У фанатов и хейтеров есть несколько вечных тем для обсуждения. Среди них — количество подписчиков WoW и того, когда проект окончательно загнется. Они являются целочисленными выражениями глобального постулата, сформулированного еще во времена TBC. «WoW-торт не торт». Последний отчет Blizzard перед акционерами снова дал толчок этой дискуссии. Не будем выпадать из тренда и поговорим о вечном.
Сухие цифры говорят о том, что за отчетный период — I квартал 2015 года — количество подписчиков игры уменьшилось с 10 до 7.1 миллионов. Если мне не изменяет память это один из самых глубоких провалов за все время существования игры. Даже во времена «Катаклизма» отток был не так стремителен. Каковы причины?
Причина хроническая, которая свойственна всем «парковым» ММО — контент закончился. Квестовые цепочки 90-100, давно пройдены, гарнизоны и соратники прокачаны и одеты до упора, легендарное кольцо нафармлено. В МоР кроме рейдов патчи вводили большие квестовые хабы — остров Грома, ивенты в Степях, Вневременной остров. несмотря на все ндеостатки, эти локации давали игрокам некий набор развлечений. Да, есть новые квесты, которые даются НПС в гарнизонах, но это немного не то. Мне, например, вообще не захотелось проходить их до конца.
Гарнизон. Основная игровая система, которая была введена в WoD, слишком превалирует над всем остальным, но при этом не привносит разнообразия в игру. Идея была неплохая и своевременная. Игра давно нуждалась в еще одной плоскости развития персонажа. И в определенном плане это действительно было так. Но после достижения 3 уровня прогресс останавливался. Очень скоро сформировались и основные сетапы зданий. Все, тупик. Зашел в гарнизон, собрал ресурсы, дал пинка соратникам и все. Те же дейлики, только в одном месте. Патч 6.2 обещает привнести новшества в виде гавани и кораблей, но исходя из увиденного — долго это развлекать не сможет.
Упрощение классовых механик. Одевание куклы Маши и тюнинг обвеса — это была отдельная мини-игра. Подобрать чанты, камни, рефорджнуть. Полутав вещь мы бежали ее «доводить», комбинировать с другими. Это было интересно и развлекало само по себе. Что теперь? Полутал вещь, одел и все. Думать больше не надо. Количество чантов и камне урезано до упора. Сейчас, играя в EVE, у меня глаза разбегаются от количеста фитов для корабля. Из одного и того же корпуса можно сделать судно с совершенно разными функциями. К превеликому сожалению, WoW пошел по пути тотального упрощения. И это тоже минус, чтобы там не говорили.
Убитая экономика и упрощенный донельзя крафт. Об этом я писал отдельный материал. Я регулярно играл на рынке с конца 2009-го. Летом и осенью 2010 крафтовые альты были главным занятием в игре. В WoD мне не хочется ни торговать на рынке ни заниматся крафтом. Эта часть игры усушена и упрощена до безобразия и к тому же жестко завязана на гарнизон, а старые рецепты уже не имеют того значения, что имели раньше. Особо на них не заработать.
Подведем итог. В чем-то нынешняя ситуация напоминает мне весну 2011-го, ранний «Катаклизм», когда добравшись до эндгейма, игроки поняли, что впереди только рейды. Сейчас у нас есть рейды и прокачанный гарнизон, в котором уже нечего делать. Сравнивания Warlords of Draenor c Mists of Pandaria замечаешь еще одну особенность. Несмотря на то, что «остров из тумана» был притянут за уши, в МоР был стройный сюжет, совмещавший в себе как драму, так и юмор. Первую половину дополнения патчи шли один за одним, развивая сюжет с такой скоростью, что не давали опомнится. И с каждым витком сюжета мы получали небольшую локацию и квестовый хаб. В WoD такого нет. Основной сюжет стоит на месте уже полгода. А равно нет и патчей, который его бы развивали.
Смущает и то, что многие наработки из МоР не были использованы в WoD. Например, динамические ивенты в Степях. А где сценарии? Где аналоги Вневременного острова, которые нам обещали? Почему этого нет? Неудивительно, что игроки уходят.
