Данный материал был прислан одним из читателей блога, который решил поделиться своим опытом прохождения рейдового инстанса Наксрамас (в просторечии — Накс). Материал касается выполнения одной из важных ролей в рейде – танкования. Материал описывает танкование паладином (специализация — протопаладин). Поскольку я не имею опыта игры танком, данный материал дается практически без изменений (разве что с некоторыми стилистическими правками). Комментарии и корректировки, если таковые есть – приветствуются. Текст написан для игроков 80-го уровня и на языке 80-го уровня. Если у вас есть сложности в понимании внутриигрового сленга, вы можете посмотреть краткий словарь.
Автор материала — Ветсер с сервера Король-Лич, играет за Альянс, недавно присоединился к гильдии «Орден Праведного Клинка». До этого состоял в гильдиях «Лориэн» и «Дом Льда и Пламени» (обе – rip, в смысле не уже не существуют).
Еще одно. Если у вас есть материалы, которыми вы хотели бы поделиться – не стесняйтесь, пишите на datadigger@ukr.net . Для полезных и оригинальных материалов мне места не жалко.
Танкование в Наксе
Рассмотрим всех рейдовых боссов и, что против них может предпринять танк.
Следует сказать, что я не буду расписывать тактику для всего рейда. Я пройдусь по пунктам, которые важны (а иногда критичны) для танка. Также хочу отметить, что я буду рассматривать в основном действия за танка протопаладина (сам им играю и лучше всего с ним знаком).
В общих чертах хочется сказать, что Накс очень комфортный рейд для танка-паладина. 85% монстров нежить, поэтому можно использовать «Гнев Небес» и все заклинания «Экзорцизм».
Квартал Мерзости
Лоскутик
Бой в целом хилерский, чем танковский. Требования к танкам – быть в числе первых трёх по агро-списку и не накладывать на хилеров дополнительную нагрузку – желательно, чтобы как можно больше ударов летело в парирование-уклонение-промах. Примерный суммарный шанс этих трёх явлений должен составлять от 30%. Также танк должен беречь «шилд ворд» (понижение всего входящего урона на 50%) на последние 10 секунд боя, ибо на 5% ХП Лоскутик впадает в мини-энрейдж.
Для помощи в получении ачивки протопаладин может заюзать «Крылья» в начале боя.
Опыт из практики: очень много зависит от дамагеров. Когда мы первый раз пошли в Накс Лоскутик стал нам костью в горле – наши дамагеры выдавали очень маленький урон. Доходило до того, что у Лоскутика оставалось буквально 70-80к здоровья и потом вайпил рейд. В удержании агро проблем не должно быть никаких (для протопала), а если рейдовые роги и ханты ещё и агро переливают – то можно вообще расслабиться. Обычно меня ставили на Лоскутика в роли МТ и ближайший ОТ отставал от меня примерно на 30-40% агро.
Гроббулус
Действия МТ – схватить босса и вести короткими перебежками вдоль стены по (против) часовой стрелки. Я советую действовать так – схватить босса, набирать секунд 10 агро, а потом войти в цикл «использовал абилку – 2 шага назад, использовал абилку – 2 шага и т.д. Больше МТ думать ни о чём не надо – «Ядовитый Укус» на него не сделают.
Действия ОТ – хватать появляющихся слизней и вести за спиной у босса, повторяя маршрут главного танка. Главная проблема – попадание под «Ядовитый Укус» – аккуратно выбежать в свободную зону и скинуть с себя яд. Паладины — не забываем про диспел (диспелить только себя и только когда отбежали на безопасное расстояние).
Глут
В 10-ке волноваться нечего. Если МТ – первым побежать по трубе, спрыгнуть и отвести собаку к стене. Дальше просто танковать до набора критического количества дебафов (у нас обычно 3). ОТ следит за количеством дебафов и вовремя перехватывает. Зомбяков кайтят ханты и маги (желательно специализация фрост).
