Как уже писалось – обзора ArcheAge в привычном смысле не будет. Невозможно сделать объективную оценку ММО-проекта, поиграв в него несколько вечеров. Поэтому диклеймер простой – ниже следующая статья рассказывает как выглядит игра глазами простого игрока, который что-то краем уха, читал несколько превью, попробовал пощупать что это такое и решил… что играть не будет. Да, именно так. Так что если вы участник ЗБТ, который последние пару лет с воодушевлением рассматривал скриншоты, приходил в восторг от видео с осликами, груженными водой и обсуждал систему правосудия и крафт – лучше проходите мимо. Нового вы ничего не узнаете. Хотя, быть может, вам будет полезно понять, какой видится игра глазами простого игрока, не разделяющего вашего восторга.
Начнем с того, что сразу бросается в глаза, то бишь графики мира и оформления интерфейса. Для создания игры был использован CryEngine 3, движок с весьма неслабыми возможностями. Впрочем, потенциал это еще не реализация. Графика, безусловно, симпатичная, но вот мир и его население получилось каким-то невыразительным. Важно ли это? Как говорил классик — архиважно. Проводя аналогию с книгой — это как первые пару страниц, которые должны заинтересовать читателя. Если писателю удалось это сделать, то высока вероятность, что книга будет дочитана. Такие игры как WoW и Guild Wars 2 с этой задачей справляются на ура. Я до сих пор помню свой первый вечер в Азероте. Равно как и локацию норнов в Guild Wars 2. Завершение ОБТ тогда воспринималось с искренним сожалением. ArcheAge, что называется, «не бьет».
Ладно, проехали, графика дело такое, субъективное. На что натыкается нуб, который только вошел в новый прекрасный мир? Он видит фигурки со знаками вопроса надо головой. Потребности у квестодателей все те же – убей, принеси, передай, поставь там, где стояло, получи опыт, голд и какую-нибудь вещь. Квесты образца ванилы WoW. Понятное дело, что эта часть ММО является неотъемлемой, но реализация в АА оставляет желать лучшего. Последние ММО-проекты прекрасно показали, что здесь тоже можно придумать кое-что. Конечно, не кардинально новое, но разработчик вполне способен облечь старые-добрые квесты в более-менее комфортную форму, которая не вызывает отторжения.
Сам процесс убиения мобов тоже мало чем отличается – спамь пару кнопок, убивай, лутай. С классовыми абилками я толком не разбирался, да и на лоулевелах это как бы совсем не критично.
Переходим к цимису – песочно-экономической части игры, о которой так много говорилось. Крафт в игре серьезен во всех отношениях. Сам факт того, что лучшие вещи крафтовые, а не те, что можно выбить, в моих глазах уже ставит игре большой плюс. Открыв окно профессий, я возрадовался еще больше. Их много, их все можно развивать. Изготовление предметов требует множества ресурсов и это тоже понравилось. Я люблю крафт и для меня привлекательность проекта имеет важное значение. Кроме того, как говорят знающие люди, крафтовые вещи лучше чем то, что дается в награду за квесты и падают с мобов. То есть мотивация заниматься крафтом есть и довольно сильная.
Короче говоря, по-хорошему ошалев от увиденного многообразия, я решил все-таки почитать гайды, дабы не наступать на грабли. И тут ждали первые разочарования.
Кроме ресурсов, которые надо собрать, купить, нафармить на огороде, на крафт тратиться еще один ресурс – «очки работы». Все действия, связанные с крафтом, приводят к его затратам. Срубил дерево, выкопал руду, сделал предмет. Конечно, разные действия требуют разного количества орков. Сами ОР начисляются автоматом и имеют кап в 3000 единиц. Как показано в одном из гайдов по игре, это не так много, как может показаться. Немаловажный момент состоит в том, что ОР начисляются по пять штук каждые пять минут, если вы имеете премиум-аккаунт. То есть если хочешь комфортного крафта, то будь добр плати.