«Катаклизм» был экспериментом, в ходе которого разработчики в том числе основательно подрехтовали Старый Мир. От Warlords of Draenor осталось впечатление дополнения, с которым не знали что делать. Кажется, что разработчики так и не понимали, что в конце должно выйти. Презентация на Blizzcon’e 2013 была сырой. Релиз задержали на полгода. Старт дополнения был худшим за всю историю игры. Заявка о том, что будет всего два рейдовых тира — обычно их 3-4 — прямо говорила, что дополнение будет самым коротким. Косвенно намекала на то, что этот этап в игре близы хотят проскочить как можно скорее.
Что дальше? По логике после провала (а падение до 7 миллионов через полгода после релиза это провал) Blizzard должны чем-то удивить. Так было после «Катаклизма» — МоР получилось бодрым во всех смыслах. С другой стороны если посмотреть на компанию в общем, то дела у них идут у них и так неплохо. Есть HS и 30 миллионов игроков. Diablo III стартует в Китае и на бету уже записалось 3 миллиона человек. Heroes of the Storm тестирует 11 миллионов человек. На подходе Overwatch. Все это новые проекты, которые потенциально будут приносить не меньше денег. А WoW постепенно становится тем чемоданом, который тащить тяжело, а выбросить жалко.
Так что ванговать не будем, осенью на Blizzcon’e нам точно должны рассказать о следщующем дополнении. Тогда и поговорим о перспективах.
Да уж, удивили так удивили. Если они еще новую расу обезьян введут — это ворбще полный финиш будет.
А ничего удивительного, Палыч. Дренору пока очень далеко до Панд в плане контента. Не спроста же ты сидишь на пиратке классики в нерейдовое время.
А представь теперь, что делать тому, у кого нет рейдового статика.
Дек, имхо ты правильно подметил. Они стараются перенести основную финансовую нагрузку по добычи прибыли в другие игры, переложить яйца в разные корзины, как и было до выход ВОВ. А когда ВОВ станет приносит прибыли максимум половину, ато и меньше, потому как другие проекты станут нести больше, тогда и начнут новый эксперемент с ММО. Ибо этот жанр нуждается в новом короле. И Близзард должен попытаться дать своего короля.
Может, если в 7.х они решат «закончить» ВоВ это будет самый лучший вариант? Потому что, по-моему, тянуть его уже явно не получается.
Этот пост, кажется, весьма перекликается с предыдущим.
На самом деле, аддон правда оказался пустоват — или рейды, или развлечения «для самых маленьких». Пусто, тоскливо и гарнизон. Никогда я еще не чувствовал вокруг себя такого отсутствия живых душ.
С другой стороны сюжет, который не цепляет вообще. Это не мой Дренор, меня это все вообще не касается. Портал взорвали, Азерот закрыли — и валим домой. Мотивация на этом моя закончилась.
Так что завтра приду домой, отдохну, зайду переставить соратников — и на пиратку к Дэквину и остальным.
Дэквену*
@ anu. Нет, заканчивать проект они не будут. Хрестоматийный пример — Everquest. Игре уже шестнадцатый год и ее до сих пор поддерживают, хотя там сто или меньше тысяч. Тут есть несколько моментов. Игра будет жить даже если там будет миллион, а то и меньше. Посмотрите на SWTOR, EVE. Проекты живы. У близзов задача непростая — держать на плаву проект, которому уже десять лет. И держать они его будут до упора. Вопрос в том, в каком виде? Тут пока полная неясность. Как показывает опыт, они могут как выдать отличное дополнение типа MoP, так и нечто невнятное, типа WoD.
@ Germes. Я об этом писал. Они запустили несколько мелких проектов, которые будут не менее прибыльны чем WoW. А WoW будет постепенно переходит в разряд развлечений для ценителей. Насчет нового короля в ММО — очень сомневаюсь. Давайте не забывать состояние рынка в середине нулевых. Тогда ММО был жанром для гиков, на него мало кто ставил серьезно. Blizzard въехали в только зарождавшийся рынок. Сейчас ситуация другая. И технологии другие. Я не удивлюсь, если Blizzard запилит что-то под VR нового поколения через лет пять.
Стас а ты в аркейдж не пробовал играть? Я играю года полтора но думаю отменять подписку по той же причине что и в вов нечего делать уже. Но задумка по крафту там была отличная также в любой момент можно за небольшую плату изменить класс персонажа плюс интересная система торговли. Сейчас очень обещающе смотрится Блэк Дезерт Онлайн а Скайфордж меня разочаровал. За последние пол года появилось еще несколько интересных онлайновых проектов и многие уходят туда из вов и уже не возвращаются кто то навсегда кто то до следующего аддона.