В 25-ке всё несколько сложней. Третий танк рейда пойдёт ловить зомбяков. Если вы протопал – то скорей всего эта честь выпадет на вас. Сложного нет ничего – кидаем попеременно «Провокацию», «Экзорцизм», «Щит Небес». Желательно встать к одному из 3-х мест, откуда зомбяки лезут, тогда можно будет перехватывать их «лужей». Перед тем как у всех в комнате упадёт хп до 10% — лучше отвести зомбяков подальше от собаки и использовать «гнев небес» (2 секунды стана).
Опыт из практики: если у рейда всё в порядке с дамагом нет ничего страшного, что пара зомбяков доберутся до собаки (хотя рейд-лидер наверняка будет очень недоволен). Также можно попробовать финт ушами в 10-ке – если вы не МТшите в данный момент и на МТ не висит критическое количество дебафов – можно выскочить к зомбякам и использовать «Гнев Небес» (естественно, в тот момент когда они пойдут к собаке и количество их хп уменьшиться до 10%)
Таддиус
Бой простейший и не требует особого умения играть своим классом. Требует внимательности. Всё зависит от договоренности перед боем. Если вы МТ и танчите таддиуса после смерти аддов – следите за расстоянием до группы людей со знаком противоположного дебафа. Для ачивки надо пробегать не сквозь босса — а вокруг него (естественно, надо чтобы пути групп не пересеклись). Опыт из практики: в 10-ке ещё можно некоторое время постоять в неправильном месте, а вот в 25ке сразу убивает из-за ошибки.
Паучий Квартал
Ануб’Рекан
МТ – хватает босса и уводит к противоположней стороне от его первоначального места. ОТ стоит в том месте, где стоял босс и ловит выходящего адда.
Великая вдова Фаерлина
Пул производит ОТ, а потом МТ таунтом снимает босса с ОТ. Если у вас более-менее в порядке с экипировкой – пробуйте ачивку. ОТ держит до конца боя всех аддов (внимание! У аддов всего 120 к хп за время боя можно случайно убить их, поэтому меняем цели).
Опыт из практики: обычно я в этом бою выступаю в роли ОТ. Полезно включить ауру защиты от огня – адды кастуют фаерболлы. Активный дамаг по аддам я произвожу в начале боя – для набора агро, потом использую только «щит небес» -для блокирования их ударов.
Мексна
Требуется один танк. Ничего сложного – схватить босса и просто бить по нему. ОТ, который остался без дела – надо следить за паучками (хотя если аоешеры в рейде не дремлют, то и за ними следить не придётся). Аккуратней с боссом – при <35% — мини энрейдж.
Опыт из практики: в этом бою я тоже обычно выполняю роль ОТ. В этом есть смысл. Когда у босса осталось меньше 35% хп перед броском паутины я бросаю на нашего главного танка «длань жертвенности» (перенаправление 30% урона с него на меня). В паутине хилить и уворачиваться от ударов нельзя, поэтому даже ОЧЕНЬ круто экипированный танк может упасть. А с такой абилкой танк точно не упадёт.
Есть ачив на весь квартал – пройти его за 20 минут. Я считаю его очень полезным, ибо он мобилизует людей и заставляет их быть предельно внимательными (надо было ввести такие ачивы для каждого квартала). В качестве облегчения выполнения могу сказать, что почти все паки мобов после Вдовы можно обойти по стеночке (той у которой жижа ядовитая). Аккуратней с патрулями и тенями.
Чумной Квартал
Нот Чумной
По-хорошему этого босса надо проходить в одного танка. (в 10-ке – ибо он не блинкуется, в 25 не получится). В 10ке танк хватает босса и подводит его к стенке, что по правую руку от входа. На скелетов используется таунт и экзорцизм. Как только босс телепортуется, используется «Гнев Небес».
В 25-ке два танка ловят скелетов (стены по правую руку от входа и та, через которую вход в комнату). МТ танчит босса, причём после блинка использует ТАУНТ для захвата его (босса). Роги и ханты могут помочь с набором агро.