Посмотрев на эти расчеты, а потом на количество профессий, вывод пришел сам по себе. Разработчики создали искусственное ограничение по скорости развития крафта, которое вкупе с количеством ремесел означает одно. Развивать все не получится. Вернее, займет кучу времени. Как сказал наш РЛ Ваня, который тоже решил попробовать АА, на то, чтобы засеять маленький огород, у него ушло больше получаса. А ведь для изготовления предметов нужны комплектующие, которые производят другие ремесленники. Как было сказано в самом начале этого гайда в одиночку в этой игре не сделать ничего. То есть хочешь или не хочешь, но надо создавать свой кооператив «Рога и Копыта», дабы разделить права, обязанности и места у станков.
Подобные социальные группы в АА называются «семьи». Члены семьи имеют общий доступ к ресурсам, например огородам. Другими словами, это аналог статика в WoW или консты в LA2, только с упором на совместное возделывание огородов, а не на убиение пикселей. В принципе отличная идея, ведь это ММО, но лично для меня это минус. И не только потому, что я барыга-одиночка, который не гнушался подрезать ставки комконовцев на аукционе ВП.
По всему получается, что если вы хотите заниматься экономикой в АА надо идти компанией, а не в одиночку. В данный момент у меня уже есть компания, которая за последний год стала больше чем просто группой рейдботов. Это люди, с которыми интересно пообщаться на самые разные темы. Быть может, если бы хотя бы половина ребят решила пойти на ЗБТ и потом в игру, то я бы присоединился. А так – открываться от коллектива как-то не хочется, тем более, что коллектив пока вполне успешно продирается через героик Осады Оргриммара.
Еще один важный момент который вызывает массу вопросов. Земля. На земельных участках выращивают овощи и разводят скот. От правильно выбранного места под солнцем будет зависеть много чего, Для того, чтобы заиметь маленький охраняемый огородик, на куске земли надо поставить малое пугало. Если его не будет, то урожай вашей морковки украдет какой-нибудь набигатель. За пугало раз в неделю взымается налог в сумме одного золотого. Если платить нечем, то пугало разломают. Поскольку золото надо как-то зарабатывать, то играть и зарабатывать обязательно. В переводе на язык понятный воверам – кап тут отбивать надо в обязательном порядке, иначе можно будет лишиться части материальных благ.
Почитав же описание квеста о том, как получать большое пугало – которое даст возможность занять больший участок — я понял, что настоящие испытания еще впереди.
Далее, территории не резиновые и, конечно же, в первые дни и недели самые удобные участки будут заняты наиболее шустрыми гильдиями. Не даром же в рекрут-топике одной из гильдий было указано, что обязательно надо взять отпуск на период после релиза. Даже у нас на форуме ComCon’a ребята расписал гайд по тому, как надо оптимально организовать логистику и захват территорий под домики и огороды. Что останется тем кто придет позже? Хорошие участки будут заняты и новичку останется либо искать кусок свободной земли в какой-нибудь тьмутаракани, или ждать пока кто-то не уплатит налог и землю можно будет быстро отжать. Опять же без гильдии в таких условиях играть будет весьма некомфортно.
Обратная сторона медали. Предрелизный хайп пройдет, народ наиграется и начнется отток. Вполне возможно, что какие-то сервера опустеют и надо будет их сливать. Конечно, не дай бог, но тем не менее такой возможности исключать нельзя. Что тогда будет с земельными участками? Быть может мои опасения надуманы, но вся эта тема с крафтом и пугалами для меня выглядит неоднозначно.
Резюмирую увиденное и прочитанное. Боевой аспект игры и его прокачка выглядят стандартно. Убей моба получи плюшку. Ничего нового. Графика реалистична и проработана, но дизайн мало радует взгляд, по крайней мере мой. Экономическая система крафта комплексная и интересная. Такое впечатление, что разработчики стремились максимально приблизить ее к реальности. При этом требует весьма значительных затрат времени и тесной социализации. Другими словами задрачивать придется серьезно, да еще и коллективно.
