Минус 600 тысяч

gadgetzan-sunset

   На прошлой неделе Марк Морхайм, смущенно потупив взор, сообщил собранию акционеров грустную новость. По сравнению с предкатализмическим показателем в 12 миллионов, аудитория World of Warcraft сократилась на 600 тысяч человек. Теперь нас «всего» 11.4 миллиона. По многим WoW-ресурсам прошла волна обсуждений под названием «вовнеторт». Хейтеры злорадно брызгали слюной, зазывали в RIFT, пугали лайтсейберами и войнами гильдий. Вайнеры сокрушались по поводу отстойности «Катаклизма» и публично признавались в факте отмены подписки. Фанаты хихикали над цифрой и уходили фармить «зандаларики».

   Сам факт такого публичного признания примечателен. Лично я не был удивлен, так как уже второй месяц наблюдаю исход из игры многих, кого знаю. В основном это коллеги-блогеры. Из последних «ушельцев» — ГМ «Хранителей Легенд» Яэль, которая прихватила с собой мужа. Особенно удивил в ее прощальном постинге детали общения с одним из геймастеров. На его вопрос почему отменили подписку она ответила восемью страницами, в которых рассказала ему какое уг ваш этот «Катаклизм». Подалась в Darkfall «вовфамили». Последний постинг Приста о воскрешенной Ониксии как бы намекает на то, что Саша уже готов уйти из игры.

   О причинах ухода можно говорить долго. Кого-то задолбал эндгейм, оказавшийся сложнее нежели в WotLK. С удивлением прочитал один из тредов на вов.коме относительно сложности рейдов. Член одной казуальной гильдии признался в том, что они месяц траят Магмаря и лучший результат у них — 20%. Я не самый прогрессивный рейдер. Ребята в гильдии играют вполне прилично и Магмарь давно уже не проблема. Если бы не пофигизм в отношении прогресса и недельные перерывы, то уже наверняка бы траили ластов. Но не завалить Магмаря… Кто-то даже жалуется на усложненность «зандалариков». Да, Джин’до тапками не закидать, но чего там такого непроходимого я не понимаю. Кто-то сетует на тупую археологию и прямолиненые квесты. А кто-то орет о том, LFG 3.3 убила сообщество.

70

   Можно привести кучу причин, которые железно обоснуют постулат «вовнеторт». Все они имеют право на существование, но по моему мнению истинная причина в другом. Люди устали от игры. А все доводы это только рационализация этого чувства.

   Это нормально. Все рано или поздно приедается. Когда-то я был активным офф-лайновым геймером. Больше чем десять лет я отслеживал новинки и по мере возможности играл. Почти все то, что стало хитами жанров FPS, RTS и RPG прошло через мой жесткий винт. Потом мне просто надоело. Чем отличается FarCry от DOOM? По сути только графикой и более адекватной физикой мира. Чем отличается второй Starcraft от первого? Да ничем особенно. Прошел несколько миссий и понял, что все тот же «старик», только в новой упаковке. Основные черты жанров устаканились еще десять лет назад и дальнейшее развитие шло по пути улучшения технологической составляющей игры. Мне это перестало нравится. С WoW та же ситуация.  Для тех, кто активно играл два-три года и перепробовал все, «Катаклизм», не принес ничего нового. Я уже писал об этом. Усугубляет дело социальная сторона игры, поскольку привносит ответственность. Я не могу уйти, как же ребята из гильдии? Я же МТ/хил/топ ДД. И тогда игра становится работой со всеми вытекающими. Что рано или поздно приводит к мысли «а на кой хрен оно мне надо?». Тем более если босс никак не хочет падать.

   Думаю, что все это очевидные вещи. Вопрос в другом — а хотели ли близы делать что-то новое в отношении геймплея? Я считаю, что они сознательно не внесли ничего нового. Ниже кое-какие аргументы этого утверждения.

   Если посмотреть на динамику изменения аудитории, то видно, что число подписчиков росло вплоть до выхода второго дополнения к игре и составило 11 с гаком миллионов. Первые четыре года близы радостно рапортовали о каждом новом миллионе подсевших, а после WotLK… Бравурные пресс-релизы прекратились. Два года никто не публиковал цифр по базе. Да, были проблемы с выходом WotLK в Китае. Там его разрешили уже тогда, когда Европа и Штаты готовились к «Катаклизму». Только прошлой осенью Blizzard публикует цифру в 12 миллионов. Да, много. Да, аудитория растет. Но если вспомнить о том, какова была динамика первых четырех лет, то ростом это можно назвать только с математической точки зрения. За два года, с 2008-го по 2010-ый количество игроков не выросло. Учитывая что аудитория ММО это не статическая вещь, а динамическая, понимаем, что количество новичков сравнялось с количеством ушедших из игры. Другими словами, во времена WotLK WoW достиг максимума популярности

pre-wotlk

   В августе 2009-го разработчики анонсировали «Катаклизм». В третьем дополнении обещали массу новшеств и помимо нового контента, они собирались ввести альтернативную систему развития персонажа. »Путь Титанов» и археология, как профессия, небходимая для его «освоения» для меня были даже интереснее, чем перелопаченный Старый Мир. Когда летом 2010 блюпостеры заявили о что его уберут, то подумал, что они просто не успевают к релизу. Сейчас склоняюсь к другой мысли. «Путь» был одной из действительно революционных идей «Катаклизма». Введение альтернативного, «нерейдового» пути развития персонажа, мог бы дать совершенно новые возможности для тех, кто не хочет или не может рейдить.

   Мне кажется, что »Путь Титанов» так или иначе мы увидим. В другой игре. Может быть в пресловутом ММО Titan (извините за тавтологию). Над новой ММО не только работают лучше кадры. Там используют лучшие идеи. Внедрять нечто принципиално новое в WoW не имеет смысла. Игра имеет свой устоявшийся формат и к нему привыкли. Этот геймлпей работает и приносит деньги. Зачем сочинять что-то революционное, тем более, что каждое серьезное новшество будет влиять на игровой баланс. А делать что-то новое у слвоиях, когда проект достиг пика и теперь понемногу начинает терять свою популярность ообще глупо. Скорее всего с WoW близы пойдут по «количественному» пути — новые локации, 5ppl, рейды, пара новых карт для Арены. Дальнейшее наращивание контентной массы.