Опыт из практики: в 10-ке мне как-то довелось в одно лицо танчить этого босса (и вообще весь чумной квартал и последних боссов) с 534 защиты. Спасибо хилам – надёжно работали (их у нас в тот момент было 3 в рейде)
Хейган Нечестивый
Бой аналогичный бою с Таддиусом. Две фазы – вождение босса по зонам, и бег всем рейдам по зонам («танец») По хорошему его могут убить только танк и хил. Только делать они это будут ОЧЕНЬ долго (часа 2 примерно). Главная забота танка водить босса во время первой фазы вокруг платформы на расстоянии 30 метров от хилов и рейндж ддшеров, иначе они буду попадать под ауру замедляющую каст заклинаний. Протопаладин может помочь с диспелом болезни.Во время окончания танца и возвращения к первой фазе весь рейд может направиться чуть в сторону от платформы, а танк наоборот к платформе. В этом случае никто кроме танка не получит болезни.
Опыт из практики: помимо общепринятой тактики – «танец» — есть как минимум две. Одна заключается в том, что все кастеры и рейндж дамагеры становтятся в уголок платформ, а танк хватает босса и ставит его в противоположный угол. Вторая тактика – существует точка, в которой можно стоять и не получать урона от пламени (босс танчится прямо на платформе где он стоя, а во время «танца» всем милишники бегут и становятся в эту точку. Наш рейд лидер когда услышал о предложении «на халяву убить» Хейгана долго и упорно ругался. Я поддерживаю его. Не надо искать багов в сражениях с боссом. Если сомневаетесь в позиционировании – разожгите костры в 4х безопасных зонах.
Мерзот
Бой хилерский. Танк хватает босса и ставит спиной к рейду. Всё. Главная задача милишников не допустить смерти споры вблизи танка. Хилеры во время действия мертвецкой ауры, могут помочь с дамагом (но не увлекаясь – чтобы маны хватило)
На ачивку в качестве танка лучше выделить воина или друида (у паладина слишком много массовых агрящих абилок, которые убьют спорину случайно). Весь рейд снимает с панели команд всевозможные аое и просто убивает босса. Роги и ханты помогают с переливом агро.
Опыт из практики: в 25-ке с ачивой мы снесли босса (28,5 миллионов ХП за 6,5 минут. Танчил воин.
Военный квартал
Инструктор Разувий
Обычно в 10-ке аддов контролят через тумбы оба танка. Протопаладин идеально подходит для этого, т.к. он может вызвать рассинхронизацию и не случиться такой момент, что оба адда выйдут из под контроля и босс побежит по рейду.
Действия в 10-ке. Оба танка одновременно берут под контроль две тумбы. Открывается панель управления аддом, на которой 4е кнопки – 4 – мили атака, 5 – костяная стена (снижение входящего дамага на 80% 20 секунд действия, перезарядка 30 секунд) 6 – «Провокация» (приказ атаковать именно этого адда; действует либо до смерти адда либо до того как перехватит босса другой адд). Порядок действия – протопаладин использует абилку под цифрой 5 и тут же 6, босс бъёт адда, по истечении 20 секунд босса забирает адд под контролем другого игрока (снятие происходит абилкой под номером 6, не забыть использовать 5). По истечении 20 секунд снова адд протопаладина хватает босса, держит на себе до истечения 20 секунд. После того как босса сняли с адда, паладин переключает ауру на любую другую и тут же жмёт использовать на тумбу. Это делается для рассинхронизации в спадании контроля с аддов. Далее бой проходит в привычном цикле: адды поочередно держат на себе босса, при потере контроля на адом используется тумба и бой продолжается. В принципе аддов могут контролировать любые участники рейда, но в случаи если это будут делать танкибосс будет получать максимальный урон. Важно не забыть убить аддов после смерти босса.
В 25-ке аддов 4 и их контролят присты. Один танк держит на себе всех свободных (не законтроленных) аддов, остальные на подстраховке тех аддов с которых спадает контроль. Внимаине! После выхода обновлнения 3.1. замечены трудности с мгновенным таунтом аддов. Адды могут побежать по рейду (терпимо) а вместе с ними может побежать босс (очень нетерпимо). В крайнем случае врубайте «Шилд Ворд» и таунте босса на себя, пока присты не разобрались с контролем.