Еще кое-какие впечатления от одного из комконовцев, который поиграл более плотно. Цитата из обсуждения игры на нашем форуме.
«…Эта игра за пару дней совместила у меня ранний WoW и боевку, как в Lineage 2. Что и испытываю практически регулярно, играя в AA? Неудобство. Неудобство во всем просто. Хочешь крафтить? Расти скот/деревья/растения. Хочешь сделать квест на синий сет? Бегай каждый раз на другой конец карты. Посадил на общественную ферму растения, и убежал вперед по квестам? Возвращайся назад.
С каждым новым витком игры, игра показывает мохнатую жопу неудобства. Я до АА даже не обращал внимания, как привык к новым играм. В современном WoW тебя ведут по квестам, по линеечке. В НВО вообще кроме квестовых локаций нет ничего, коридор на коридоре. Шутеры и РПГ новые прямые как член слона. И я привык к этому. У меня вызывает недоумение необходимость возвращаться в старые локации. За квестами, за крафтом паков, к пугалу. У меня вызывает недоумение маленькая скорость бега и размер мира. У меня вызывает недоумение необходимость кататься на общественном транспорте с целью сократить время. А ведь в ранней ла2, корабль был единственной возможностью доплыть до материка с острова.
Короче, я испытал сильный баттхерт от этой игры. Насколько я обленился…«
Важная деталь контекста этого сообщения – игрок воспринял неудобства и сложности как плюс игры. И что обсуждение ее на форуме это «отличный пример реакции современного ММО игрока на такую игру, как Archeage». Да, игра хардкорна и требует значительного количества жопочасов. Хорошо это или плохо? Для массового игрока, «избалованного» современными ММО, это плохо. Для превозмогателей, которым нравятся сложности, а также олдфагов, помнящих старые ММО – скорее всего хорошо. У них игра имеет все шансы стать отдушиной в нынешнем мире «легких» ММО.
Выводы, очень личные, без всяких обобщений. Играть в ArcheAge я не буду. Не потому, что игра плохая, а потому что порог входа для меня слишком высок. Речь не столько о комплексности экономики, здесь я как раз вижу только плюсы, потому как люблю заниматься аналитикой и планированием. Но засеивать в течении получаса грядку виртуальной морковкой и месяцами качать крафт не очень тянет. Кого-то может и радует неудобства, описанные выше, но меня вряд ли.
Я прихожу в игру играть и до определенного уровня готов испытывать неудобства, связанные с освоением. Но плюс «современных» ММО в том, что в них можно выбрать этот уровень. В SWTOR меня никто не заставляет ходить в операции, а в WoW – иметь рейтинг 2400 на арене. ArcheAge лично для меня поднимает планку чересчур высоко.
Другими словами – есть альтернативы, которые более комфортны и предполагают выбор между сложностью и простотой. Думаю, что не я один такой, но надеюсь, что ArcheAge найдет своего игрока здесь.
Надеюсь, никто не обзовет тебя хейтером
Но с выводом я бы поспорил. Игра плоха не для «массового игрока, «избалованного» современными ММО», а для тех, кто в игры не играет, а проходит. Побыстрее. Потому что, если никуда не спешить, то «месяцами качать крафт» не так уж плохо. Так мне кажется.
Судя по описанию, это EVE Online, только вместо того, чтобы величественно бороздить, предлагается смиренно пахать и пропалывать.
Ну нет, это все-таки не л2. Возделывать поля, строить пугала и собирать морковь как-то не тянет, а такое ощущение, что основа всей игры, и без аграрных подвигов из стартовой локации ты не выйдешь. Да и завязка на крафт, который только за отдельную плату доступен, как-то не радует.