   Означает ли это начало заката одной из самых успешных ММО-игр последнего десятилетия? Думаю, что да. RIFT хорошо показал, насколько народ изголодался по чему-то новому. Как быстро WoW «сдуется»? Все будет зависеть от того, насколько окажутся хороши новые проекты. И речь идет не только о SWTOR, GW2 и других проектах сторонних компаний. В мартовском интервью Гамасутре Фрэнк Пирс высказал интересную мысль по поводу Diablo III. Он считает, что именно эта игра может оттянуть значительную  часть аудитории WoW. Пирс сказал также, что с выходом Titan’а игроки забудут и о других проектах компании. В любом случае я бы не стал ждать стремительного падения популярности. Как минимум еще два-три года игра будет доминировать на рынке.

   Вот такие пироги.

red-myst

Author: Deckven View all posts by

79 Comments on "Минус 600 тысяч"

  1. Roman 23 Май 2011 в 9:50 -

    >> Пирс сказал также, что с выходом Titan’а игроки збудут и о других проектах компании.

    Проблема D3 в конечности (включая multiplayer, если только там что-то кардинально не поменяется). Нет, я понимаю, что, учитывая три уровня сложности, у большинства прохождение займет несколько месяцев, но сути это не меняет. Не станут же они под нее клепать адд-оны как для WoW? Или станут?

  2. Atron 23 Май 2011 в 9:53 -

    Творчество и идеи — это настолько зыбкие вещи, что делать прогнозы только по наличию успешного автора очень сложно. Одно из заявлений о том, что Diablo-3 может надолго оттянуть аудиторию ММО, на мой взгляд, крайне сомнительное. Если в Blizzard так видят и чувствуют аудиторию и это не было просто незамутненной смыслом рекламой, мне кажется, стоит… ну, хотя бы дождаться презентации Titan, чтобы сформировать свое мнение.

    Безусловно, Blizzard сделали прекрасную игру, вышедшую в нужное время и набравшую максимальную аудиторию. Но это как шлягер — один пишут многие музыканты, а вот постоянно висеть в чартах, это уже не только проблеск таланта, а класс, высокий уровень. Со вторым старкрафтом же чуда не вышло, насколько понимаю. ММО — куда более тонкая работа.

  3. spawn 23 Май 2011 в 10:02 -

    Очень понравились твои мысли и идеи, помоему они очень даже здравые. Сам все чаще ловлю себя на мысле что хочеться играть, а как зайдешь на персонажа — тут-то и начинаешь круги по городу мотать. Ачивки уже не возбуждают как прежде. Рейды уже не доставляют. БГ и арена — я не особый фанат. Все больше и больше склонюясь к мысли «попробовать что-то новенькое», да хоть тот же рифт.
    Но ВОВ всеже торт. Очень доброжелательный для новичков, и, к сожалению, уже достаточно вторичный для игроков с 2-3годами игрового опыта.
    На самом деле, мне действительно интересно — что держит в игре людей котоыре играют с ванилы? Это ведь 6 долбаных лет — совсем не шутки.

  4. Egres 23 Май 2011 в 10:04 -

    20% магмаря — речь идёт о ХМ что ли?

  5. Deckven 23 Май 2011 в 10:05 -

    2 Egres. Речь идет о нормальном режиме )))

  6. Atron 23 Май 2011 в 10:11 -

    > Все больше и больше склонюясь к мысли “попробовать что-то новенькое”, да хоть тот же рифт.

    Так все же что-то новенькое или Rift? ;)

  7. Dollmaster 23 Май 2011 в 10:31 -

    А я вот никуда не собираюсь, вот синестру покрушили и вобще я теперь мега PvP Хант:) Хотя если честно с Блогом беда..может потому что я уже не гм :)

  8. HolyPriest 23 Май 2011 в 11:31 -

    Ваша проницательность, Стас, как всегда на высоте, кроме того, украл половину мыслей для еще не написанного поста без вайна впервые за долгое время.

  9. Yoba 23 Май 2011 в 11:31 -

    Внедрять нечто принципиално новое в WoW не имеет смысла

    Вот поэтому и ушел. После докачки 85 и месяца забегов внезапно осенило, что я всё это уже делал. Только картинки поменялись. А в RIFT’e всё то же самое.

  10. Awesome 23 Май 2011 в 11:42 -

    Вот проблема в том, что уходить некуда. Нет такой же клевой игры, как вов. Старворсы меня никогда не возбуждали, а безымянные миры…зачем они? Придется идти в реал:)

  11. boticelli 23 Май 2011 в 12:10 -

    Проблема D3 в конечности

    если рассматривать ПВП составляющую, то д3 может быть бесконечен. судя по видяшкам пвп там весьма вставляет. добавь к этому необходимость фарма боссов в какой то мере, вот тебе и почти ММО с бесконечным контентом.

  12. boticelli 23 Май 2011 в 12:13 -

    Со вторым старкрафтом же чуда не вышло

    еще как вышло. игра рассчитана на киберспортивную арену, и она сейчас эту самую арену просто рвет на части. в одной только корее ежемесячно разыгрывают по 100+ тысяч долларов в одном чемпионате. В США в совокупности разных мероприятий примерно столько же. для киберспорта SK2 просто бум.

  13. Микул 23 Май 2011 в 12:39 -

    Зная немного маркетинговую кухню корпораций изнутри, могу сказать, что плохие новости либо не публикуют, либо публикуют с какой-то целью. Метелице однозначно нужно снять с ВоВ иглы часть людей, чтобы присадить их на Diablo, релиз ведь скоро. Потом в умах пользователей нужно посеять мысль, что ВоВ не торт и бла бла, юзеры не сбегу — некуда, так званые кор-консюмеры будут и так платить каждый месяц, а потом трах-бах ТИТАН!!!!!!!!
    Я немного мониторю вакансии близов и могу сказать, что над проектом NEXTGEN MMO давно уже работает куча людей: исследователи, маркетологи, разработчики и т д. Судя по профилям работающих и требованиям к соискателям, близы опять порвут игровой мир и удвоят свою текущую аудиторию. Дядя Дэк прав, это закат.