Готик Жнец
Обычно протопаладина посылают на «мёртвую» сторону, ибо ему легче держать нежить на себе. Просто напуливайте на себя мобов. В 25ке обчычно 2 танка идут на мёртвую сторону и 1 на живую, но мы как-то справились и с одним танком на «мёртвой» стороне ). На второй фазе можно включить ауру «Защиты от Тьмы» (хотя по хорошему этим должны занимать другие паладины в рейде).
Всадники
Действия в 10-ке. В 10-ке танки расходятся по углам (нижним). С одним остаются все дамагеры рейда, с другим идёт только один хилер. Если вы встали в левом углу – включите ауру защиты от огня – босс роняет метеорит, который бьет очень больно. После пула агрите всадника и дуржите его до появления 3 меток (дебафов). Важно! Иногда по непонятным причинам метки могут не накладываться на одного из танка (или любого участника рейда), поэтому за количество меток должны следить оба танка. По команде они обмениваются боссами и снова разводят в свои углы. Если вы стояли в правом нижнем углу, то включите ауру защиты от огня. После убийтсва обоих всадников все бегут на верхние углы. Тут важно помнить о двух вещах: правого босса нельзя бить мили атакой (лучше к нему вообще не подходить танкам), левый босс открывает лужи, из которых следует незамедлительно выбегать. Когда вы находитесь рядом с левым верхним боссом, можете включить защиту от магии тьмы.
В 25-ке. Раньше на верхних боссах бегали два хила, после 3.1. урон существенно возрос и туда идут 4 хила и два танка. Тут главное следить, чтобы в радиусе 60 метров от босса всегда был хотя бы один персонаж.
Насчёт достижения ничего сказать не могу, ибо не делал.
Финальные боссы
Сапфирион
Танкуется одним человеком. Хватаем босса, весь рейд отбегает в одну сторону, милишники бьют заднюю ногу, кастеры стреляют по боссу. Танку главное всё время деражть Сапфириона перпендикулярно к рейду (из пасти дыхание ледяное, удар хвостом оглушает). Если есть, можно надеть ледяной сет (главное чтобы не потерять 540 защиты). Но можно прекрасно оттанковать и без ледяного сета. Выбегать из-под близзарада танку не надо. Когда босс взлетает, танк бежит к остальному рейду. Если на пути близзард – надо аккуратно его оббежать (помимо урона, близзард ещё и замедляет, а «длань свободы» не снимает этого замедления). Когда стоите за томбой не надо просто тупо ждать. Помогите своим хилерам: паладины могут полечить кого-нибудь. Другие танки могут перебинтовать себя или другого члена рейда. После исчезновения томб танк бегом бежит на исходную позицию хватать Сапфириона. Протопаладины могут включить ауру защиты от льда (однако, эту ауру должны включать другие паладины рейда).
Для достижения надо чтобы ни у кого не было больше 100 сопротивления льду (соответственно, отрубаем все ауры от льда, снимаем все шмотки на сопротивление льду; оставляем на себе только лапку друида).
Кел’Тузад
Бой из трёх фаз.
На первой фазе танка интересуют поганища (они прекрасно «станятся»).
После короткого монолога, танк готовится схватить Кел-Тузеда. Схватив, его он ставит лицом к трону, спиной к входу в комнату. Далее надо держать первое место по агро, и следить за войд-зонами (красные руны на полу).
Третья фаза. В 10-ке прибегают два паука (примерно на 40% жизни келя). Танк может схватить их на себя и держать вместе с Келом (ханты должны помочь напулить хотя бы одного). С тремя хилами 2 жука и Кель прекрасно танкуются даже в полу фиолетовом-синем шмоте (только ддшеры должны выдавать максимальный урон). После смерти келя жуки убегают. Здесь главное чётко за войд-зонами следить, ибо когда на тебе 2 паука и кель, твоего персонажа почти не видно за ними. На заметку: Кел-Тузед стреляет ледяными стрелами.
В 25-ке пауков будет уже 4. Их на себя берут два других танка и держат чуть в стороне от основного боя. Главное, опять-таки, следить за войд-зонами.
Несколько слов о достижениях.