Ждал нового воплощения линеечки — заходил бы иногда пофармить не спеша. Впрочем, лет 10 назад, думаю, ушел бы с головой. Сейчас, возвращаясь довольно поздно с работы, отстояв в операционной несколько часов
в heroes of obelisk нету пугал и морковки!
надеюсь, в wildstar тоже не будет аграрного рабства и тому подобного. а там хоть картинка красивая
> а там хоть картинка красивая
Ага и лагодром знатный, о чем говорит большинство участников тестирования. Минут через 10-25 игры она превращается в подобие Ультраксиона25 до фиксов — 5-10ФПС и вся память забита.
Сам игру еще не смотрел, жду ОБТ (кстати, на ЗБТ большая часть контента просто выключена).
Насчет задротного фарма и искуственного ограничения скорости прокачки. Помнится, у вас в WOW есть альты с прокачанными профессиями. Задротство ли это? На мой взгляд, да.
В АА бОльший упор на социалку, эти «семьи», не считаю это минусом. Тут — качай одну профу и взаимодействуй с игроками, а не плоди альтов ради профессий.
А в WOW скорость развития не ограничена? Вполне себе ограничена, вспомнить хоть фарм дейликов для репутации и систему открытия рейдовых боссов, растянутую по времени.
Задротство — это хорошо. Я вспоминаю Эверквест, де а полтора года так и не докачался до 80. Мне было интересно играть, оттачивать максимум на своем уровне, бегать по ПВП серверу с рангом палач и щемиться от любой мало-мальски организованной группы агров. Дай мне сейчас игру, где жопочасами можно сделать прогресс и наверное я в нее уйду. Хотя все равно буду тосковать по своему орку.
Навести курсор на панель заклинаний. Нажать на кнопку. Навести курсор на огород. Нажать на кнопку. Передвинуться. И так порядка 40 раз. Если это занимает полчаса, может Ваня по ходу отвлекался на что-то… на чай, например?
Так называемое «неудобство от игры» наоборот доставляет редкое удовольствие. Ведь в ВОВ всего можно добиться за 2-3 месяца. А хочется всерьез и надолго. Как можно дольше!
Это люди, у которых много свободного времени могут добиваться всего за пару месяцев, а у взрослого игрока, с работой, женой и детьми на тот же результат уйдет год.
А ведь именно эта аудитория самая денежная, и игнорируя ее интересы коммерческий успех маловероятен.
Ребят, вы ничего не путайте?
С каких это пор «заунывная обязаловка» это хардкор? Всё сделано с расчётом на донат…что бы людям без доната было максимально неудобно, долго и монотонно играть…что бы они чувствовали что без доната никуда….Достижения имеют смысл когда человек вкладывает в них силы….здесь же рутиной закидали корейской с прицелом, что всё потом будут продавать.
@ Orche
Помнится, у вас в WOW есть альты с прокачанными профессиями. Задротство ли это? На мой взгляд, да.
Когда я хожу своим монком за второй глейвой в БТ, то это задроство ))). Полуавтоматическое повторение одной и той же последовательности действий с целью получения результата. А прокачка персонажей по «пригласи друга» и потом буст разных профессий за вечер-два — это не задроство. Впрочем, это субъективная точка зрения.
Да и в WoW задротство это во многих случаях опциональная вещь. Читая наш форум по АА, понимаю, что в это игре нужно намного больше усилий, в том числе и задротского характера.
@ Guest
Потому что, если никуда не спешить, то «месяцами качать крафт» не так уж плохо. Так мне кажется.
Мне кажется, что есть одна крайность, как в WoW — навык прокачивается за вечер при наличии денег и нормального аукциона. В АА крайность описана. Сейчас играю в SWTOR и мне нравится как это реализовано там. Крафт прокачивается не спеша, «фиолетовые» рецепты можно получить, разломав кучу «зеленых» и «синих» вещей, скорость создания предметов высокого уровня — несколько часов. При этом крафтом занимаются компаньоны и могут делать это когда я оффлайн.