  14. Atron 23 Май 2011 в 12:48 -

    Я прошу прощения, но неужели аудитория рогалика — это аудитория ММО? Куда денутся гильдии, связи в них, попытка обрести новые коллективные ощущения? Я, конечно, статистикой не обладаю и смотрю на все субъективно. Я понимаю, что отчасти тот же WoW во многом однопользовательский, а случайные группы (LFG) можно собирать и в Diablo, но как-то в глубине души надеюсь на то, что многие пришли в ММО за геймплеем с постоянным коллективом (пускай даже это только поиск идеального постоянного коллектива) и какими-то более-менее долгосрочными социальными связями.

  15. Микул 23 Май 2011 в 13:06 -

    Те, кто ищет соц. связи, тот и будет продолжать их искать в Азероте, Рифте…., те кто недоволен сингплэем в ВоВе и очень ждал его развития спокойно отойдет к Диабло, чтобы вернуться вновь, но уже на другой проект.

  16. Atron 23 Май 2011 в 13:10 -

    А, то есть мы о тех, кто ищет синглплея в ММО? Да, мотивации этих людей я действительно не очень понимаю и анализировать не готов.

  17. MAS 23 Май 2011 в 13:11 -

    Пик популярности рано или поздно проходят все.
    Честно говоря, я вообще удивляюсь как некоторые умудряются играть 3-5 лет без перерыва в одну игру (а если и есть перерывы, то небольшие). Впрочем, тут вопрос интереса и активности в игре. У самого скоро два года активной игры будет, а я еще и половины не знаю:)

    Так или иначе, рано или поздно все надоедает…
    Правда, когда хочется вновь вернутся в ММО (а такое бывает) оглядываешься и понимаешь, что идти-то и некуда.

    Взять тот же Рифт — если на старте проекта на сервера было не зайти, то сейчас все сервера, в любое время, заполнены лишь на половину, вне зависимости от региона. Причем, пошли слухи об объединении серверов. Тоже самое в свое время проходил Warhammer Online.

    С другой стороны — есть такая вещь, народной любовью называется. Например, я тут с удивлением узнал, что в начале марта в одном из московских клубов была презентация нового дополнения к Lineage II. Причем народу там собралось очень много — и из коммюнити и из разработчиков.
    Хотя казалось бы, игре — сто лет в обед и она уже давно не мелькала на страницах журналов и новостных порталов.

    Так что, конечно, когда-нибудь WoW будет уже не нов и будут новые «короли в жанре». Но в него все равно будут играть. Хотя бы из-за Вселенной Warcraft.

    p.s Если все же выпустят WC4, будет новый всплеск аудитории.

  18. MAS 23 Май 2011 в 13:14 -

    Кстати, говоря о гильдиях — ведь действительно часто заходишь просто поздороваться. Так и продлевают подписку сразу на полгода:)

  19. Atron 23 Май 2011 в 13:34 -

    LA2, фактически, песочница, хоть и с вкраплениями парка развлечений. Тут не очень корректно сравнивать. Песочницы удерживают намного дольше. Хотя и там я не всегда понимаю людей, проводящих годы за одним и тем же.

    Rift сделали странное — попытались клонировать, изначально отставая от оригинала на 6 лет контента. Тут замысел от меня ускользает. На изюм с Рифтами нормальной ставки в механике сделано не было, как я понял.

    C WAR’ом я особо не знаком, но там они наделали кучу ошибок, по словам авторитетных людей, что часто случается при работе с ММО. Просто они их сделали в самом начале, а Blizzard их делал чуть позже, попав с ванилой и не испортив БК.

    Повторюсь, у Blizzard одна успешная ММО. Да, это стопроцентное попадание, но это «один из одного». Статистики нет. На ниве синглплея они успешны, но это совершенно другая сфера. Это «вперивание». Тут важен цепляющий ролик, агрессивная информационная компания, тонны обещаний и люди побежали покупать. WAR и AoC так очень неплохо продавали коробки в начале, а потом пошел резкий спад, когда нужно было осуществить второй или третий платеж.

    WoW, насколько я понимаю, это череда очень разных экспериментов на протяжении шести лет, доказывающих, что команда далеко не всегда знала, что делает. Это череда не всегда удачных решений, исправляющих одно и вызывающих намного более негативные последствия (да, я могу быстро попасть на БГ или в инст, но это люди из других миров, которых ни в гильдию не пригласить, ни зафрендить).

  20. Atron 23 Май 2011 в 13:39 -

    Черт… агрессивная информационная кампания… как я мог. :)

  21. Set 23 Май 2011 в 14:30 -

    «Чем отличается FarCry от DOOM? По сути только графикой и более адекватной физикой мира. Чем отличается второй Starcraft от первого? Да ничем особенно. Прошел несколько миссий и понял, что все тот же “старик”, только в новой упаковке.» Фаркрай от ДУМа отличается стилем и духом игры и сильно. С таким же успехом можно попытаться уравнять его и Биошок или Контрстрайк. А Старкрафт стратегия, в отличие от скриптовой аркады Старкрафт 2. С таким же успехом можно сравнить 2 стратегии: DOW и DOW2. Юниты и производитель те же, а вот геймплей и впечатления разные.

    ВоВ теряет успешность из-за того, что мало того, что почти не развивается, но ещё и стремительно теряет эпичность. «В наше время надо бежать изо всех сил, чтобы остаться на одном месте. А если хочешь куда-то попасть, то надо бежать в 2 раза быстрее».

  22. Roman 23 Май 2011 в 15:12 -

    >> Те, кто ищет соц. связи, тот и будет продолжать их искать в Азероте, Рифте…., те кто недоволен сингплэем в ВоВе и очень ждал его развития спокойно отойдет к Диабло, чтобы вернуться вновь, но уже на другой проект.

    О каких социальных связях мы говорим?

    Социализация в процессе прокачки убита. Контент 1-60 перекроили так, что особой разницы проходить его в группе или соло — нет. Я тут решил покачать приста и с удивлением узнал, что цепочка Эрнестуэя в STV теперь элементарно делается соло. Помнится, качая паладина два с лишним года назад, мы собирали группу на последнего тигра, т.к. соло убить его и аддов было практически невозможно. И так везде. Мало этого, скорость прокачки просто удручает. Уровни с 23 по 32 удалось преодолеть за 3 часа игры (из +опыт шмоток только плечи и чест). Хочешь в данж? LFG к твоим услугам. У всех альтов, качавшихся после 3.3, пустые френд листы. Просто окружающие игроки вообще перестали быть интересны в процессе прокачки.

