообложения
— доступность, которая может быть высокой, средней и низкой; хочу обратить внимание, что речь идет не только о реагентах, но и рецептах, которые надо выучить;
— потребительский спрос, чаще всего обусловленный тем, для чего используется товар:
— сырье и запчасти для прокачки;
— сырье и запчасти для изготовления актуальных товаров;
- расходные материалы для эндгейма (рейдинг и PvP);
- предметы роскоши;
Конечно, данная классификация не может считаться полной, в ней я сознательно не коснулся такого сегмента как BoE-эпики ли товары для PvP-твинков, но тем не менее с ее помощью вполне реально оценить сегмент рынка и, главное, понять как на нем работать. Приведу несколько примеров.
Пример №1. Саронитовая руда. Нордскольское сырье, которое используется для изготовления огромного количества предметов и полуфабрикатов. Доступность высокая, что, естественно обуславливает большое предложение на рынке и, как следствие, низкую цену и высокую конкуренцию. На «Гордунни» стак руды сейчас стоит 12-14 золотых. Если вы решите зарабатывать в этом сегменте, то настройтесь на нудный фарм в условиях высокой конкуренции и низкую рентабельность. Конечно, вы сможете заработать, но сколько и главное, как много времени у вас на это уйдет?
Пример №2. Изначальная мощь. Запредельский реагент, который играет ключевую роль в прокачке алхимии. С его помощью получают специализацию трансмутера. Изготавливается из изначальных воды, маны, воздуха, земли и огня. Суммарная стоиомость реагентов, если покупать их на рынке, составляет примерно 100-120 золотых на Гордунни, отпускная цена — 140-150. При этом не стоит забывать, что если ваш алхимик является трансмутером, то при изготовлении есть шанс прока, то есть высокая возможность получить еще 1-2 куска мощи в подарок. Спрос высокий (товар улетает в пределах 24 часов), но при этом на нем работает не так много торговцев. На этом рынке имеет смысл работать, а если у вас есть инженер, который может фармить изначальный воздух в Награнде, то вообще отлично. За 15-20 минут можно набрать 3-4 изначальных воздуха, поскольку в этой локации практически никого нет. То есть фарм тоже может быть высокорентабельным.
Пример №3. Стрелы с ледяным наконечником. Расходный материал для рейдинга. Большинство хантеров сейчас бегают с луками, поскольку близы почему-то решили поместить в лут-таблицу ЦЛК всего одно хантеровское ружье, которое падает с Ланатели (до которой пуги доходят редко). Куда проще получить какой-то из луков со второго босса. Предложение большое, игроков много, но при этом — очень высокий спрос и весьма высокая рентабельность. На этом рынке имеет смысл работать.
Пример №4. Механическая жаба. Предмет роскоши для коллекционеров, которые озабочены ачивом на петов. Рецепт достаточно редкий, поэтому конкуренция невысокая. Себестоимость реагентов — копеечная, отпускная цена высокая. Если сможете добыть этот рецепт, то небольшой, но стабильный заработок вам гарантирован.
Думаю, что подход понятен. При выборе того чем торговать я бы обязательно выбрал какой-либо из товаров/реагентов или сырья из Старого Мира и Запределья. В этих сегментах работают не многие, но они все еще вполне прибыльны. Также стоит обратить внимание и на реагенты, которые используются для прокачки профессий. Например, цитрин, который используется во многих низкоуровневых рецептах ювелирного дела. Также не стоит забывать и об актуальных товарах для нынешнего контента. Уверен, при всем том, что барыг здесь больше чем в других сегментах, все же найти свою нишу можно.
При определении собственной товарной линейки стоит учитывать еще и следующий фактор — ее длину. На мой взгляд оптимальная длина линейки — 15-20 позиций, разнесенных по 2-4 профессиям. Конечно, при определенных навыках и адд-онах можно охватывать и большую площадь рынка, но смотрите на то, сколько времени вы на это тратите. Можно вообще остановиться на 4-5 высокорентабельных предметах и делать деньги только на них. Пример с изначальной мощью я уже приводил. Только с этого предмета можно иметь 250-300 золотых за 10-15 минут с учетом фарма изначального воздуха. Я знаю инженера на Гордунни, который, судя по всему сидит только на кориевых силовых ядрах, скупая кориевую руду и изначальный огонь.
Если вы уже обладаете достаточными средствами, то советую производить товар большими партиями. Не стоит покупать реагенты для изготовления одного-двух предметов. В идеальном варианте реагенты должны покупаться по дешевке и складироваться до поры. Потом, расчехляете своего крафтера и за одну сессию изготовляете большую партию товара, которую опять же, не всегда нужно вываливать на рынок всю (почему — об этом в следующем номере). Обычно так я делаю инженерских петов своим мейном. Запускаю станок и за полчаса клепю полтора десятка Дымков, ходячих бомб и механических жаб.
Еще один момент, который хотелось бы обсудить с читателями. «Катаклизм» это две новые расы, новые сочетания раса-класс и, как надеяться близы — новые игроки. В общем-то и главная цель близов на этом этапе реанимировать старый контент 1-60, поэтому количество низко и среднеуровневых персонажей увеличиться. Что это значит для аукциона? Думаю, что скорее всего будет серьезный рост предложения по реагентам нового Старого Мира и опять же спрос на них, поскольку народ будет прокачивать профессии альтам. И скорее всего повыситься спрос на энчанты и камушки для персонажей уровня 1-60 по тем же причинам. Впрочем, на вовкоме советуют заняться фармом и продажей «катаклизмических» реагентов поскольку многие хайлевелы будут прокачивать свои навыки и за ценой не постоят.
P.S. Да и еще — крафтовые альты в Катаклизме должны быть не ниже 75-го уровня, поскольку только в этом случае они смогут повысить потолок своего навыка до 525.
Руда, ткань и трава 1-250. То чем можно запастись уже сейчас.
Да, реагенты будут улетать хорошо я думаю, хотя имхо запасатся ещё рано.
Кстати, имеет смысл выучить старые рецепты со специализаций и.т.д — вполне возможно этих рецептов в Катаклизме не будет, и кто его знает, может получится загнать скрафтченные вещи каким ни будь сумасшедшим коллекционерам :Р.
Насчет реагентов я пока еще сомневаюсь. Хотя создать пару мулов (или даже банковскую гильдию) и забить их можно. Цены все равно копеечные. Но мне кажется, что в мысли Глазеры есть рациональное зерно. С одной стороны старые рецепты могут пропасть из Катаклизма. С другой — большое количество альтов это наверняка рост спроса на энчанты Старого Мира.
В общем ситуация интересная.
да механические жабы не плохо себя окупают) даже скупил пару рецептов что-бы конкурентов не плодить)
Со старыми реагентами ситуация, конечно, интересная. Будут качаться новые профы, но и самих этих реагентов с выходом Катаклизма станет больше. Я пока не планирую закупаться руду/траву/ткань, а вот реги на твинко-чанты уже запасаю
«крафтовые альты в Катаклизме должны быть не ниже 75-го уровня,»
Это потеря потерь, прокачивать 2х крафтеров на 20 уровней тт
2 Qdesnik. Не понял, почему на 20? И почему потеря потерь?