@ Reist. Я доверяю этому человеку, но переспрошу, на что он потратил полчаса ))
@ crmad
Ведь в ВОВ всего можно добиться за 2-3 месяца.
Это… очень громкое заявление ))))
Теперь точно не буду в это играть
С АА все ясно Deckven, что Вы думаете про Невервинтер онлайн?
Насчёт того, что в вов всего можно добиться за 2-3 месяца….
Я просто скажу так, если вы пропустили старт контента, или он у вас просто не удачный, то 2-3 месяца вы будите просто догонять людей по опыту, и айтем левелу…
WoW игрушка классная. Она знаменательна хотя бы тем, что по ней можно отследить развитие ММО за последние 10 лет. И сейчас добиться гораздо быстрее можно всего. Сейчас для освоения достаточно 3 рейдовых дней в неделю, во времена БК это было 5 дней в неделю минимум, по 4 часа и 25 человек с людьми запаса.
Как бывший фанат линеечки обратил свое внимание на АА. Ну очень уж была похожа игра на ЛА2. Но вот копнув поглубже оказалось игра мне не совсем понравилась. Вот пару пунктов:
1. На лвлкапе пока очень мало контента. Да есть осады, да есть ворлд-пвп. Но все это мы уже где то видели? Ах да, в линеечке! Но больше то ничего толком нет. А между АА и ЛА2 прошло больше 10 лет. Лично мне маловато контента для лвл-капа. Ворд боссы? Ну это по сути ворлд-пвп контент. Я так понял будет как в ла2, вначале нужно выиграть замес у босса, а потом зергом убить босса.
2. Проблема с перемещением по карте. Многие скажут, что телепорты убивают чуство большого мира. В свое время в ЛА2 телепортов было мало и много приходилось топать пешком. Это было очень «увлекательно». Бежать куда то 5-10 минут для меня равно потратить 5-10 минут впустую. вначале может и интересно побегать по миру, но потом это техническое время, которое разработчик ворует у нас. Когда в ла2 расширили зоны телепорта, а потом еще ноблесс-телепорты появились, то я не видел, что бы кто то плакал про потерю чуства большого мира.
3. Пугалы, фермочки и прочие паки. Если бы это просто была альтернативная возможность для игрока, то было бы ок. Но судя по всему это необходимость для всех. И еще важно забить хорошие места со старта серверов. Я не фанат всяких ферм, особенно в ПВП-играх. Да в ла2 тоже были определенные необходимости, но там все можно было как то делать выбор. Хочешь иди фарми соло мобов. Хочешь иди спойлери ресурсы. Хочешь иди патькой в рифт и т.д. В АА же разработчики нам прямо говорят — иди засевай грядки или ты будешь не очень.
4. Специфический крафт. Вроде как и все интересно, но слишком уж раздуто и искуственно ограничено. Сам крафт нам сразу говорит, что игра исключительно для группы, в соло тут делать нечего. Я согласен, ММО-игры все же не для соло-игроков. Но получается нужно заранее до старта найти хорошую группу и играть только коллективно. А может я хочу пока присмотреться к игре, или же изучить политическую ситуацию на сервере, а потом уже решить куда идти. В ла2 можно было вполне играть соло. И персонажа можно было одеть, и на рынке барыжить. А уже по достижению лвлкапа можно было выбрать куда идти. Такая свобода хороша, особенно для казуальных игроков.
Пока решил, что игра не для меня. Я наигрался в ЛА2 в свое время. Да и линейка пока для меня выглядит лучше, чем АА.
Ферма это еще ничего. По крайней мере кроме тебя урожай никто не соберет. Самое интересное собирать железо, камни и прочие полезные и не очень ископаемые. Раскопки превращаются в игру на реакцию. Успел среагировать на появление руды — герой. На секунду опоздал — наблюдай как 2-3 тела копают на перегонки 1 кусочек руды.