    Социализация в эндгейме? Я не знаю как там на топ серверах, но у нас текущие рейды «unpuggable». Т.е. все общение начинается и заканчивается гильдией.

    Так простите, какая мне разница во что играть в таких условиях — в групповую D3 или «MMO» WoW:C?

  23. Неправда 23 Май 2011 в 15:37 -

    Уважаемый Деквен, вы не могли бы дать ссылку на блог ГМ “Хранителей Легенд” о котором рассказываете? Сам найти пока не могу а почитать очень интересно.

  24. Pro100fox 23 Май 2011 в 15:53 -

    Мы не в Даркфолл пошли (хотя не без него),а вообще — ищем свое место. ДФ, думаю, только первая остановка.

    Атрону, кстати, хотел заметить, что песочницы, хоть и приедаются медленнее (согласен полностью), но не покрывают сразу всех интересов игрока (бывает такое настроение, что хочется, чтобы тебя за ручку..). А это грустно.

  25. Pro100fox 23 Май 2011 в 15:54 -

    Да, главное забыл сказать — статья правильная. Как говорится в народе — ППКС — подписываюсь под каждым словом. Обещаю больше не называть фан-боем :)

  26. Deckven 23 Май 2011 в 16:11 -
  27. Deckven 23 Май 2011 в 16:13 -

    2 Set. Это мое субъективное мнение, конечно же. Но для меня все различие состоит именно в этом. На меня дух игры как-то не произвел сильного впечатления.

    Насчет эпичности тоже не соглашусь. Эпичности как аз хватает. И одна из причин, почему RIFT не зацепил, как раз невразумительный сеттинг. А у WC история длинная.

  28. Deckven 23 Май 2011 в 16:30 -

    2 МАС. Стоит отдать должное близам — в WoW есть чем заняться и после пары лет более-менее регулярной игры. Я вот PvP для себя открыл только недавно. А сейчас в силу недостатка в гильдии танков подумываю о том, чтобы трансфернуть одного из своих персонажей и попробовать это новое для меня дело.

  29. Deckven 23 Май 2011 в 16:32 -

    2 HolyPriest. Все эти мысли мне подсказал Кэп ))).

  30. Pro100Fox 23 Май 2011 в 17:00 -

    Дек — попробовать танковать?! Э… Полез на корреспондент, искать новостей, что же там такое большое сдохло? 8-0

  31. Set 23 Май 2011 в 17:24 -

    Совершенно не вижу, почему бы благородному дону и не потанковать. ;) Время идёт, всё меняется. Я когда-то считал локов самым левым и подозрительным классом — этакие недомаги. Теперь вот мейн афлик. А иногда возникает желание побыть рогой или хилом…

  32. Pro100Fox 23 Май 2011 в 17:39 -

    Это-то да… Но ты бы слышал, как он вообще отзывался об игре другим классом — умереть не встать. А про попытку поиграть в другой роли даже и речи быть не могло. Так что — и правда, все меняется. Честно говоря, молодец.

  33. Pro100Fox 23 Май 2011 в 17:40 -

    Большая буковка «и» продолжает резать коменты.
    имхо, поиграть танком и хилом и ВоВ можно считать пройденым. Вот я и считаю :)

  34. MAS 23 Май 2011 в 17:49 -

    Эх, наслушался вас, пойду своего танка 11 уровня разбужу:)

  35. CrMad 23 Май 2011 в 18:40 -

    Дек всего лишь напомнил, что ничто не вечно под луною. Ничего страшного в этом нет. Думаю лет 5 еще поиграете =)А там метла подкинет чтонить более крутое.

  36. Deckven 23 Май 2011 в 19:23 -

    Сережа, дело в том, что мейн опять уперся в потолок. Одет-обут, в зандалариках все полутано, в рейдах без проблем даю 17-18к урона. Но вот с танками в гильдии сейчас напряг. ОТ дом ремонтирует, а нового взяли, так его еще одеть надо и обучить. Да и играет он нерегулярно. Вчера вон вместо Малориака и Атрамеда пошли в ЦЛК10, потому как есть еще один танк, но он без опыта вообще. Тренировались, короче. Вот я и подумал — а чем черт не шутит?

  37. Germes 23 Май 2011 в 20:27 -

    Согласен со смыслом статьи на все 100%.
    Но лично думаю, что причиной того что «катаклизм не торт» стало то, что он вобрал в себя все то лучшее, что может нам ВОВ.
    ВОВ рос, рос и вырос. От него нечего больше ожидать. Нет, конечно есть мелкие и не очень весчи которые можно былобы сделать, но как Декен сказал, это все пойдет в Титан.
    Когда ВОВ развивался и рос, каждый новый контент был ожидаем и радовал, а теперь мы, избалованные: ЛФГ, хитромудрыми боссами (сравните боссов ванилы и нынешних), рейдами на 10 и 20 человек, РБГ и гильд левелами да и кучей всего, о чем на заре ВОВ даже не мечтали, не знаем чего бы еще ждать от ВОВ. Вот он и не доставляет.
    Лично я жду Д3, а потом Титан. Думаю близзард вновь сделает шедевр. А пока играю в Фабл3.

  38. Kalika 23 Май 2011 в 21:51 -

    вы вот так здорово обсуждаете — Д3 конечна, Д3 три уровня сложности, д3 соло… откуда инфа? или вы думаете это будет просто д2 с новой графикой?

    и, да -близы ещё не выпускали продуктов, которые были не успешны )

    ЗЫ:
    после 6ти лет игры забил. вот уже месяц пытаюсь занять полученное время хоть чемнить ) друзей нет, интересов в жизни тоже особо нет… зато есть семья и аж два ребёнка )

    ЗЫЫ: глянул рифт. пожалел потраченых денег =(

  39. Peter 23 Май 2011 в 22:11 -

    Germes
    Не согласен, что он вобрал в себя все лучшее.
    Атмосфера мира сильно упала, на фоне ВОТЛК. Путешествовать там было намного интереснее, и проблема Артаса Менетила стояла куда опаснее, чем сейчас атаки Смертокрыла.
    Даже многие пвпшники с которыми я имел дело, постоянно поглядывали в сторону ПвЕ контента из за интереса, как обстоят дела по приближению к цитадели Артаса, и что ожидает нас потом. Сколько теорий было, по поводу того отдадут его на растерзание или нет).
    http://www.youtube.com/watch?v=e_oyXSSFAL0 Посмотрите это видео пожалуйста, взгляните сколько эмоций в этом моменте. В Катаклизме нечего подобного нет!