«Горстка смельчаков». Сложностей возникнуть не должно (правда, на Лоскутике может ДПС хватить в притирку; и на Таддиусе нельзя допустить смерти ни дного человека).
«Неумирающий». Довольно легко делается, если никто не косячит и не выкидывает закидоны. Естественно начать лучше всего с Чумного квартала, ибо там находится самый чувствительный к дисконектам босс – Хейган. Все кто сомневаются в своей связи могут уйти за дверь, им достижение засчитается. Также внимательно с Сапфирионом. Уже раза три натыкался, что рейд идущий ровно по Наксу, имеет вайп одного члена на Сапфирионе (кстати, обычно это паладин =) ).
«Бессмертный». Многим кажется, что это достижение из разряда «mission impossible». Я сам так думал до недавнего времени, но буквально неделю назад на моих глазах человек, сидящий за соседним компом (дело было в игровом клубе), получил этот ачив. Я был удивлён. Рейд состоялся в 13 часов по МСК. Моё удивление перешло в шок, когда я узнал что они прошли Накс за полтора часа (нормальный режим) ПУГом. Народ набирался по принципу: «хочешь пойти с нами? – пойдём!!!» (минимальный дпс в рейде был 4к, максимальный 6,5к). Так что нет ничего не выполнимого.
Насколько я помню, на Глута зомбяки кайтятся и в 10 и в 25 (они вроде не ведутся на таунты и т.п.), сам танковал только 10ппл.
хоть я и не танк, и вообще далек от танкования, но статья полезная)
Небольшая поправка, у Лоскутика нет агро-листа. Он бьет того кто спулил а «Удар гнева» наносит стоящему рядом человеку с максимальным количеством ХП. Поэтому сорвать агро не сможет никто.
А, еще, на Глуте танку в 25 ппл может здорово помогать фрост-маг.
С лоскутиком дело тёмное, както раз лениво отшу его в десятке, у мня 40к хп, лечат хорошо, хп всегда выше 30. И почемуто он прибил рядом стоящего дк (25к хп), забывшего переключить власть льда.
Видимо всё-таки по агро листу бьёт.
Зомбяки на глуте в 25тке отлично кайтятся в одиночку + хантовская трапа.
Адды на разувии не таунтятся, с хилов их приходится снимать дамагом.
А «шилд ворд» — убило.
С Глутом в «десятке» мы зомбяками занимались вместе с фрост-магичкой. Она их сажала в лед, а я останавливал «ледяной стрелой» тех кого она не успевала контролить. Пока КД на стрелу восставливался кайтил их.
Все проще с Лоскутиком. «Удар гнева» он бьет не по танку, которого и так бьет, а по стоящему рядом человеку с максимальным числом ХП. Собственно на Лоскутике ОТ отгребает больше и требует больше хила.
ну не скажи.. сколько не ходил в накс у хилов кончается мана именно на мт (сам хил). от хилиться вполне спокойно и не напряжно. все, наверное, потому, что мт на лоскутике как правило хуже одет, поэтому и хп меньше.
МТ на лоскутике получает достаточно равномерный и сравнительно не большой, а ОТ ловит время от времени очень мощные удары, которые нужно очень быстро отхилить. А мана сливается от оверхила, котрый на МТ особо и не нужен.
в легкую отхиливается с минимумом оверхила. МТ тоже отхиливается, но хилить его приходиться чаще, поэтому мана и уходит.
Всем привет.
Вот уж не думал, что статья вызовет столько обсуждения. Насчёт «шилд воррд» или как там её… НАвернное, правильно «шилд валл»? =) (типа «стена щита», некоторые называют это «КД»). Сам я такое слово не употребляю. =)
Лоскут бъет в 10ке того у кого больше ХП (можно зайти в лужу мили-ддшникам, но рискуете не успеть упить во время). А вот в 25, он бъёт «ударами смерти» людей на 2-3 месте в агро списке, в его мили радиуссе. (т.е. по идее кастер может бить на втором месте, иего не будет шпилить от ударов смерти).
Shield wall — это варовская шняга.
у нас, полудынь, Баблволл )