По опыту соло игры на ЗБТ, легко можно играть без фермы. Правда. За квесты во время прокачки выпадает столько денег, что можно легко одеваться в зеленый крафт.
АА игра с долгосрочными целями. Здесь вы будете играть не больше, чем в тот же ВоВ. только в АА геймлпей и достижения размазаны на продолжительный срок, а в ВоВ ты за месяцок видишь контент, а потом думаешь, чем бы заняться. В итоге многие действия все также ставятся на репит. В какой момент это лучше, мне слабо представляется. А вопрос удобства — лечится привыканием. Любая новая игра воспринимается с трудом, а особенно после ВоВ. Людям, которым не надоел ВоВ, нельзя никуда идти — не поймут, не осилят. для новое игры надо созреть — надо разочароваться в ценностях ВоВ
Для меня главное комфорт в игре , визуальный на втором месте после физики. Поэтому отдыхаю эстетически в Aion , хардкор рейды в WOW, ну а ПВП как то не любитель ( возраст наверное) да и играю больше соло , по этому в AA играть не буду по причине:
1. Локализатор Mail.ru
2. Анимация персонажей
3. Не живой ( нет атмосферы)
4. Насильственный загон в групы, семьи и т.д.
Докачался до 25 уровня… ну не цепляет игра , хоть ты тресни.да и казуально не получается пока , очереди по 5-6к.. )
Докачал чара до 50 лвл и удалил игру.
Ну не цепляет игра хоть ты тресни )
Дискомфорт жуткий. И еще какая-то пустота…
Вроде попал со старта в топ гильдию и помощь в прокачке и пвп-фан и первые победы и первый ГХ и отжимание паков — но это всё не мои достижения! Всё коллективное. Игра насильно заставляет быть в семье, быть социальным. А это напряжение с 34 до 50 уровня! Всегда ждать удара в спину. Постоянно быть наготове умереть или победить — причем на каче! Это утомительно. Эти бесконечные огороды. Отдавать акхиум гильд-крафтерам без шанса получить что-то стоящее в замен. И получать призрачную надежду, что вообще когда-нибудь ты будешь прилично одет… Самомо будет очень нелегко осилить профессию. Всё сводится к одному — донат и продажа шопа другим, обмен полученного золота на эпик. Банально, скучно и тупо.
Играть без доната скучно, а крафтом заниматься почти невозможно. 288 ОР за 24 часа. И это при том, что ты целые сутки не выходишь из АА, а стоит уйти в афк на минут 30, как приходишь и видишь вместо игры уже рабочий стол, т.е. клиент тебя выкидывает частенько. Вообщем, тут надо донатить, хотя бы на прем. Я люблю хардкор, но не до такой степени, что в игре через 10 минут после сбора руды было уже нечем заняться, о крафте можно на сутки минимум забыть. Проще говоря напоминает Stronghold Kingdoms, где зайти на 5 минут раз в день достаточно для игры). А если речь идет о том покупать ли прем или купить подписку для Final Fantasy a Realm Reborn, то я лучше выберу финалку). Автору спасибо за статью 8 из 10 за обзор.
Игра зацепила, как ВОВ в свое время. Опять встаю от компа с первыми лучами солнца. Не смотрю сериалы, забыл про новости. Хоть большинство гоха-гамеров прошли и похоронили АА, у меня самая что называется «пруха». Поменять латный сет на кожаный, докачать 50 лвл, выбить пуху с Хазиры, достроить 2 этажный дом.. много чего.
Ярик, называть 300 за прем — донатом в корне не верно. Это абонентка как и Вов. Бесплатникам разрешили все, кроме недвижимости, а им все мало.
Дед-матрос, ты жертва пиара. Топ клан, галеон, Кракен да? Найди скромную гильду и играй в удовольствие. Забей на огород, если не нравится. Отдавать акхум — тебя развели просто. Я сам сделал себе синий сет на 40.