  40. Germes 23 Май 2011 в 22:23 -

    Я имел ввиду лучшее в плане игровых фишек. Если судить со стороны лора и наполнения контента, то мне лично Катаклизм гораздо интереснее чем тот же ВОТЛК. Так что тут на вкус и цвет … лучше не спорить друг с другом :)
    з.ы. Хотя я так понимаю, что мое прохладнео отношение к ВОТЛК связано с тем, что я совсем не игрался в Варик3.

  41. Set 24 Май 2011 в 1:24 -

    «и, да -близы ещё не выпускали продуктов, которые были не успешны» Всё когда-нибудь заканчивается. Пока они работают за счёт старых удачных наработок и агрессивного маркетинга. А это значит, что они сами толком не знают причины успеха. Старкрафт 2 в сингле превратили в скриптовую аркаду — уже тревожный звонок. Но эту игру выручает киберспорт. А вот насчёт Дьябло 3 я уже не уверен. Пиар, конечно, будет до неба, но сама идея игры на сегодняшний день может оказаться староватой.

  42. goodgod 24 Май 2011 в 1:38 -

    Свалил из ВОВа просто надоел, одно и то же только картинки поменялись, остальное осталось по-старому, очереди убивают, танка или хила качать влом. Играю в EVE жду стар ворсы. И почему все так ждут титан, по скудной информации он будет отличаться от ВОВ, иметь научно-фантастический сюжет, элементы шутера, возможно поклонники ВОВ даже играть в него не захотят. И так все загадочно интрига, и выйдет он скорее всего не ранее 2013.

  43. Germes 24 Май 2011 в 9:27 -

    То goodgod
    Лично я жду Титан именно потому, что это будет новая вселенная, новое поколение ММО, новое поле деятельности где есть развернуться гениям из Близзард.
    Касательно Д3, то большенство моих друзей «задротов Д2″ скептически относятся к Д3 и тоже сетует что будет не торт, а теже яйца только в профиль. А те, кто как и я, играл больше для удовольствия (не без известной меры задротства и беганий на пиндла и прочих за заветным шмотом) находимся в ожидании, и со значительной уверенностью, что будет шедевр.
    Возможно старички с палочкой будут сидеть в ИРКах и кричать, что раньше было круче, да и диабло был пострашнее, но уверенн, что большая армия поклонников у Д3 будет.

  44. Atron 24 Май 2011 в 9:32 -

    вы вот так здорово обсуждаете — Д3 конечна, Д3 три уровня сложности, д3 соло… откуда инфа?

    Как вариант — с официального сайта. :) В частности, раздела FAQ, и еще конкретнее — ответа на вопрос «Как изменилась игра Diablo III по сравнению с предыдущими играми серии?». Интернет творит чудеса! :)

    P.S. Никто, кстати, не говорит, что D3 обязательно соло, просто не стоит путать мультиплеер с ММО. :)

  45. Дег 24 Май 2011 в 9:46 -

    Мне все же кажется, что Дьябла и ВоВ играют на разных полях, потому особого оттока не будет, люди будут играть одновременно и в то и в то.

  46. Fr0zen 24 Май 2011 в 10:10 -

    Я уже давно забросил ВоВ, возвращаться туда совершенно не тянет. Очень жду Д3, т.к. и Д2 и Д1 «пилил» годами и особенно на Баттлнете.
    Чтобы не говорили, а отток 600к игроков при такой аудитории игры это даже не повод задуматься, а естественная ротация (люди вырастают, изменяются приоритеты в жизни, опять же усталость от игры). Свою аудиторию ВоВ сохранит еще долго, вселенная очень уникальна и шикарно проработана.

  47. Pro100Fox 24 Май 2011 в 10:44 -

    Дек, ты меня не понял :) Я ни в коем случае не осуждаю! Я наоборот — поддерживаю всеми конечностями.

  48. Pro100Fox 24 Май 2011 в 10:45 -

    Черт побери с этой букввой «и»!!! имхо — только отыграв всеми тремя ролями можно считать ВОВ пройденным. Так что, с нетерпением жду рассказов о танковании паладином (у тебя вроде только паладин есть из танкующих классов?)

  49. Kalika 24 Май 2011 в 11:19 -

    Как вариант — с официального сайта. :) В частности, раздела FAQ, и еще конкретнее — ответа на вопрос “Как изменилась игра Diablo III по сравнению с предыдущими играми серии?”. Интернет творит чудеса! :)

    а теперь попробуйте сами прочитать что там написано ) ничего про количество сложностей, ничего про хоть какую то схожесть с Д2.

    более того — они обещают модифицировать Б-нет, при этом , радикально. а это уже неплохая заява на нормальную многопользовательскую игру, сравнимую с ММО.

    более того, если раньше большенство игроков играли без выхода в б-нет (ибо никому не хотелось ключей покупать) то в данном случае близы могут сподвигнуть всех к офф-версии… в таком случае мультиплеер будет на новом уровне )

    да и… об игре ещё ничего толком не написано, кроме классов. как вы делаете какие то выводы о том «торт или не торт» о_О такое очучение , что вы говорите о д2 а не о д3.

  50. Kalika 24 Май 2011 в 11:21 -

    только отыграв всеми тремя ролями можно считать ВОВ пройденным.


    тока отыграв всеми классами тогда уж. к примеру танчить палом и танчить ДК — не то что две большие разници — это ваапще принципиально разные занятия )

  51. Atron 24 Май 2011 в 11:25 -

    Дружище, легче. :) Мне все равно, каким будет Дьябло, потому что я эту страницу одиночных виртуальных развлечений (к которым также отношу и игры с возможностью стихийного мультиплеера) давно перевернул. Я просто говорил о том, что это не ММО. Об этом можно говорить с уверенностью. И я сомневаюсь, что можно серьезно рассматривать отток пользователей из ММО в любой самый брендовый сингл. В официальном описании к игре в ключевых отличиях явно указано, что ключевых отличий не будет. :)

  52. MAS 24 Май 2011 в 11:37 -

    Кстати, насчет оттока. Лично я, если и делаю перерыв в WoW то ухожу именно в онлайн. Там, пока еще, для меня много интересного.