@ Кастел. Нет, АА мне не понравился. В принципе «долгоиграющий» проект уже найден — EVE Online. Если что, то уходит буду туда.
>Где аналоги Вневременного острова, которые нам обещали? Почему этого нет? Неудивительно, что игроки уходят.
Вроде как Танаанские Джунгли обещают быть похожими. Вопрос когда мы этого дождемся.
>Где аналоги Вневременного острова, которые нам обещали? Почему этого нет? Неудивительно, что игроки уходят.
Весь Дранор же. Рарники, сокровища, игрушки, секретки.
Вообще верно я наванговал. Катаклизм 2.0 как он есть. Безумно крутой первые 2 недели и совершенно бессмысленный все оставшееся время.
Эх.
Я себя тоже поймала на том, что абсолютно забросила аукцион. В Пандарии были востребованы чанты, крафт, сумки, вещи на трансмогрификацию, камни, химия, петы и еда, еда, еда… На морковке и куриной грудке на Гордуньке даже в конце дополнения можно было заработать на яка с трансмогом. Сейчас ассортимент на порядок беднее.
Аук все же не такой уж плохой. Просто нужно сменить направление. Трансмог все еще хороший рынок, главное знать редкие вещи, что бы не продать хорошую зеленку с утиля. Камни и чанты так же приносят прибыль, просто теперь не нужно этим заниматься так часто, как это было ранее. Так же хорошие деньги могут принести петики, только придется эти петики выбить:)
Вцелом с голдой проблем нет. Несколько гарнизонов на альтах сейчас могут приносить больше денег, чем старые альтофабрики. А времени это занимает куда меньше.
Другой вопрос, насколько это интересно?
«Другой вопрос, насколько это интересно?»
Три миллиона ушедших однозначно ответили на этот вопрос.
Я думаю вряд ли это 3кк ушли из за скучного аукциона:) Это лишь мелкая часть, которой серъезно занимается малая доля игроков. Для большей части игроков аукцион остался прежним имхо. Раз в день выставил какие то крафты и забыл, тут ничего не поменялось.
@ Rommel
Вообще верно я наванговал. Катаклизм 2.0 как он есть.
Собственно, об этом и статья.
На юбилей вернули МС и Хиллсбрад. И что? Все плевались, материли нулевой баланс и криворуких нубов. Вот что-то мне подсказывает, что, открой близзы ванильные сервера, там то же самое будет. И они это понимают.
Не стоит путать рейд, в который большинство поперлось только из-за маунта и Старый ванильный Мир со старой механикой и квестами, на которые пришли ценители.
@ Shiaty. Было многообразие. Сейчас его нет. Ассортимент узок, производство прямолинейное, старые предметы мало востребованы. Зарабатывать можно, но процесс перестал приносить удовольствие.
@ Нук.
Аук все же не такой уж плохой. Просто нужно сменить направление.
Сейчас вот играю в EVE. Вот тут аук, так аук )))).
> На морковке и куриной грудке на Гордуньке даже в конце дополнения можно было заработать на яка с трансмогом
А как можно было зарабатывать на старой руде/слитках…
Пришел сказать, что даже я удивлен потерями в 3 миллиона. Я много и громко материл ВоВ в последнее время, и да, я думал (и надеялся), что потери будут существенны, но чтобы настолько… Не буду долго рассуждать о причинах, главные вроде бы упомянуты и ладно. Скажу только, что 5.2, похоже, ничего особо не фиксит. Что же, жаль.
-
И дисклаймер: последний раз я писал на блоге где-то в январе, и тогда же сказал, что пожалуй, из ВоВ пора валить. Попытка свалить удалась, в игру не заходил, несмотря на то, что оплаченное время кончилось только в апреле. Читал новости, видел цены на токены, с такими ценами можно было бы играть бесплатно еще несколько лет. Но вот как-то не тянет. Да и спасибо, что не тянет. Так лучше.
Не 5.2, а 6.2…
А тем временем Близы еще сделали новую волну банов. Борьба с конкурентами голдселлерами или же желание заработать на новых учетках?
Господа, если не секрет на какой пиратке играете?
@ PONchik, Nostalrius. Хотя вообще-то мы на оффе рейдим )). Пиратка это так, от больше нечем заняться.