  53. Скорч 24 Май 2011 в 16:53 -

    А можно и я про Дьяблу скажу? Спасибо. Про конечность игры. Смею обратить ваше внимание, что народ до сих пор играет во вторую часть, причём немало и на б-нете. Дьябло коммьюнити оно как… ну как фанатское сообщество Depeshe Mode, идеологически стойкое, так сказать. Рецепт «бегать на Баала за шмотом, чтобы в нём ещё больше бегать на Баала», работает уже десять лет и будет работать и в третьей части, я уверен. Ну и не только, конечно. ММО элементы должны присутсвовать, всё-таки не двухтысячный год на дворе. А вот касательно сингла. Вот мне что-то подсказывает, что работать игра будет аналогично СК 2, тобишь только через Баттлнет 2.0. И подписка небось будет. И аддоны тоже будут, это уже давно было известно.
    Ну, а про отток из ВоВ… и так уже nuff said)

  54. Set 24 Май 2011 в 23:30 -

    НАРОД? Народ. народ! Не думаю, что этого народа слишком много. Люди до сих пор очень во много чего играют. В частности в ММОРПГ, в которых закрываются одни за другим сервера, или в тупейшие браузерки. Это не показатель качества игры. Этот народ и в Постал играет, и что?

  55. Скорч 25 Май 2011 в 0:07 -

    Хе, Постал. Вот не стоило ставить Дьяблу в один ряд с браузерками и тем более с Посталом, ой не стоило. Ты щас, амиго кровного врага заполучил в моём лице).
    Не будь Д2, не было бы и WoW, так что сравнение твоё неуместно.

  56. Jurii 25 Май 2011 в 9:35 -

    Вот заметил — про то что «погонял в героики, оделся, делать в игре нечего» как правило пишут люди без стабильных рейдовых гильдий/статиков. Не далее как на прошлой неделе добрались до Омнитрона хм, потраили два дня. Два дня занятых чистыми вайпами. И эти два дня мне было черт подери интересно вайпаться! Потому что красиво, потому что много разных свистелок и перделок, потому что следить надо за боем. К тому же прогресс вайпов виден вполне ясно и значит смысл в них — есть, народ притирается и работает сообща. После Омнитрона будет Валиона без рогуя (скорее всего), потом что то типа Алакира/Нефа/Чо, ну а после уже и 4.2 выйдет, и чем заняться можно будет найти если есть хоть немного желания.
    Вообще катаклизм оказался неожиданно хорош по сравнению с тем дерьмецом что нам подсунули в ЛК в первом же патче. Рейды со множеством градаций по сложности (сравним с ЛК где только Сарт+3 представлял сложность), квесты хотя и не отличающиеся сложностью но доставляющие атмосферой (хотя после 7го раза все равно становятся унылыми), три новых рарника которых можно кемперить за маунтами, различные ачивы (хотя Чокнутого оказуалили в хлам и альтернативы не предложили), и вполне себе кошерная градация по сложности героиков. Когда в первые дни/недели ты усираешься в хлам пытаясь все это пройти, а когда все интересующиеся себе все оттуда вынесли начинаются нерфы для криворуких рандомов которые также позволяют не напрягаясь бегать за ОД.
    Короче имхо — контент торт если есть с кем его посмотреть и пройти. А если нет друзей в вове то единственными спутниками станут туповатые рандомы и клешнерукие пуги что, конечно же, не способствует наслаждению от качественно сделанных рейдов/бг.

  57. Set 25 Май 2011 в 12:35 -

    «Не будь Д2, не было бы и WoW, так что сравнение твоё неуместно». А причём тут Д2? Может ты хотел сказать, что не будь Эверквеста и Вахи не было бы ВоВ (и Старкрафт)? ;)

  58. Kalika 25 Май 2011 в 14:15 -

    он намекает на то, что д2 и ск были первыми серьёзными сетевыми пробами близов. и если ск был просто для сражений, то д2 распологал и к качу и квестингу и прочему в составе групп разных людей. и не будь этого опыта, мы врятли бы увидели вов таким какой он есть.. а может и ваапще не увидели бы )

  59. Avicorn 25 Май 2011 в 14:30 -

    2Jurii
    Ты чертовски прав! В большинстве случаев, когда в игре никто не держит, искушение забить намного сильнее. Ребята из реала, которые в свое время затащили меня в ВоВ играют до сих пор именно по этой причине.
    Одно дело, когда зашел в игру, и через 15 минут рейд, и другое, когда зашел, а всех дел — по городу пару кругов нарезать.

  60. Set 25 Май 2011 в 14:34 -

    ВоВ делался исходя из опыта Эверквест, в первую очередь. И это он располагал к качу и квестингу в данном формате. Близзы лишь переделали его по своему разумению, исправив недостатки. Да и то во многом шли наугад. Те же инсты появились уже после выхода игры, для близзов это был эксперимент.
    P.S. Вы бы ещё квестинг из СуперМарио вспомнили, он практически такой же, как в Д2.

  61. Скорч 25 Май 2011 в 16:02 -

    2Set.
    Парень, перестань уже говорить гадости про Дьяблу, каждый раз когда ты это делаешь, Бог убивает по маленькому котёнку.

    И я имел ввиду именно то что сказал. Именно Д2 повлияла на ВоВ в первую очередь. Да, многое было взято из EQ, тот же квестинг например, Близзард это особенно и не скрывают, но как насчёт классовой системы? Паладин с аурами, ассасинша она же рога с комбопойнтами и финишером, друид-оборотень, сорка-маг, с практическими теми же самыми заклинаниями, ама как прообраз ханта, некр-фактически варлок. А ещё фактическое отсутствие сохранений. И система апгрейда вещей. И ты не поверишь, но в Д2 даже крафт был. И подземелья, в которые кроме как толпой на хелле было лучше не соваться. И забеги на босса ради шмота. Ничего не напоминает?

    Вот только год на дворе был очень даже двухтысячный, и Метелица ещё только подходила к задумке MMORPG (WoW был аннонсирован в 2001 году), поэтому как ты верно подметил, квестинг был как в Марио. Хотя в Марио на самом деле даже где-то нелинейнее, помню там был странный бесконечный уровень, где нужно было трубами пробираться, причём в определённой последовательности, а ещё принцесса-динамщица. Но вот только кто вообще играл в Д2 ради квестов? Это была ураганная игра, про то как вы с улюлюканьем несётесь по Bloody Foothills, кампанией из восьмерых (ну предположим) паладинов кроша всё окружающее в труху. Ради фана, блин, ради очередного левелапа. Ради SoJ’а в конце-концов. Этакий первобытный рейд.

    Это потом времена поменялись, и теперь про Дьяблу говорят, мол, там был «отстойный квестинг». Поверь, в третьей он будет отменным, потому что вопреки твоему заблуждению Близзард довольно редко идёт наугад. У неё для угадывания нанят штат маркетологов, социологов и финансовых аналитиков размером с городскую думу какого-нибудь областного центра. Особенно после прихода Котика.

    P.S. И раз уж мы сравниваем, то уж лучше с Ультимой, а не с Эверквестом. Там все эти фишки раньше появились.

    P.P.S. Где-то год назад для Дьяблы вышел оффициальный патч, да не простой, а контентный. Для, напомню, одиннадцатилетней игры. Добавили новые рунворды, шмотки, уберквест и одноразовую возможность респека. Поверь, в неё до сих пор играют.

    Простите, накипело:)

  62. MAS 25 Май 2011 в 16:48 -

    Хм, а я и в Д1 и в Д2 играл исключительно ради сюжета. Мультиплеер даже не пробовал, да и возможности попробовать не было:)

  63. Set 25 Май 2011 в 17:34 -

    1. Почему — гадости? Где вы их нашли? Д2 прекрасная игра, но вот к ВоВ имеет самое скромное отношение. Разве что классовая система, да и то надо ещё разобраться что к чему. Не будете же вы рассказывать, что те же файерболы сорки изобретение Близзард? Или вооружение классов? Если подумать, то эти классы вообще изначально стырены из AD&D. Близзард ведь работает по китайскому принципу: украсть всё, что можно, потом выпустить скопом и в ухудшенной / дешёвой версии. И, как и китайцы, имеют на этом отличный профит. Потому что и в этом подходе есть свои плюсы для пользователей.
    2. Патч, говорите? А поддержку больших разрешений ввели? А новых глюков нет? А то помнится периодическую непроходимость игры несколько лет устраняли.
    3. Именно с Эверквестом, а не с Ультимой. Близзы сами говорили, что брали за основу его. Квестинг вон ещё в Элите на Спектруме был, но вы же не станете выводить ВоВ от неё?
    4. В Х-СОМ 1 тоже периодически играют, а он куда старее Дьяблы. Ещё и любительские ремейки делают. И клоны выходят. И моды для клонов. http://ufogr.com/index.php?action=install;lang=ru Сделали бы и оригинальный ремейк, но Голлопам просто не повезло.
    5. Маркетологи, социологи и финансовые аналитики уже загубили громадное количество игр. К примеру — грандиозный Эверквест 2 (до которого во многом ВоВ как до Луны), многообещающие Ваху и ВКО. Да сам ВоВ. Потеря эпичности мира, скатывание его в набор мини-игр а-ля Споре приводит к оттоку игроков. «Спасибо» маркетологам. А ту же «ну очень продуманную» систему реального имени в ВоВ не забыли? Тоже матёрые профессионалы постарались, нормальный человек до такого идиотизма бы не додумался. Узок круг этих маркетологов, страшно далеки они от народа.

  64. Скорч 25 Май 2011 в 18:08 -

    2Set

    НАРОД? Народ. народ! Не думаю, что этого народа слишком много.

    Ладно, поведусь ещё раз на троллинг, хотя можно было и не так толсто.

    1. Я не буду утверждать что сорковские файерболы изобретение Близзард. Я буду утверждать что файербол ВоВовского мага это изобретение Дьябловской сорки. Внимательнее прочитай, пожалуйста, что я писал. А в вечный срач про то что Близзы воруют у Гейм Воркшоп я влезать не буду, увольте.

    2. Для того чтобы ввести поддержку больших разрешений в игре, изначально заточенной под 640х480, патча недостаточно. Нужен HD ремейк. Но никто не жалуется вроде. Нет, серьёзно, претензии к графике я слышу первый раз. Хотя да, не Крайзис. А новых глюков нет, инфа 100%, даже старые убрали.

    3. Тут не спорю. Квестинг как в ЭК. А бабушка всё-таки Ультима. В неё, кстати, тоже до сих пор играют. На фришках. Элита? А квесты были ещё в Bard’s Tale, не к ночи будь помянута. Да и Фродо у Толкиена не просто так по Мордору гулял.

    4. Икском говоришь. А что, в него на б-нете играют? А ладдер есть?

    5. Ну по пятому пункту ничего. Вайн «близы сгубили ВоВ» и прочее мне обсуждать не интересно.

    Да и вообще, чувак, у тебя действительно претензии к Д2 из-за квестов? Да брось. ВоВ и правда взял много всего практически у всех онлайновых ролевух своего времени. Я в любом случае буду считать Рогатого отцом ВоВ. Просто не вижу достойных аргументов не делать этого.

    P.S. И про котят не забывай.

  65. Set 25 Май 2011 в 19:08 -

    1. Файербол мага это файербол из AD&D, как и многое другое в классовой механике Д2 и ВоВ. Не надо выдавать ворованое за «своё». Или вы считаете, что если вы купили у вора украденное, то на этом этапе становитесь честным пользователем купленного, а продавец был законным владельцем вещи?
    2. Это не троллинг, не в моём вкусе сие. Я не согласен с вами и отвечаю. Для того и общение в блоге.
    3. Недостаточно патча? Я сейчас не назову проекты, но уже не раз встречал поддержку бОльших разрешений фанатскими патчами у старых проектов, с изначальной заточенностью под фиксированное разрешение. И без всяких НД-римейков.
    4. Значит не там спрашивали, раз претензий не слышали. Д2 на 20-дюймовом мониторе выглядит жутко. Глаза разъезжаются.
    5. В Х-СОМ и без б-нета играют. То есть популярность больше (учитывая возраст). Просто никто не поступает так, как Близзард: «Ну котик, ну маленький, ну ещё капельку».
    6. У меня нет претензий к Д2 из-за квестов и геймплея. Я просто считаю глупостью выводить ВоВ из Д2. Схожесть есть, но второе не следует из первого. ВоВ был бы таким же и без Дьяблы, благодаря Эверквесту, AD&D и Вархаммеру. Это их компиляция.
    P.S. «Мы их душили-душили, душили-душили, душили…». Хм, о чём это я? А ладно, проехали.

  66. Скорч 25 Май 2011 в 19:37 -

    Становится скучно перемалывать одно и то же, поэтому выскажусь только по некоторым нюансам.

    Про воровство. Эльфов придумали, кажется, кельты. Орков не знаю кто, но популярность им придал в основном уже упомянутый Толкиен. А я всего лишь говорю что классовую систему Близзард взяли из своей же игры. Порядком видоизменённую. Уже третий раз говорю. Да, я уверен что паладины и роги и друиды и чернокнижники были в AD&D, но много ли от них осталось в ВоВ. А в Д2?

    Касательно патча, давайте тут знающие люди выскажутся, дабы такие есть, но как по мне, максимум из картинки уже был выжат в экспаншене, 800х600. У Дьяблы столько фанатских модов, что если бы была техническая возможность, это бы уже сделали. Играл на 24 дюймах, терпимо, хотя наверное у меня глаза не так устроены.

    Далее, сравнивать XCom и Д2 это как сравнивать тот же ВоВ и какой угодно сингл игрой, даже не РПГ. То есть тёплое с мягким.

    «ВоВ был бы таким же и без Дьяблы». Мы вернулись к тому с чего начали. Не был бы.

  67. Set 25 Май 2011 в 20:47 -

    Значит останемся при своих мнениях.
    P.S. Кстати. Дьябло в своей основе тоже сингл-игра и даже не РПГ. Это аркада с ролевыми элементами. Но это не мешает вам сравнивать с ней ВоВ.

  68. Скорч 25 Май 2011 в 21:20 -

    Значит останемся.
    А про сингл… Что ж, кто-то и в ВоВ соло бегает, мизантропит. А что до жанра, то разработчики изобрели новый жанр выпустив Д2, hack’n'slash RPG.

  69. Set 25 Май 2011 в 22:10 -

    Хм, а разве ЕОВ и более ранние схожие игры не hack’n’slash RPG?

  70. Скорч 25 Май 2011 в 22:53 -

    Ай оф Бехолдер-то? Ннет, кажется нет. Она именно ролевая и компьютерная. Вроде с Диавола пошло наименование. Ну там потом Нокс, Данжн Сидж, Титан Квест и т.д.
    P.S. Хватит нам уже тут оффтопить наверное)

  71. Sang47 26 Май 2011 в 9:55 -

    дайте пожалуйста ссылку на 8ми страничный документ Яэль о том какой уг катаклизм
    очень интересно почитать

  72. Hanzo 26 Май 2011 в 13:31 -

    Согласен с тов. Скорч по всем пунктам. ВоВ был бы совсем другим не будь Д1/Д2, а может и не существовал бы вовсе. Кстати, не забывайте, что тот же файерболл (и много чего еще) был еще в Д1, которая вышла в лохматом 1996 году.

  73. Set 26 Май 2011 в 20:35 -

    Ну да, Д1 вышла куда как раньше, чем AD&D. Всего лишь через несколько десятков лет, когда файерболы уже были жуткой банальностью с во-от такой бородой. Но спорить со знатоком не буду.

  74. DagonCraft 26 Май 2011 в 21:20 -

    > дайте пожалуйста ссылку на 8ми страничный документ Яэль о том какой уг катаклизм
    очень интересно почитать

    Напиши вот сюда http://rewheel.blogspot.com/2011/05/blog-post.html свой е-мейл и она тебе этот документ пришлёт.

  75. Hanzo 27 Май 2011 в 6:33 -

    2Set
    1 — знатоком себя ни разу не считаю.
    2 — как я понимаю Вы говорите о вселенной AD&D в целом, а не о играх в частности (или какие-то игры на PC по AD&D вышли еще лет 25 назад?). Если я правильно Вас понял, то следуя этой логике можно приплести сюда тот же Вархаммер, Толкиена и все остальное… Короче опять начать обсуждение того, что близзы повсеместно воруют идеи и безнаказанно их используют. Дык к чему я это все… Да, собсно, к тому, что близзы, хоть и украли (да-да!) пару-тройку-десяток идей, но сделали из них в итоге супа-пупа-конфету, которую еще не удалось переплюнуть ни одной другой студии. А началось все именно с Диаблы и первых Варкрафтов, в которых близз заложило и показало народу свой стиль. Вот как-то так.
    P. S. Сорри за оффтоп, если таковым является.

  76. И ЗАЧЕМ? 29 Май 2011 в 0:57 -

    Я не понимаю зачем брюзжать слюной так как это делает Яэль на свои 8 страниц. Ты ведь провёл в этой игре так много времени и столько всего тут случилось по сути. А после даёшь пощёчину. напоминает расставание пары когда один не любит, а лишь насыщал свои потребности.

  77. И ЗАЧЕМ?? 29 Май 2011 в 0:58 -

    И мне совершенно не интересно что там кто-то написал на 8 или 100 страниц. ЧСВ и только. Вову буду благодарен всегда. И был с ним в плохие и хорошие времена и это нормально.

  78. Deckven 29 Май 2011 в 14:12 -

    Я не понимаю зачем брюзжать слюной так как это делает Яэль на свои 8 страниц.

    Не читал эти страницы и не собираюсь. Но реакция очень похожа на постинги вовдетокса. Там тоже есть «все бросаю, ухожу в монастырь», «вов больше не ест мой мозг, я свободен». Не знаю, может быть имеет смысл не переедать сладкого?

  79. nokt 4 Июнь 2011 в 8:50 -

    По поводу воровства идей. Ну если Леонардо Давинчи спер бы у соседа холст и нарисовал на нем Монолизу, то это конечно же воровство, но с точки зрения современного искуства уже пофиг откуда взялся чистый холст.

    По поводу -600к Близы признали, что вов начал клониться закату, как только анонсировали Титан. Согласен с Deckven, несколько лет вов еще протянет в топе, а потом скатится в небольшую игру с десятком серваков чисто для ценителей. В Ф2П сегмент мне кажется вов не перейдет, хотя хз. Близы сами признали, что вов уже для них не проект №1, так что ждем новый №1 и настальгируем о старых древних временах с зеленой травой в Мулгоре.

Leave A Response